Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Лукьянченко В.В,
при секретаре Щербаковой Ю.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Гонконгской международной компании с ограниченной ответственностью "ВАНЬШЭН" на решение Басманного районного суда г. Москвы от 27 ноября 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Гонконгской международной компании с ограниченной ответственностью "ВАНЬШЭН" к Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконными решений об отказе в выдаче разрешений на работу иностранным гражданам, оформленных уведомлениями об отказе в выдаче разрешений на работу иностранным граждан, отказать".
УСТАНОВИЛА:
Гонконгская международная компания с ограниченной ответственностью "ВАНЬШЭН" обратилась в суд с административным иском к Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконными отказов в предоставлении государственной услуги, связанной с оформлением и выдачей разрешений на работу иностранным гражданам, обязании оказать испрашиваемую государственную услугу, обосновывая свои требования тем, что правовых оснований для отказа не имелось, весь необходимый перечень документов для оформления разрешений на работу был предоставлен компетентному органу.
Представители административных истцов в судебное заседание явились, настаивали на удовлетворении требований. Представитель административного ответчика ГУВМ МВД России в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административного иска.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещались в установленном законом порядке.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Басманного районного суда г. Москвы от 27 ноября 2018 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что представитель филиала Гонконгской международной компании с ограниченной ответственностью "ВАНЬШЭН" в городе Уссурийске 25.12.2017 и 09.02.2018 обратился в ГУВМ МВД России в целях получения государственной услуги, связанной с оформлением разрешений на работу гражданам КНДР ****, ***, ***, ***, ***, ****, ****, ***, ****, ***, которые направлялись Гонконгской международной промышленной компанией с ограниченной ответственностью "ВАНЬШЭН" для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации в филиале Компании в городе Уссурийске, в связи с чем им были поданы соответствующие ходатайства и пакет документов, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным приказом МВД России от 01 ноября 2017 года N 827.
Для подтверждения условий, предусмотренных указанным пунктом Требований к уровню квалификации, административным истцом в ГУВМ МВД России были представлены справки об опыте работы по специальности, а также рекомендательные письма в отношении граждан КНДР ****, ***, ***, ***, ***, ****, ****, ***, ****, ***,
Согласно тексту представленных Гонконгской международной промышленной компанией с ограниченной ответственностью "ВАНЬШЭН" рекомендательных писем, они свидетельствуют о благонадежности и порядочности иностранных граждан, а также содержат характеристики их профессиональной деятельности и надлежащее исполнение ими своих трудовых обязанностей. Неоднократно повышали уровень квалификации в сфере строительства, однако, сведения о документах, их реквизитах, а также непосредственно документы, подтверждающие данное обстоятельство, указаны и представлены не были.
Какой-либо информации, подтверждающей высокий уровень квалификации и (или) незаурядные знания иностранных граждан, данные письма не содержат.
По результатам рассмотрения данных ходатайств и приложенных к ним документов ГУВМ МВД России 13.02.2018, 27.03.2018 в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 13.5 Федерального закона N 115-ФЗ были приняты решения об отказе в выдаче разрешений на работу указанным гражданам КНДР, административному истцу были направлены соответствующие уведомления об отказе в выдаче разрешений на работу иностранным гражданам, поскольку не представлены надлежащие документы подтверждающие квалификацию работников.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии со ст. 65 КАС РФ освобождает участвующих лиц от необходимости их дальнейшего доказывания.
Согласно статьи 3 Закона N 115-ФЗ, законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 13.5 Федерального закона N 115-ФЗ, иностранные граждане, направляемые иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства - члена Всемирной торговой организации (далее - иностранная коммерческая организация), для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации в филиале иностранной коммерческой организации (далее - иностранные граждане), получают разрешение на работу при условии, что такие иностранные граждане не менее одного года в течение периода, непосредственно предшествующего их направлению в Российскую Федерацию, осуществляли трудовую деятельность по найму в направляющей их иностранной коммерческой организации и при этом направляются:
1) в представительство иностранной коммерческой организации для замещения должности, исполнение обязанности по которой предусматривает осуществление руководства и координации деятельности представительства (включая должность руководителя представительства);
2) в филиал или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации в качестве ключевого персонала: для замещения должности руководителя филиала либо дочерней организации иностранной коммерческой организации; для замещения иных должностей при условии, что направляемые иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность по оказанию услуг на территории Российской Федерации с предполагаемым получением заработной платы в размере не менее двух миллионов рублей из расчета за один год (365 календарных дней), обладают высоким уровнем квалификации и (или) незаурядными знаниями, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и необходимыми для оказания услуг этими филиалами или дочерними организациями иностранной коммерческой организации.
Несоблюдение указанных условий является одним из оснований отказа в выдаче разрешения на работу иностранным гражданам в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 13.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Пунктом 2 Требований к уровню квалификации установлено, что иностранный гражданин может осуществлять трудовую деятельность в иностранной коммерческой организации при соблюдении не менее 2 из следующих условий:
а) наличие у иностранного гражданина опыта работы не менее 4 лет в области оказания услуг, предоставляемых на территории Российской Федерации дочерней организацией или филиалом иностранной коммерческой организации, в которые направляется иностранный гражданин;
б) наличие у иностранного гражданина ученой степени и (или) ученого звания, признаваемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
в) наличие рекомендательного письма, подтверждающего высокий уровень квалификации и (или) незаурядные знания иностранного гражданина, от иностранной организации, направляющей данного иностранного гражданина;
г) наличие рекомендательного письма от профессиональной ассоциации или организации либо их союза, членом которых является иностранная коммерческая организация и (или) иностранный гражданин;
д) наличие у иностранного гражданина достижений в конкретной области деятельности, подтвержденных патентами, авторскими свидетельствами, научными публикациями, документами, содержащими сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, или документами, представленными организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала.
