Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
судей Дементьевой Е.И, Кочергиной Т.В,
при секретаре Распитине А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В.
дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Коптевского районного суда города Москвы от 18 апреля 2019г, которым постановлено: Исковые требования Щугоревой И. И.к Департаменту городского имущества г. Москвы об определении долей в общей собственности на квартиру, включении имущества в наследственную массу, установлении факта родственных отношений, установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по закону - удовлетворить.
Определить доли Майзенберга И. И, Ушеренко Е.И, Щугоревой Л.Н, Щугоревой И.И, Щугоревой (Чуваевой) П.П. в праве общей (совместной) собственности в размере по **** доли за каждым в квартире по адресу: г. Москва, ул. ****.
Признать за Щугоревой И. И. и Щугоревой (Чуваевой) П.П. право собственности на ////доли за каждой в праве собственности на квартиру по адресу: г////.
Включить в наследственную массу *** доли в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** после смерти Ушеренко Е.И, умершей *** г.
Включить в наследственную массу *** доли в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** после смерти Майзенберга И.И, умершего *** мая *** г.
Включить в наследственную массу *** доли в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** после смерти Щугоревой Л.Н, умершей ***
Установить факт родственных отношений между матерью - Ушеренко Е. И, **** г. рождения, умершей *** г, и сыном - Майзенбергом И.И, **** г. рождения, умершим **** г.
Включить в наследственную массу после смерти Майзенберга И.И, умершего *** г, *** долю принадлежавшую Ушеренко Е. И, умершей *** ***г, в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. ***.
Установить факт принятия наследства Щугоревой Людмилой Николаевной и Щугоревой И. И. после смерти Майзенберга Ильи Иосифовича, умершего *** *** г.
Признать за Щугоревой Инной Ильиничной право собственности в порядке наследования по закону после смерти отца - Майзенберга Ильи Иосифовича, умершего 21 мая *** г, на *** долю в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. ***.
Определить долю Щугоревой Людмилы Николаевны в порядке наследования по закону после смерти мужа - Майзенберга Ильи Иосифовича, умершего 21 мая *** г, в размере *** долт в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. ***.
Включить в наследственную массу после смерти Щугоревой Л.Н, умершей ** г, *** доли в праве на квартиру по адресу: г***. ***.
Установить факт принятия наследства Щугоревой И.И. после смерти матери - Щугоревой Л.Н, умершей **** г.
Признать за Щугоревой И.Н. право собственности в порядке наследования по закону после смерти матери - Щугоревой Л.Н, умершей **** г, в размере *** долей в праве на квартиру г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. ***.
Окончательно признать за Щугоревой И.И. право собственности на /// доли в праве собственности на квартиру г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. ***; за Щугоревой (Чуваевой) П. П. признать право собственности на *** доли в праве собственности на квартиру г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** (кадастровый номер ////,
установила:
Щугорева И.И, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества г..Москвы об определении долей в общей собственности на квартиру, включении имущества в наследственную массу, установлении факта родственных отношений, установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по закону, ссылаясь на то, что квартира по адресу: г..Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** была передана в собственность в порядке приватизации: Щугоревой И.И, отцу - Майзенбергу И.И, бабушке - Ушеренко Е.И, матери - Щугоревой Л.Н, дочери - Чуваевой (Щугоревой) П.П. Поскольку доли каждого сособственника в общей совместной собственности определены не были, просил определить долю каждого в размере *** доли в праве на указанную квартиру. 18 декабря 2003 г..умерла Ушеренко Е.И, наследником первой очереди по закону после ее смерти является сын умершей - Майзенберг И.И, который после смерти матери принял наследство, однако в шестимесячный срок для принятия наследства к нотариусу г..Москвы не обратился, умер 21 мая *** г..Документы, свидетельствующие об изменении фамилии в браке - "Майзенберг" на девичью фамилию - "Ушеренко" отсутствуют, однако факт родственных отношений подтверждается другими документами, поэтому просил установить факт родственных отношений между матерью - Ушеренко Е.И. и сыном - Майзенбергом И.И.; включить в наследственную массу после смерти Майзенберга И.И. *** долю в праве на квартиру, принадлежащую Ушеренко Е.И. 12 февраля 2018г. умерла мать истца - Щугорева Л.Н.
Поскольку после смерти Майзенберга И.И. она и мать - Щугорева Л.Н, приняли наследство, просил установить факт принятия наследства Щугоревой И.И. и Щугоревой Л.Н. после смерти Майзенберга И.И.; включить доли умерших по договору приватизации и в порядке наследования в наследственную массу после смерти каждого; признать за ней право собственности по договору приватизации и в порядке наследования после смерти отца - Майзенберга И.И. и Щугоревой Л.Н. на // доли в праве собственности на квартиру по адресу: г..Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. ***.
