Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре А.А. Куркиной рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу В.Ю. Астаховой на решение Замоскворецкого районного суда от 14 ноября 2018 года по делу по административному исковому заявлению (с учетом уточнений) В.Ю. Астаховой о признании незаконным бездействия Министра МВД РФ, о признании незаконным бездействия Генерального прокурора РФ, которым в удовлетворении заявления отказано,
установила:
В.Ю. Астахова обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением. Свои требования о незаконности бездействия вышеуказанных должностных лиц мотивировала фактом непредоставления ответов на обращения от 14 мая 2018 года на имя Министра МВД России и от 21 мая 2018 года на имя Генерального прокурора Ю.Я. Чайки.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 14 ноября 2018 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления В.Ю. Астаховой отказать.
В апелляционной жалобе В.Ю. Астаховой ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель министра МВД России по доверенности А.А. Кашкаров просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что 14 мая 2017 года административный истец обратилась в МВД России с жалобой в связи с нерассмотрением ее жалобы от 2 апреля 2018 года (peг. N 3/187704770337) на бездействие начальника органа дознания, выразившееся в непринятии мер по проведению проверки в порядке статей 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по ее заявлению от 19 февраля 2018 года, зарегистрированному в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях за N 2011.
На указанный ею в своей жалобе от 14 мая 2018 года адрес электронной почты письмами ГУСБ МВД России от 13 июня 2018 года и УСБ ГУ МВД России по Московской области от 8 июня 2018 года В.Ю. Астаховой направлены ответы по существу вопросов, затронутых в ее жалобе.
При этом в ходе рассмотрения жалобы от 14 мая 2018 года установлено, что жалоба В.Ю. Астаховой от 2 апреля 2018 года рассмотрена МУ МВД России "Раменское" ГУ МВД России по Московской области и письмом от 28 мая 2018 года ей направлен ответ по месту жительства (Московская область, Раменский район, пос. Кратово, ул. Кирова, д. 7, кв. 2), указанному в ее заявлении ют 19 февраля 2018 года
19 сентября 2018 года в МВД России из Генеральной прокуратуры Российской Федерации поступило заявление В.Ю. Астаховой (peг. N 3/187713710683) о возбуждении производства об административном правонарушении в связи с нарушением в отношении нее требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
По результатам рассмотрения данного заявления письмом ГУСБ МВД России от 2 октября 2018 года N 3/187713710683 В.Ю. Астаховой направлены разъяснения относительно обстоятельств рассмотрения ее жалоб и копии соответствующих писем, в том числе и письма от 13 июня 2018 года N 3/187706953905.
Поступившая жалоба заявителя от 14 мая 2018 года рассмотрена в установленном порядке и в установленный срок дан ответ в соответствии с требованиями Федерального закона и Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707.
29 мая 2018 года в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступило датированное 20.05.2018 обращение В.Ю. Астаховой (вх. peг. N ОГР-136118-18) о неполучении ответа из МВД России на ее жалобу от 2 апреля 2018 года, содержащее просьбу возбудить в этой связи в отношении указанного органа дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ.
На основании вышеприведенных норм копия обращения в части доводов о несогласии с порядком рассмотрения жалобы правомерно 18 июня 2018 года направлена в МВД России для рассмотрения в соответствии с компетенцией и информирования административного истца о результатах. За исполнением поручения установлен контроль. Одновременно В.Ю. Астаховой разъяснено, что на основании ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы указанными лицами и их статус.
По имеющейся информации ответ от 18 июня 2018 года возвращен почтовым отделением в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (поступил 7.08.2018).
В последующем в отдел по приему граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Ю. Астаховой поданы обращения: изложенное в устной форме - от 9 августа 2018 года (вх. рег. N ОГР-202641-18) и в письменной форме - от 23 августа 2018 года (вх. рег. N ОГР-216084-18), в которых административный истец просила уведомить о результатах рассмотрения ее жалобы от 20 мая 2018 года.
В связи с указанными жалобами истица 5 сентября 2018 года проинформирована о том, что ответ на спорное обращение дан 18 июня 2018 года, его заверенная копия приложена. Письмо направлено по указанному В.Ю. Астаховой почтовому адресу.
Ответ от 5 сентября 2018 года почтовым отправлением также возвращен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и поступил 19 октября 2018 года.
24 июля 2018 года МВД России в установленном порядке уведомило Генеральную прокуратуру Российской Федерации о рассмотрении обращения В.Ю. Астаховой от 20 мая 2018 года. При этом сообщено, что по предыдущей жалобе административного истца проверка организована, однако о ее результатах В.Ю. Астахова не уведомлена в нарушение требований Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 29.08.2014 N 736. Вместе с тем к моменту поступления поручения из Генеральной прокуратуры Российской Федерации должностное лицо, допустившее нарушение, уволено.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался выполнением должностными лицами ГУ МВД России, Генеральной прокуратуры РФ требований действующего законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения жалоб граждан, а также мотивированностью и своевременностью ответа.
Данные выводы суда обоснованны, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В силу ст. 9 указанного Закона обращение подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона гражданин, направивший обращение, вправе получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.
Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии со ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу п. 2 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 12.09.2013 N 707, рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными учреждениями, научно-исследовательскими, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально - технического снабжения, учреждениями, оперативно-территориальными объединениями, соединениями и воинскими частями, военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и учреждениями внутренних войск МВД России, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В соответствии с п. 91 Инструкции, обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.
Пунктом 9.2 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707 предусмотрено право лица, обратившегося с заявлением в органы внутренних дел знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
Как следует из вышеуказанной Инструкции сотрудник органа внутренних дел, военнослужащий внутренних войск, федеральный государственный гражданский служащий, работник органа внутренних дел или внутренних войск МВД России, должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (п. 8.1). Принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (п. 8.2). Направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (п. 8.3).
Пунктом 144 Инструкции установлено, что гражданину на одно его обращение направляется один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем.
В силу ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.
Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно п. 3.4 обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.
Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.
Исходя из содержания п. 5.1. Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Анализируя доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения, судебная коллегия находит их необоснованными в связи со следующим.
Суд обоснованно исходил из выполнения административными ответчиками требований вышеупомянутых инструкций при рассмотрении обращений административного истца. Ответы, данные административному истцу мотивированы, в них дана оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении обоснован, о чем верно указал суд первой инстанции.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 14 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.