Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Чертановского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"В удовлетворении иска фио к наименование организации о взыскании денежных средств - отказать",
установила:
фио обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к наименование организации о взыскании денежных средств.
Иск мотивирован тем, что истец является клиентом наименование организации и держателем банковских карт, а также владельцем вклада "Управляй", пользователем услуги "Мобильный банк, подключенной к номеру мобильного телефона. дата по банковской карте истца, без ее согласия были произведены операции по списанию денежных средств. Денежные средства были переведены с банковского вклада "Управляй", зарегистрированного на ее имя, на счет карты, а потом со счета карты были зачислены на счет третьего лица. При этом истец она не заходила на сайт банка и не выполняла вход в Онлайн-кабинет. Мошенническими действиями были похищены денежные средства на сумму сумма Считает, что банк нарушил условия договора банковского обслуживания, в частности, условия услуги "Мобильный банк". Истцу были направлены СМС-уведомления с номерами паролей, наименование организации и списания денежных средств ей не направлялись. При получении СМС- уведомлений с паролями она не могла понять и осознать, что с ее счета производятся списания денежных средств мошенниками. Она была вынуждена зайти на сайт Сбербанка и обратиться в службу безопасности, с просьбой заблокировать ее счета, написала заявление о запрете проведения операций, блокировке и перевыпуске карт. Указанные заявления были написаны ею еще, когда списанные с ее счетов денежные средства находились в банке и фактически не были переведены на другие счета и, соответственно, банк имел возможность отменить указанные операции.
Истец просит взыскать с ответчика денежные средства в размере сумма, проценты з пользование чужими денежными средствами сумма
В судебном заседании истец фио и его представитель фио заявленные требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика фио в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, представил письменные возражения на иск (л.д.91-96).
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио и ее представителя фио, поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика фио, возражавшего против апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец фио является держателем банковских карт наименование организации N 676280388218383591, N639002389022494306. N 5469380023322612, N 4276300010991597 и пользователем услуги "Мобильный банк", подключенной к номеру мобильного телефона телефон, обеспечивающей держателю банковской карты доступ к денежным средствам, находящимся на карте, контроль за движением денежных средств путем просмотра электронных сообщений на мобильном телефоне держателя карты.
Договор на выпуск и обслуживания банковской карты является договором присоединения. Условия Договора определены Банком в стандартной форме, соответствующей нормам гражданского права Российской Федерации, и рассматриваются как предложение Банка, а физическое лицо, подписав стандартную форму (Заявление - Условия), таким образом, акцептует сделанное предложение.
Согласно п. 1.10 Договора действие договора распространяется на Счета карт, открытые как до, так и после заключения Договора, а также на вклады и т.д.
Согласно имеющимся в Банке сведениям к карте Истца N676280388218383591 была подключена услуга "Мобильный банк - Эконом пакет" дата, на которую в соответствии с Руководством пользователя МБ, тарифами и Руководством пользователя Сбербанк Онлайн не направляются уведомления об операциях, авторизациях по счету банковской карты, так как эта услуга является бесплатной.
В рамках Договора Клиенту предоставляется возможность проведения банковских операций через удаленные каналы обслуживания. Основанием для предоставления услуг проведения банковских операций в системе "Сбербанк ОнЛ@йн" является подключение Клиента к система "Сбербанк ОнЛ@йн" путем получения Идентификатора пользователя (через устройство самообслуживания Банка с использованием Карты и вводом ПИНа или через Контактный Центр Банка) и постоянного пароля (через устройство самообслуживания Банка с использованием Карты и вводом ПИНа или мобильный телефон Клиента, подключенный к системе "Мобильного банка" по Картам) (п.п. 3.6, 3.7 Условий Приложение N 4). Услуги предоставляются при условии положительной идентификации и аутентификации Клиента в системе "Сбербанк ОнЛ@йн".
Пунктом 1.5 Условий банковского обслуживания физических лиц клиенту предоставляется возможность проведение банковских операций через следующие удаленные каналы обслуживания: система "Сбербанк Онлайн", услуга "Мобильный банк", устройства самообслуживания банка, контактный центр.
Согласно п.2.5 приложения N4 к условиям подключения держателя к услуге "Мобильный банк" осуществляется на основании волеизъявления клиента на подключение к услуге "Мобильный банк" одним из следующих способов: в подразделении банка на основании заявления на подключение услуги "Мобильный банк" установленной банком формы, подписанного собственноручной подписью клиента или аналогом собственноручной подписи клиента; через устройство самообслуживания банка, подключение проводится с использованием карты и подтверждается вводом пина; через контактный центр банка на номер телефона клиента, зарегистрированный в банке, подключение производится при условии сообщения корректной контрольной информации клиента; через систему "Сбербанк онлайн" на номер телефона клиента, зарегистрированный в банке и содержащейся в базе данных банка, подключение к услуге производится вводном одноразового пароля.
В соответствии с п.3.16 приложения N1 к условиям, держатель карты обязуется: не сообщать ПИН, постоянный пароль, одноразовые пароли и контрольную информацию, не передавать карту (ее реквизиты) для совершения операций другим лицам, предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения, хищения карты; нести ответственность по операциям совершенным с использованием ПИН-кода, кодов, сформированных на основании биометрических данных держателя карты, постоянного пароля, одноразовых паролей.