Истец Щугорева И.И. и ее представитель по доверенности - Недвижаева Л.П. в суде исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности - Мельникова Г.С. в суде исковые требования не признала, указав, что факт принятия наследства и факт родственных отношений между умершими не нашел в суде своего подтверждения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Щугорева П.П. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. В представленном в суд заявлении просил дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования Щугоревой И.И. признает.
Ранее допрошенная в судебном заседании Щугорева П.П. исковые требования истца признала, указав, что умершая Ушеренко Е.Н. приходилась ее дедушке - Майзенбергу И.И. матерью.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, нотариус г. Москвы Микаелян А.Р. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Департамент городского имущества Москвы, в лице представителя по доверенности Гаврикова К.П, по доводам апелляционной жалобы, полагая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Как следует из материалов дела, квартира по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** на основании договора передачи от 16 апреля 1993 г. в порядке приватизации находится в общей собственности без определения долей (совместной): Майзенберга И.И, Ушеренко Е.И. (матери), Щугоревой Л.Н. (жены), Щугоревой И.И. (дочери), Чуваевой (Щугоревой) П.П. (внучки).
Ушеренко Е.И. умерла *** г.
Майзенберг И.И. умер *** г.
Щугорева Л.Н. умерла **** г.
Чуваева П.П. переменила фамилию - Чуваева на фамилию - Щугорева, что подтверждается свидетельством о перемене имени от 8 февраля 2006 г, о чем составлена запись акта о перемене имени N 16 от 8 февраля 2006 г. в Дмитровском отделе ЗАГС Управления ЗАГС Москвы.
Суд разрешая требования об определении долей в праве общей совместной собственности, руководствовался ст. ст. ***4, ***5 ГПК РФ исходил из того, что поскольку доли сособственников указанной выше квартиры не определены, доли собственников квартиры являются равными и определилдоли Майзенберга И.И, Ушеренко Е.И, Щугоревой Л.Н, Щугоревой И.И, Чуваевой (Щугоревой) П.П. в праве общей совместной собственности в размере *** доли за каждым в квартире по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** и признании за Щугоревой И.И. и Щугоревой (Чуваевой) П.П. права собственности по *** доли за каждой в праве собственности на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. ***.
Поскольку Ушеренко Е.И, Майзенберг И.И. и Щугорева Л.Н. скончались, с учетом требований ст. 1112 ГК РФ суд верно пришел к выводу о включении по *** доли в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** в наследственную массу после смерти каждого -Ушеренко Е.И. (*** доли), Майзенберга И.И. (*** доли), Щугоревой Л.Н. (*** доли).
Разрешая требования об установлении родственных отношений, суд установил, что наследственное дело к имуществу Ушеренко Е.И, умершей **** г, не открывалось. Документы, подтверждающие изменение фамилии Майзенберг на Ушеренко Е.И, отсутствуют. Согласно объяснений истца в суде первой инстанции следует, что ее бабушка была по национальности еврейкой, в целях избежать репрессии в годы Великой Отечественной войны, она изменила свою фамилию на девичью - Ушеренко. Из свидетельства о рождении Майзенберга И.И. следует, что его родителями являются: отец - Майзенберг И. А. и Майзенберг Л.И.
Согласно архивной справки Государственного архива г. Киева, имеется актовая запись N 379 от **** г. в Октябрьском отделе регистрации актов гражданского состояния г. Киева о регистрации брака гражданина Майзенберга И.А. и Ушеренко Л.И.
Из справок ФГБУН "Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук" следует, что "***" и "***" - варианты одного отчества, "***" и "***", "***" и "***" - варианты одного имени.
Из заявления о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации от 8 апреля 1993 г. следует, что квартира по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** была передана в собственность: Майзенберга И.И, его матери - Ушеренко Е.И, жене - Щугоревой Л.Н, дочери - Щугоревой И.И. и внучке - Чуваевой П.П.
Руководствовался ст.ст. 264,265 ГК РФ, д ав надлежащую оценку представленным доказательствам, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, допросив свидетелей по делу пришел к выводу о том, что факт родственных отношений между матерью - Ушеренко Е.И, ***** г. рождения, уроженкой с. Левково Иванковского района Житомирской области, и сыном - Майзенбергом И.И, 19 июля 1938 г. рождения, уроженцем г. Киева, нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследником по закону первой очереди является Майзенберг И.И, умерший *** *** г, который на день смерти проживал в выше указанной квартире. После смерти Ушеренко Е.И, умершей **** г, наследственное дело не открывалось.
