Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
судей Грибовой Е.Н, Кочергиной Т.В,
при секретаре Распитине А.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе истца Трофименковой Э.Г. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 марта 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ТрофименковойЭ*Г* к Департаменту городского имущества г. Москвы, об обязании выделить пригодное для проживания изолированное жилое помещение, и заключении договора социального найма - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Трофименкова Э.Г. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании выделить пригодное для проживания изолированное жилое помещение, заключить договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Исковые требования мотивированы тем, что истец с 01 октября 1988 года была временно зарегистрирована в общежитии по адресу: ***. Регистрация предоставлялась истцу при трудоустройстве на работу на швейную фабрику АО "***".С 08 января 1992 года истец с сыном Трофименковым Д.С. постоянно зарегистрирована по вышеуказанному адресу. В настоящее время все документы выдаются истцу с указанием на квартиру N***, на имя истца открыт лицевой счет N***, истец несет бремя содержания жилого помещения, вносит плату за коммунальные услуги, задолженности не имеет. 02 ноября 2000 годана основании распоряжения Главы районной управы "Преображенское" N 152/о-ж, истец в составе семьи из двух человек (Трофименкова Э.Г. и Трофименков Д.С.) была принята на учет по улучшению жилищных условий. 13 ноября 2012 года истцом было подано заявление для заключения договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение. В процессе оформления документов выяснилось, что за истцом и сыном закреплено жилое помещение общей площадью 0,01 м.кв, что является непригодным для проживания и нарушает ст. 50 ЖК РФ, а также нарушает возможные санитарные нормы, установленные законодательством. После выяснения вышеуказанного обстоятельства 2012 году истцу было предложено воспользоваться одной из программ Правительства Москвы по улучшению жилищных условий.
Однако рассмотрев все возможные варианты, на которые истец была согласна, выяснилось, что ни один из вариантов не может быть ей предоставлен по тем или иным причинам. С 2018 года сын истца по адресу общежития не проживает и не зарегистрирован, истец продолжает быть зарегистрированной по указанному адресу, однако не имеет реальной возможности там проживать, в связи с чем просила суд обязать Департамент городского имущества г..Москвы выделить ей пригодное для проживания изолированное жилое помещение по месту постоянной регистрации истца, в случае отсутствия такового, предоставить ей аналогичное жилое помещение из других существующих жилых фондов, имеющихся в распоряжении Департамента городского имущества г..Москвы на территории г..Москвы; обязать Департамент городского имущества г..Москвы заключить с истцом договор социального найма на предоставленное, изолированное жилое помещение.
Истец Трофименкова Э.Г. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, направила в суд своего представителя, который исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Трофименкова Э.Г.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истцаТрофименковой Э.Г. по доверенности Лепешонкова О.А, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных отсутствующих в деле лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается, что истецТрофименкова Э.Г. в составе семьи из двух человек (она, сын Трофименков Д.С.) с1992 года былазарегистрированана койко-месте в бывшем общежитии, расположенном по адресу: ***.
С 2000 года Трофименкова Э.Г. с сыном приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетное дело N ***.
23 июня 2016 года истец обратилась в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о заключении с ней договора социального найма на занимаемое жилое помещение.
Письмом от 17 июля 2015 года N ДГИ-ГР-260123/15-1 Департамент городского имущества г.Москвы сообщил истцу, что данный вопрос находится на рассмотрении.
09 февраля 2016 года Трофименкова Э.Г. повторно обратилась к ответчику по вопросу заключения договора социального найма, на что получила ответ от 01 марта 2016 года N ДГИ-ГР-12671/16-1, согласно которому для рассмотрения ее жилищного вопроса необходимо предоставить перечень документов.
04 апреля 2016 года истец предоставила в Департамент городского имущества г.Москвы затребованные документы, однако письмом от 04 мая 2016 года N ДГИ-ГР-37276/16-1 в заключении договора социального найма ей было отказано ввиду того, что истец фактически на койко-месте в бывшем общежитии не проживала, изолированного помещения в нем не имеет, документ, послуживший основанием для вселения (ордер), не представлен.
19 марта 2018 года Трофименкова Э.Г. обратилась к ответчику по вопросу перерегистрации учетного дела и получения субсидии.
Письмом от 18 апреля 2018 года N ДГИ-ГР-13158/18-1 Департамент городского имущества г.Москвы сообщил Трофименковой Э.Г, что ранее семьи истца на жилищном учете состоит 2984 семьи, номер истца в очереди на получении субсидии - 2587, при этом перерегистрация учетного дела истца приостановлена, в связи с необходимостью предоставления ряда документов, поименованных в письме от 17 апреля 2018 года N ДГИ-И-29294/18.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 2 указанной статьи в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.
Вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: жителям города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу статьи 18 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (вместе с "Перечнем стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в многоквартирных домах в городе Москве", "Перечнем правовых актов, дающих гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, право на дополнительную площадь по состоянию здоровья") за счет средств города Москвы обеспечивается право на жилые помещения жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и признанных нуждающимися в жилых помещениях, а также иных граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы, за исключением граждан, указанных в статье 19 настоящего Закона.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса, в соответствии с которым жилое помещение предоставляется гражданам, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 17 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, правильно применяя нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения,оценил представленные в материалы дела доказательства и верно указал, что истец не обладает правом на внеочередное предоставление жилья, состоит в списке очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000 года, права на улучшение жилищных условий не лишена, реализации данного права осуществляется в порядке очередности, в связи с чем предоставление ей жилого помещения, фактически минуя очередность, противоречит действующего законодательству.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Как видно из материалов дела истец принята на жилищный учет с 2000 года, номер семьи истца в очереди по г.Москве по состоянию на апрель 2018 года составлял 2984, номер в очереди на получении субсидии - 2587, то есть перед истцом значилось более 2 500 семей, претендующих на улучшение жилищных условий и предоставление им жилых помещений, а также получение жилищной субсидии, по отношению к которым истец каких-либо льгот или преимуществ на улучшение жилищных условий вне имеющейся очереди не имеет, так как право на улучшение жилищных условий у данных семей возникло ранее Трофименковой Э.Г, а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Каких-либо доказательств наличия у семьи истца преимущественного права на внеочередное улучшение жилищных условий в материалы дела не представлено.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически основаны на неверном толковании норм материального праваприменительно к обстоятельствам, установленным при рассмотрении спора по существу судом первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Трофименковой Э.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.