Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С,
судей Дементьевой Е.И, Васильевой Е.В,
при секретаре Игнатовой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Фисенко Е.В. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 24 декабря 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Фисенко Е.В. к ДЖО МО РФ, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании обеспечить жилым помещением или государственным жилищным сертификатом, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Фисенко Е.В. обратился в суд с иском к ответчикам ДЖО МО РФ, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании обеспечить жилым помещением или государственным жилищным сертификатом.
Исковые требования мотивированы тем, что приказом командира войсковой части... от... года N024 истец Фисенко Е.В. был уволен с военной службы по истечении срока военной службы по контракту на основании п.п. "б" п. 1 ст.51 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе". В период прохождения военной службы Фисенко Е.В. на основании решения жилищной комиссии согласно выписке из протокола N70 заседания жилищной комиссии в/ч... от 10 января 2007 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (для получения жилых помещений либо государственного жилищного сертификата). На обращения истца в ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ" ему было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку 22 июня 2008 года Фисенко Е.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине "выбыл". Полагая, что должен быть обеспечен либо жилым помещением либо государственным жилищным сертификатом в установленном законом порядке, поскольку само снятие Фисенко Е.В. с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным, так как действующим на тот момент законодательством не было предусмотрено такого основания для снятия военнослужащего с жилищного учета как "выбыл", истец просил суд обязать ответчиков восстановить его на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ДЖО МО РФ обеспечить истца жилым помещением или государственным жилищным сертификатом.
Истец Фисенко Е.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, обеспечил явку своего представителя, который поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не предоставил.
Представитель ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил в суд возражения на иск, в которых просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Фисенко Е.В. по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Фисенко Е.В, его представителя Инзарцева Н.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что истец Фисенко Е.В. согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части... от 10 января 2007 года N70 в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (для получения жилых помещений либо государственного жилищного сертификата), как имеющий выслугу лет, при неподписании контракта на основании пп. "б" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153.
С 26 июня 2008 года по истечению срока военной службы по контракту истец на основании приказа командира войсковой части... от... года N123 был уволен в запас с общей продолжительностью службы 15 лет 10 месяцев.
Как установлено судом, в период прохождения военной службы истцу было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное на территории закрытого военного городка, по адресу:.., на состав семьи 4 человека.
Впоследствии распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2012 года N487-р указанный военный городок был исключен из перечня закрытых.
В период с 2014 года по 2017 год истец неоднократно обращался в ФГКУ "Востокрегионжилье" и Министерство обороны РФ по вопросам исключения из списков на получение государственного жилищного сертификата и наличия оснований для постановке на учет, включения в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, обеспечения жилым помещением или государственным жилищным сертификатом.
Ответами ФГКУ "Востокрегионжилье" от 19 мая 2014 года, 28 июля 2015 года, 23 ноября 2017 года и Министерства обороны РФ от 29 ноября 2017 года истцу было сообщено, что согласно архивным сведениям ФГУ "12 КЭЧ района" Минобороны России с 22 июня 2008 года истец был снят с жилищного учета по основанию "выбыл", в настоящее время к категории граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением или государственным жилищным сертификатом по линии Министерства обороны РФ, истец не относится, в связи с чем обязательства у линии Министерства обороны РФ за счет средств федерального бюджета через органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по обеспечению истца и членов его семьи постоянным жилым помещением по договору социального найма или государственным жилищным сертификатом отсутствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пп. "б" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153, оценил представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Фисенко Е.В, с чем судебная коллегия соглашается.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на дату снятия истца с жилищного учета), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о восстановлении на жилищном учете и обязании обеспечить его жилым помещением либо государственным жилищным сертификатом, суд первой инстанции верно исходил из того, что истец на момент снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий утратил основания быть обеспеченным жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, поскольку был уволен в 2008 году с военной службы не по льготным категориям (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), а по истечению срока действия контракта при общей продолжительности военной службы менее 20 лет, а именно 15 лет 10 месяцев, в связи с чем истец не подпадал под категорию граждан, подлежащих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечению за счет средств федерального бюджета через органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, постоянным жилым помещением по договору социального найма или государственным жилищным сертификатом.
Одновременно суд также правомерно учитывал, что военный городок, на территории которого истцу и членам его семьи в период прохождения военной службы было предоставлено служебное жилое помещение, распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2012 года N487-р был исключен из перечня закрытых.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что снятие истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий являлось незаконным, так как действующим на тот момент законодательством не было предусмотрено такого основания для снятия военнослужащего с жилищного учета как "выбыл", судебной коллегией отклоняются, как не влекущие отмену постановленного судом решения, поскольку фактически с жилищного учета истец был снят ввиду утраты оснований, дающих ему право на улучшение жилищных условий, то есть на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих граждане приобретают с началом военной службы и утрачивают с окончанием военной службы.
Уволившись с военной службы, истец статус военнослужащего утратил в 2008 году, был снят с жилищного учета и каких-либо правовых оснований для его восстановления на жилищном учете и обеспечения жилым помещением либо государственным жилищным сертификатом в порядке ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" в настоящее время не имеется.
Обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба истца не содержит, по существу доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, а также иному толкованию правовых норм, что не является предусмотренными ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены постановленного судом решения.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют материалам дела. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 24 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Фисенко Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.