Виду того, что иных наследников первой очереди после смерти Ушеренко Е.И. не имеется, Майзенберг И.И, умерший до истечения шестимесячного срок для принятия наследства после смерти матери, являлся единственным наследником по закону первой очереди, суд со ссылкой на ст.ст. 1142,1146 ГК РФ пришел к выводу, что *** доля Ушеренко Е.И. в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. **** *** должна быть включена в наследственную массу после смерти Майзенберга И.И. При таких обстоятельствах, наследственным имуществом после смерти Майзенберга И.И. будет являться 2/5 доли в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *******, дом 4, кв. *** (*** доля в порядке приватизации + *** доля в порядке наследования после смерти матери - Ушеренко Е.И.).
Руководствуясь ст. 1153 ГК РФ суд пришел к выводу об установлении факта принятия наследства после смерти Майзенберга И.И. - женой умершего - Щугоревой Л.Н. и дочерью умершего - Щугоревой И.И. Поскольку наследниками по закону первой очереди после смерти Майзенберга И.И, умершего ** *** г, являются: жена умершего - Щугорева Л.Н. и дочь умершего - Щугорева И.И, что подтверждается свидетельством о браке, свидетельством о рождении.
Из наследственного дела к имуществу Майзенберга И.И. видно, что с заявлениями о принятии наследства обратились: 9 апреля 2008 г. - Щугорева И.И, 17 марта 2011 г. - Щугорева И.И, действующая за себя и от имени Щугоревой Л.Н.
17 марта 2011 г. нотариусом ** выданы свидетельства о праве на наследство по закону Щугоревой Л.Н. и Щугоревой И.И. на наследственное имущество в виде жилого дома и земельного участка в Ярославской области.
Щугорева Л.Н. и Щугорева И.И. после смерти Майзенберга И.И. вступили в наследство путем фактического владения наследственным имуществом, поскольку оставались проживать в спорной квартире, пользовались наследственным имуществом, несли расходы по содержанию наследственного имущества.
Доля каждого из наследников - Щугоревой Л.Н. и Щугоревой И.И. в наследственном имуществе - в квартире по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** будет после смерти Майзенберга И.И. составлять по *** доли в праве на указанную квартиру (2/5 наследственная масса : 2 наследника).
Щугорева Л.Н. умерла 12 февраля 2018 г, за Щугоревой И.И. суд признал право собственности в порядке наследования по закону после смерти отца - Майзенберга И. И, умершего *** *** г, на *** долю в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. ***; определить долю Щугоревой Л. Н. в порядке наследования по закону после смерти мужа - Майзенберга И. И, умершего 21 мая *** г, в размере *** доли в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** и включить в наследственную массу после смерти Щугоревой Л.Н. 2/5 доли в праве на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. *** (*** доля в порядке приватизации + *** в порядке наследования после смерти мужа - Майзенберга И.И.).
Из наследственного дела к имуществу Щугоревой Л.Н, умершей 12 февраля 2018 г, усматривается, что с заявлением о принятии наследства 8 мая 2018 г. обратилась дочь умершей - Щугорева И.И.
Щугорева И.И. в установленный законом срок обратилась к нотариусу г. Москвы с заявлением о принятии наследства. Кроме того, суд установил, что Щугорева И.И. фактически приняла наследства, поскольку после смерти матери осталась проживать в спорной квартире, пользовалась наследственным имуществом, несла расходы по содержанию наследственного имущества. При таких обстоятельствах, верным является вывод суда, что Щугорева И.И. является единственным наследником первой очереди по закону после смерти матери - Щугоревой Л.Н. и следует признать право собственности на 2/5 доли в праве собственности на квартиру по адресу: г. Москва, ул. *** ***, дом 4, кв. ***.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Довод апелляционной жалобы Департамента городского имущества города Москвы о том, что не представлено достаточных доказательств заявителем о степени родства Ушеренко Е.И. и Майзенберг И.И. судебная коллегия отклоняет. Суд в соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Результаты оценки доказательств суд отразил в решении суда, в котором приводятся мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а также приведены основания, по которым принял эти доказательства и положил в основу решения суда не согласится с которой (оценкой) у судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда оснований не находится, в связи с чем доводы апелляционной жалобы отвергаются, как несостоятельные.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке доводы апелляционной жалобы не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Коптевского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.