Согласно п. 2.3 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Приказом Банком России дата N 383-П, удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде составлено полномочным лицом.
дата истцом были получены пароли и идентификатор, необходимые для входа в систему Сбербанк ОнЛ@йн на номер мобильного телефона.
Как указала истец в судебном заседании, данные о паролях и идентификаторе она сообщила третьим лица, которые представились сотрудниками службы безопасности банка.
Согласно Условиям держатель карты обязан выполнять Условия и правила, изложенные в Памятке Держателя, не сообщать ПИН-код и не передавать карту (ее реквизиты) для совершения операций другими лицами, предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения, хищения карты, нести ответственность по операциям, совершенным с использованием ПИН-кода
Без использования, имеющихся у клиента идентификатора пользователя и паролей, вход в систему "Сбербанк Онлайн" невозможен.
Для входа в систему "Сбербанк Онлайн", требуется дополнительная аутентификация клиента с использованием одноразовых паролей, получаемых клиентом через "Мобильный банк" или устройство самообслуживания.
При проведении всех операций в системе Сбербанк Онлайн были использованы правильный логин, постоянный и одноразовые пароли, которые Банк, для дополнительной аутентификации и идентификации клиента, направлял смс-сообщениями на номер мобильного телефона истца, подключенного к системе "Мобильный банк".
Таким образом, с учетом того, что при входе в систему "Сбербанк Онлайн" и проведении операций были использованы данные карты, правильный идентификатор, логин и пароль, полученные истцом на его номер телефона, с использованием банковской карты и пин-кодом, лицо, вошедшее в систему, в соответствии с условиями договора было определено, как клиент Банка, распоряжения которого для Банка обязательны к исполнению.
В соответствии с Условиями, клиент согласен с тем, что Банк не несет ответственности за последствия компрометации идентификатора пользователя, постоянного и/или одноразовых паролей клиента, а также за убытки, понесенные клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц.
Банк не несет ответственности, в случае если информация о карте, ПИНе, контрольной информации клиента, идентификаторе пользователя, логине, паролях системы "Сбербанк Онлайн" станет известной иным лицам в результате недобросовестного выполнения клиентом условий их хранения и использования.
Клиент несет ответственность за все операции, проводимые в подразделении Банка, через устройства самообслуживания, систему "Мобильный банк", систему "Сбербанк Онлайн" с использованием предусмотренных условиями банковского обслуживания средств его идентификации и аутентификации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст.ст. 845, 847,848,849,854 ГК РФ, п.14 ст.3, ч.7 ст.5, ч.9 ст.8, ч.15 ст.9 Федерального закона от дата N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", п. 2.14 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России дата N 383-П, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
При этом суд правильно исходил из того, что списание денежных средств истца произошло в соответствии с установленными для проведения такой банковской операции правилами посредством телефона, указанного истцом при подключении услуги "Мобильный банк".
Банк надлежащим образом исполнил свои обязательства по заключенному между сторонами договору. Операции по списанию денежных средств со счета истца были проведены через систему подключения истцом Мобильного банка, с указанием им телефона; на момент проведения операции карта не была заблокирована; на счете было достаточное количество денежных средств.
Ссылка истца на то, что ответчик не известил ее путем смс- уведомлений о закрытии счета и списании денежных средств, в связи с чем, произошло хищении принадлежащих ей денежных средств, судом признан несостоятельной, поскольку истцу был подключен экономный пакет услуги мобильный банк, который является бесплатным, по которому не предусмотрено уведомление об операциях, совершаемых по счету банковской карты, данная услуга является платной при подключении полного пакета (л.д.97-100).
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что материалами дела не подтверждено, что списание денежных средств со счета карты происходило в связи с неправомерными действиями ответчика.
Доводы истца о том, что в момент написания ею заявлений о блокировке карт и несанкционированного снятия денежных средств фактически снятые с ее счетов денежные средства находились в банке и соответственно могли быть ответчиком возвращены истцу, суд также признал несостоятельными в силу положений п.14 ст.3, ч.7 ст.5, ч.9 ст.8, ч.15 ст.9 Федерального закона от дата N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", п. 2.14 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России дата N 383-П, поскольку со счета карты истца на счет карты получателя произведены переводы и их подтверждение дата, именно с этого момента наступила безотзывность перевода средств, то есть, после исполнения перевода, истец не мог отозвать свои распоряжения о переводе платежей, а банк не вправе был их исполнять.
Судебная коллегия считает, что решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежащим образом оценены судом.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на п.3.16. Условий банковского обслуживания о том, что услуги Сбербанк-Онлайн по депозитарному обслуживанию физических лиц предоставляются только при условии наличия дополнительного соглашения к договору о вкладе, не влияет на законность решения суда, поскольку депозитарное обслуживание связано с ценными бумагами, а не денежными средствами.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств и выводов суда, но не опровергают их, поэтому не служат основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чертановского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.