Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Коневой С.И, Гордеевой О.В,
при секретаре Щербаковой Ю.Е,
рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело N2а-69/2018 по апелляционной жалобе административных истцов Тариканова Д.В, Гараниной И.Н. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 1 марта 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Гараниной И.Н, Тариканова Д.В. к Департаменту экономической политики и развития города Москвы о признании решения незаконным - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Тариканов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту экономической политики и развития города Москвы, в котором просил признать незаконным отказ Департамента экономической политики и развития города Москвы и Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы во включении здания по адресу: г. Москва, *, в Реестр апартаментов для целей предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц, выраженный в письмах от 15.03.2017 г. N ДПР-11-381/17 и от 29.04.2017 г. N 21-60-7620/7, и обязать Департамент экономической политики и развития города Москвы и Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы включить здание по адресу: г. Москва, -, в Реестр апартаментов для целей предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц.
Гаранина И.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту экономической политики и развития города Москвы, в котором просила признать незаконным отказ Департамента экономической политики и развития города Москвы во включении здания по адресу: г. Москва, *, в Реестр апартаментов для целей предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц, выраженный в письме от 15.03.2017 г. N ДПР-11-375/17, и обязать Департамент экономической политики и развития города Москвы и Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы включить здание по адресу: г. Москва, *, в Реестр апартаментов для целей предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц.
Определением суда от 1 марта 2018 года указанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Тариканов Д.В, представляющий также интересы Гараниной И.Н, доводы административных исков поддержал; административный истец Гаранина И.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о времени судебного заседания надлежащим образом; представитель административного ответчика Федотов П.С. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просят административные истцы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административных истцов Тариканова Д.В, Гараниной И.Н, представителя административного ответчика Федотова П.С, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении дела судом установлено, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений в здании по адресу: *.
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В указанный Перечень на 2015 год под пунктом 488 включено здание с кадастровым номером *, расположенное по адресу: *.
Из материалов дела также следует, что в ответ на обращение Гараниной И.Н. по вопросу включении здания по адресу: г. Москва, *, в Реестр апартаментов для целей предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц Департаментом экономической политики и развития города Москвы было направлено письмо от 15.03.2017 г. N ДПР-11-375/17 подписанное заместителем руководителя Департамента Багреевой М.А, которым административный ответчик уведомил об отсутствии оснований для включения Здания в Реестр апартаментов и об отсутствии оснований для применения специального порядка расчета налога на имущество физических лиц в отношении расположенных в нем нежилых помещений.
В ответ на обращение Тариканова Д.В. по вопросу включении здания по адресу: г. Москва, *, в Реестр апартаментов для целей предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц Департаментом экономической политики и развития города Москвы были направлены письма от 15.03.2017 г. N ДПР-11-381/17 и от 29.04.2017 г. N 21-60-7620/7 подписанные заместителем руководителя Департамента Багреевой М.А, которым административный ответчик уведомил об отсутствии оснований для включения Здания в Реестр апартаментов и об отсутствии оснований для применения специального порядка расчета налога на имущество физических лиц в отношении расположенных в нем нежилых помещений.
Также судом установлено, что решением Московского городского суда от 12.12.2017 г. в удовлетворении административного искового заявления Гараниной И.Н, Тариканова Д.В. о признании недействующим пункта 488 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" отказано.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав установленные на их основании обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований не находит.
Законом г. Москвы от 19.11.2014 N 51 "О налоге на имущество физических лиц" предусматривается, что апартаменты рассматриваются в качестве помещений, пригодных исключительно для целей проживания граждан, предоставляя собственникам таких помещений налоговые льготы. При этом положениями вышеуказанного закона предусмотрен специальный реестр апартаментов, создаваемый и регулируемый в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26 октября 2016 года N 705-ПП "О порядке формирования реестра апартаментов для целей предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц".
Постановлением Правительства Москвы от 26 октября 2016 г. N 705-ПП "О Порядке формирования реестра апартаментов для целей предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц" утвержден Порядок формирования реестра апартаментов для целей предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц
Согласно пункту 5 Порядка в Реестр включаются здания, которые одновременно удовлетворяют следующим условиям:
5.1. Здание включено в перечень, определенный в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Перечень), на год, предшествующий году включения здания в Реестр.
5.2. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию или в акте приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, выданных (утвержденных) в отношении здания, содержится информация о наличии в данном здании апартаментов.
5.3. В здании расположены одно или несколько нежилых помещений, которые одновременно удовлетворяют следующим условиям:
1) в отношении нежилого помещения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится запись о произведенной по состоянию на 1 января года, предшествующего году включения здания в Реестр, или в течение указанного года государственной регистрации права собственности одного или нескольких физических лиц;
2) площадь нежилого помещения не превышает 300 квадратных метров;
3) кадастровая стоимость одного квадратного метра нежилого помещения, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, предшествующего году включения здания в Реестр, составляет не менее 100000 рублей.
Как следует из представленных документов, в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию здания, расположенного по адресу: г. Москва, Трубная площадь, д.2 отсутствует информация о наличии в данном здании апартаментов.
При этом, обследованием Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы установлено, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001080:1027 фактическим используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При таких данных, оснований для признания незаконными оспариваемых решений не имеется.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, решение, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции полагает, что оснований полагать, что действия административного ответчика в оспариваемой части не соответствуют закону, нарушает права административных истцов не имеется, поскольку отсутствуют основания для включения здания в реестр апартаментов и применения специального порядка расчета налога на имущество физических лиц в отношении расположенных в нем нежилых помещений; права и законные интересы административных истцов в связи с совершением административным ответчиком оспариваемых действий, решений, нельзя полагать нарушенными, требующими их судебного восстановления.
Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела, а также учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решений, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 1 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.