Указанные условия, по смыслу Требований к уровню квалификации, и являются требованиями к высокому уровню квалификации и (или) незаурядным знаниям иностранных граждан, направляемых для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств - членов Всемирной торговой организации.
Согласно пункту 3 Требований к уровню квалификации, соответствие высокого уровня квалификации и (или) незаурядных знаний иностранного гражданина требованиям, предусмотренным настоящим документом, подтверждается документами, выданными на территории иностранного государства или на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
При этом по смыслу статьи 60 Закона об образовании квалификация лица подтверждается документом об образовании и о квалификации и/или документом о квалификации. Согласно пункту 11 статьи 60 данного закона, квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции исходи из того, что при подаче ходатайств в ГУВМ МВД России заявителем не были предоставлены вышеуказанные документы (об образовании и о квалификации, о квалификации), подтверждающие соответствие высокого уровня квалификации и (или) незаурядных знаний иностранных граждан требованиям, предусмотренным Требованиями к уровню квалификации. Соответственно, не были соблюдены условия, предусмотренные пунктами 2 и 3 Требований к уровню квалификации. Данное обстоятельство не позволило сделать вывод о соблюдении иностранными гражданами условий, указанных в пункте 2 статьи 13.5 Федерального закона N 115-ФЗ. В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 данной статьи несоблюдение указанных условий является основанием для отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными основанными на нормах материального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы административного истца о незаконности требования предоставления документов, не предусмотренных пунктом 59 Регламента, при обращении в ГУВМ МВД России с ходатайством о выдаче иностранным гражданам, направляемым для осуществления трудовой деятельности в иностранной коммерческой организации на территории Российской Федерации, разрешения на работу, обоснованно отвергнут судом первой инстанции как противоречащий установленным обстоятельствам дела и требованиям закона.
Пунктом 59 Регламента определен перечень документов, необходимых для получения разрешения на работу иностранному гражданину, направляемому для осуществления трудовой деятельности в иностранной коммерческой организации на территории Российской Федерации, данный перечень документов является исчерпывающим.
Вместе с тем, условия и порядок получения разрешения на работу иностранными гражданами, направляемыми иностранной коммерческой организацией для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации в филиале иностранной коммерческой организации, определяются статьей 13.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Абзацем третьим подпункта 2 пункта 2 статьи 13.5 Федерального закона N 115-ФЗ к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено установление требований к уровню квалификации и (или) знаниям иностранных граждан, направляемых для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств - членов Всемирной торговой организации. На основании указанной нормы Правительством Российской Федерации были изданы Требования к уровню квалификации.
В Требованиях к уровню квалификации (пункт 3) указано, что соответствие высокого уровня квалификации и (или) незаурядных знаний иностранного гражданина требованиям, предусмотренным настоящим документом, подтверждается документами, выданными на территории иностранного государства или на территории Российской Федерации, то есть без предоставления вышеуказанных документов необходимое соответствие подтвердить невозможно, следовательно, невозможно определить, соблюдены ли все условия, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 13.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд правомерно счел обязательным соблюдение условия предоставления административным истцом документов, указанных в пункте 3 Требований к уровню квалификации, при обращении в ГУВМ МВД России с ходатайствами о выдаче разрешений на работу иностранным гражданам, направляемым для осуществления трудовой деятельности в иностранной коммерческой организации на территории Российской Федерации.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно Резолюции Совета Безопасности ООН от 11 сентября 2017 года N 2375 и от 22 декабря 2017 года N 2397 ограничена возможность выдачи разрешений на работу гражданам Корейской Народно-Демократической Республики.
Резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций являются обязательными к исполнению государствами-членами, включая Россию, поскольку в силу статьи 25 Устава ООН члены организации соглашаются в соответствии с настоящим Уставом подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.
Статья 103 Устава ООН устанавливает, что в том случае, когда обязательства членов организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу.
Устав ООН представляет собой международный договор по смыслу Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ), ратифицированный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1945 года. При этом вследствие принятия Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2015-1 "О денонсации Договора об образовании СССР" Российская Федерация в порядке правопреемства стала государством-членом ООН.
Таким образом, выполнение резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций является обязательством Российской Федерации, вытекающим из положений Устава ООН и подлежащим исполнению как в силу Конституции Российской Федерации, так и в соответствии со статьей 31 Закона N 101-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 32 Закона N 101-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Российской Федерации, обеспечивают выполнение обязательств Российской Стороны по договорам и осуществление прав Российской Стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств.
В силу статьи 13.5 Закона 115-ФЗ выдача разрешения на работу иностранным гражданам, направляемым для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Всемирной торговой организации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
Выполнение ГУВМ МВД России положений Резолюции Совета Безопасности ООН не может рассматриваться как нарушение Регламента, поскольку наложенные международным актом ограничения являются безусловным основанием для принятия соответствующего решения об отказе в выдаче разрешения на работу.
В данном случае Регламент и Федеральный закон N115-ФЗ, устанавливающие порядок выдачи разрешения при соблюдении определенных условий подачи документов, не могут при формальном выполнении заявителем установленных данными актами требований, преодолеть силу международных актов, которыми прием и выдача разрешений на работу и приглашений в отношении граждан КНДР временно приостановлены.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана правильная оценка, с которой согласилась судебная коллегия; они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 27 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гонконгской международной компании с ограниченной ответственностью "ВАНЬШЭН" б ез удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.