Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В, Михайловой Р.Б,
при секретаре Агаевой Г.Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело N2а-2947/18 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по Московской области по доверенности Начкебия А.О. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2018 года, которым постановлено:
Административный иск удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Московской области от 19 марта 2018 года об отказе в государственной регистрации права.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности Бабенко И.В. на 3745/690000 долей в жилом доме и 535/14000 долей в праве собственности на места общего пользования по адресу: *,
УСТАНОВИЛА:
Бабенко И.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании решения административного ответчика от 19.03.2018 года об отказе в государственной регистрации права собственности истца на объект недвижимого имущества, а именно: 3745/690000 долей в жилом доме и 535/14000 долей в праве собственности на места общего пользования по адресу: * на основании вступившего в законную силу решения Раменского городского суда Московской области от 23.10.2017 года и обязании зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимого имущества.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Бабенко И.В. явилась, просила исковые требования удовлетворить; представитель административного ответчика не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель административного ответчика по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Московской области по доверенности Титова Б.Б, административного истца Бабенко И.В, проверив решение и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как указано в пункте 233 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы, в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта, удостоверяется в:
1) надлежащем оформлении копии судебного акта;
2) вступлении судебного акта в законную силу;
3) наличии в судебном акте сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В пункте 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Раменского городского суда Московской области от 23.10.2017 года удовлетворен иск Бабенко И.В. к Фокину Е.Н, Фокину Н.Н, Карповой Т.М, Колокольникову М.Г. о прекращении права долевой собственности и признании за истцом права собственности на 3745/690000 долей в жилом доме и 535/14000 долей в праве собственности на места общего пользования по адресу: *.
12.12.2017 года Бабенко И.В. обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на вышеуказанный объект недвижимого имущества, однако, решением административного ответчика от 18.12.2017 года государственная регистрация была приостановлена, а 19.03.2018 года истцу было отказано в государственной регистрации.
Как следует из содержания решения о приостановлении регистрации права, причиной его принятия явилось отсутствие в ЕГРН сведений о праве общей долевой собственности Фокина Е.Н. на 3745/690000 долей в жилом доме по адресу: *.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Московской области от 19 марта 2018 года об отказе в государственной регистрации права, при этом исходил из того, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты; при этом в ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указано, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
С решением суда в части признания незаконным решения Управления Росреестра по Московской области судебная коллегия оснований не согласиться не усматривает, полагая, что выводы суда об удовлетворении этих требований административного истца являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи.
Вместе с тем, придя к правильному выводу о признании незаконным оспариваемого решения, суд первой инстанции указал в резолютивной части решения о возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Бабенко И.В. на 3745/690000 долей в жилом доме и 535/14000 долей в праве собственности на места общего пользования по адресу: *.
Однако, суд не учел, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН на 1/28 долю Фокина Е.Н. в праве общей долевой собственности на здание (жилой дом) с кадастровым номером * внесена запись о запрете на совершение регистрационных действий. Указанные обстоятельства должны быть проверены и учтены при осуществлении государственной регистрации права. При этом, суд не вправе подменять собой иные компетентные государственные и муниципальные органы, реализующие свои полномочия в рамках предусмотренной законом компетенции.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 этого же федерального закона).
Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Исходя из изложенного, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части возложения на Управление Росреестра по Московской области обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Бабенко И.В. на 3745/690000 долей в жилом доме и 535/14000 долей в праве собственности на места общего пользования по адресу: *подлежит изменению, обязав Управление Росреестра по Московской области повторно рассмотреть заявление Бабенко И.В. о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 12.12.2017 N50-50/023-50/023/015/2017-511.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2018 года изменить в части возложения на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанности осуществить государственную регистрацию права, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно рассмотреть заявление Бабенко И.В. о государственной регистрации права.
В остальном решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.