Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Грибовой Е.Н, Кочергиной Т.В,
при секретаре Волковой М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С, гражданское дело по апелляционной жалобе истца Валиева А.Д. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 20 февраля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Валиева А*Д* к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения незаконным, признания права на обеспечение жильем, обязании принять на учет, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Валиев А.Д. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании отказа в предоставлении государственной услуги незаконным, признании за истцом права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма за счет средств федерального бюджета.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Валиев А.Д. с 24 октября 2017 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, на основании договора безвозмездного пользования. До указанного времени истец проживал в г.*** *** области на территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофа на Чернобыльской АЭС и отнесенной к зоне проживания с правом на отселение. 06 апреля 2018 года истец обратился в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях с учетом льгот, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", однако уведомлением Департамента городского имущества г.Москвы N 33-5-40592/18-(0)-1 от 24 мая 2018 года в предоставлении государственной услуги было отказано, поскольку истец проживает на территории г.Москвы на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, при этом обеспечен площадью жилых помещений более учетной нормы и в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления, совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Истец Валиев А.Д. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, направил в суд своего представителя по доверенности Корхову Л.В, которая заявленные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Алексанян А.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении искового заявления, поскольку права истца ответчиком не нарушены. Возражение на иск представитель ответчика поддержала в полном объеме.
Третье лицо ГБУ МФЦ по г. Москве в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщили.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Валиев А.Д. по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Шевкина А.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Иные участвующие в деле лица в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания не просили.
Полагая возможным рассмотреть дело в их отсутствие, п роверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Валиев А.Д. с 24 октября 2017 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, где занимает по договору безвозмездного пользования жилым помещением от 24 октября 2017 года на срок до 24 октября 2019 года отдельную квартиру, площадью жилого помещения 57,6 кв.м.
Кроме истца в указанном жилом помещении также зарегистрированы по месту жительства В* с 08 декабря 2017 года, В* с 09 июня 2015 года, В* с 05 сентября 2017 года, все они, включая истца, на данную жилую площадь прибыли из г.*** *** области.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15 июля 2015 года собственником квартиры, расположенной по адресу: ***, является В* оглы на основании договора дарения от 30 июня 2015 года.
Из материалов дела также следует, истец Валиев А.Д. имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается удостоверением серии *** от 20 февраля 2018 года, согласно которому истец Валиев А.Д. выехал добровольно из зоны проживания с правом на отселение, в период с *** года (с рождения) по 24 октября 2017 года проживала в г.*** *** области.
06 апреля 2018 года истец обратился в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Однако уведомлением Департамента городского имущества г.Москвы N 33-5-40592/18-(0)-1 от 24 мая 2018 года в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" истцу было отказано, поскольку Валиев А.Д, а также иные зарегистрированные в жилом помещении лица, проживают на территории г.Москвы на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, при этом обеспечены площадью жилых помещений по 14,4 кв.м, что составляет более учетной нормы, установленной в г.Москве для постановки на жилищный учет, а, кроме того, в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 72 Конституции РФ, ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, ст.ст. 13, 14, 51, 52 ЖК РФ, ст.ст. 1, 7, 8, 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции верно исходил из того, что оснований для признания незаконным уведомления Департамента городского имущества г.Москвы N 33-5-40592/18-(0)-1 от 24 мая 2018 года, которым истцу отказано в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", не имеется, поскольку истец проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет, обеспечен площадью жилого помещения более учетной нормы, что не соответствует установленным Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" условиям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Судебная коллегия с выводами суда об отказе в удовлетворении иска соглашается.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что судом не полно и не всесторонне исследованы все обстоятельства по делу, суд не принял во внимание, что Валиев А.Д. относится к категории лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, не учел, что истец просил принять его на жилищный учет для обеспечения жилым помещением не за счет средств муниципального бюджета, а как имеющего право на обеспечение жилым помещением, установленное федеральным законом и за счет средств федерального бюджета. Истец полагает, что его право на обеспечение жилым помещением установлено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а Закон города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в данном случае применению не подлежит.
Между тем, приведенные в жалобе доводы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований для отмены постановленного судом решения, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего жилищного законодательства.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п.7 ст. 17 Закона).
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такие условия определены в Жилищном Кодексе РФ.
В силу ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В субъекте Российской Федерации - городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" ж ители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Как предусмотрено п. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", учетная норма площади жилого помещения - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В силу ч.3, 4 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
На основании ст.7 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" ж ители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Как видно из материалов дела, Валиев А.Д, а также В*,В*,В* проживают в отдельной квартире по адресу: ***, площадью жилого помещения 57,6 кв.м, где на каждого приходится по 14,4 кв.м. площади жилого помещения.
При этом, все зарегистрированные в жилом помещении лица на территории города Москвы проживают на законных основаниях менее 10 лет.
Указанные обстоятельства не отвечают предусмотренным Законом города Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения условиям для признания граждан нуждающимся в жилых помещениях.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе то обстоятельство, что истец Валиев А.Д. относится к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку данное обстоятельство не порождает субъективного права Валиева А.Д. на постановку на жилищный учет и получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", без учета положений Жилищного Кодекса РФ и Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", которым определяются порядок и условия признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения, в частности на территории субъекта, выбранного местом жительства.
Какой-либо отдельный порядок и условия признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилого помещения положениями Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 не предусмотрены.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, иному толкованию норм материального права и повторяют изложенную ранее в исковом заявлении позицию, которая была предметом исследования, а также оценки суда и была им правомерно отвергнута.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Валиева А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.