Судебная коллегия по административным деламМосковского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретареКуркиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В,административное дело N 2а-166/19 по апелляционной жалобе административного ответчика Сорокина А.М.на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 11 апреля 2019 года, которым постановлено:
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Сорокина А.М, ***года рождения, зарегистрированного по адресу: ***.
Признать водительское удостоверение серии *** N ***, *** Сорокину А.М, *** года рождения, недействительным.
Обязать Сорокина А.М. сдать водительское удостоверение серии *** N ***, выданное *** и свидетельство об окончании автошколы в ***.
Взыскать с Сорокина А.М. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере ***рублей,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Сорокину A. M. и просил прекратить его право на управление транспортными средствами, признать водительское удостоверение серии *** N ***, выданное ***,недействительным, обязать сдать водительское удостоверение а также свидетельство об окончании автошколы, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной военным прокурором проверки установлено, что ответчик при получении в 2015 году водительского удостоверения представил свидетельство серии *** N ***о прохождении обучения в Военном институте. Однако проверкой выявлено, что по учётам отдела кадров Военного института Сорокин A. M. в списках не значится, подготовку, предусмотренную учебным планом и программами подготовки водителей транспортных средств категории "А", не проходил.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности Жовнирук С.Р, требования административного иска поддержал.
Административный ответчик Сорокин А.М. в судебном заседании возражал против административного иска.
Представитель третьеголица ***в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, мнения на административный иск не представил.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционнойжалобы просит административный ответчик, ссылаясь на то, что суд вышел за пределы заявленных требований и прекратил его право управления всеми видами транспортных средств, тогда как прокурор заявлял о прекращении права управления транспортными средствами, право на управление которыми предусматривает присвоение категории "А".
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,выслушав объяснения административного ответчика Сорокина А.М, его представителя, допущенного к участию в деле на основании устного заявления, внесенного в протокол судебного заседания, Фомина О.Ю, поддержавших апелляционнуюжалобу, представителя административного истца, действующего на основании доверенности Рейна А.А, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствиетретьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщившихоб уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как установлено судом, Сорокин A. M. при получении в 2015 году водительского удостоверения представил свидетельство серии *** N *** о прохождении обучения в Военном институте. Вместе с тем при проверкипо учётам отдела кадров Военного института установлено, что Сорокин A. M. в списках не значится, подготовку, предусмотренную учебным планом и программами подготовки водителей транспортных средств категории "А", не проходил.
Согласно карточки операций с водительскимиудостоверениями, представленной госинспектором ***, Сорокин А.М. имеет водительское удостоверение серии *** N *** на право управления транспортными средствами категории "А, А1, В, В1, С, CI, M", выданное 19.09.2015 года ***, сроком действия до 19.09.2025 года; основанием для выдачи водительского удостоверения явилось обучение в Московском высшем военном училище.
Согласно информации, представленной Московским высшим общевойсковым командным училищем, за период с 2011 по 2016 год в указанном образовательном учреждении данные об обучении Сорокина A. M. отсутствуют; на базе училища обучение по программам подготовки водителей различных категорий сторонних лиц (не обучающихся по основным образовательным программам и не проходящих военную службу в учебном заведении) на возмездной и безвозмездной основе не проводилось.
По сообщению о совершенном преступлении, предусмотренным ч. 1 ст. 292 УК РФ, по факту внесения заведомо ложных сведений в официальные документы - бланки свидетельств о прохождении обучения в Военном институте Сорокина А.М, в отношении должностного лица Военного института ***, проводилась проверка. В возбуждении уголовного дела было отказано в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Удовлетворяя заявленные требования военного гарнизонного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что основания для выдачи Сорокину А.М. в 2015 году удостоверения права на управление транспортными средствами отсутствовали.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
В силу ст.27 указанного Федерального закона право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
С учётом изложенного, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел о пресечении действий, нарушающих право, является установление факта нарушения ответчиком права, принадлежащего истцу, либо угрозы такого нарушения.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения согласно требованиям ст.5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" является организация подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч.1 ст.26 названного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами, атакже прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения.
Право на управление транспортными средствами в соответствии с требованиями ст.27 Федерального закона подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст.29 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.
Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется на основании методических рекомендаций, разрабатываемых совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
В соответствии с п.26 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного ст.26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.
На основании п. 31 Правил при выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения соответствующие отметки и записи, содержащиеся в ранее выданном водительском удостоверении, переносятся в новое водительское удостоверение.
Согласно п.35 Правил российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными), либо выдано с нарушением установленного настоящими Правилами порядка.
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, применительно к возникшим правоотношениям, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Сорокину А.М. в 2015 году выдано удостоверение с нарушением установленного порядка, поскольку соответствующего обучения для присвоения по его результатам категории "А" административный ответчик не проходил, что, в свою очередь, является основанием для признания указанного удостоверения недействительным; и возложил обязанность сдать водительскоеудостоверение серии *** N ***, выданное ***, и свидетельство об окончании автошколы в ***.
Вместе с тем, суд оставил без внимания то обстоятельство, что указанное удостоверение было выдано в 2015 году связи с присвоением Сорокину А.М. категории "А", однако материалы дела содержат сведения, и об этом указывает в апелляционной жалобе административный ответчик, что первоначально Сорокину А.М. в ***году было выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами по категориям "В,С".
В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами): категория "A" - мотоциклы; категория "B" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "A"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов; категория "C" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория "BE" - автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; категория "CE" - автомобили категории "C", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого
превышает 750 килограммов; категория "DE" - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы; категория "Tm" - трамваи; категория "Tb" - троллейбусы; категория "M" - мопеды и легкие квадрициклы; подкатегория "A1" - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт; подкатегория "B1" - трициклы и квадрициклы; подкатегория "C1" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория "C1E" - автомобили подкатегории "C1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов; подкатегория "D1E" - автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "A", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "A1" и подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "B" - подкатегории "B1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "C" - подкатегории "C1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "CE" - подкатегории "C1E", категории "DE" - подкатегории "D1E".
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона, подтверждением указанного права является водительское удостоверение.
Сведения о том, что выданное в 1998 году Сорокину А.М. удостоверение, данные которого были внесены в новое удостоверение от 19.05.2015 года в связи с присвоением категории "А", было оформлено с нарушением установленного действующим законодательством порядка, не приведены.
При таких обстоятельствах суд пришел к ошибочному выводу о прекращении действия права Сорокина А.М. на управление всеми видами транспортных средств, поскольку данный вывод без всяких оснований ограничивает имевшееся у него ранее право управления транспортными средствами названных категорий и подкатегории.
При таком положении, решение суда подлежит изменению с дополнением резолютивной части указанием на прекращение права управления транспортными средствами Сорокина А.М. по категории "А", что в свою очередь, не лишает административного истца права управления транспортными средствами в соответствии с ранее присвоенными категориями.
В остальной части решение изменению и отмене не подлежит, оно постановлено в соответствии с законом,выводы суда мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 11.04.2019 года изменить, дополнить резолютивную часть решения указанием на прекращение права на управление транспортными средствами Сорокина А.М. по категории "А", в остальной части решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Сорокина А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.