Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Куркиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело N 2а-133/19 по апелляционной жалобе административного истца Мартыненко Д.Р. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 марта 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Мартыненко Д.Р. к Департаменту региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Муниципалитету внутригородского муниципального образования Щукино в городе Москве о признании действий неправомерными, обязании устранить допущенные нарушения отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Мартыненко Д.Р. обратился в суд с административным иском и просил признать неправомерными действия Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы по направлению в письме от 25.05.2018 N *** сведений об имуществе, находящемся в пользовании Мартыненко Д.Р, и действия Муниципалитета внутригородского муниципального образования Щукино в г. Москве по опубликованию на официальном сайте муниципального округа Щукино в г. Москве http :// www. shukino. ru сведений об имуществе, находящемся в пользовании Мартыненко Д.Р.; обязать Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы отозвать письмо от 25.05.2018 N *** и повторно направить соответствующие сведения в соответствии с Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном округе Щукино в г. Москве, и членов их семей на официальном сайте муниципального округа и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утверждённым решением Совета депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве от 29.03.2018 N29-02; обязать Муниципалитет внутригородского муниципального образования Щукино в г. Москве удалить с официального сайта муниципального округа Щукино в г. Москве http :// www. shukino. ru сведения об имуществе, находящемся в пользовании Мартыненко Д.Р, мотивируя требования тем, что в соответствии с муниципальным правовым актом отсутствует необходимость предоставления сведений об имуществе, находящимся в пользовании лица, замещающего муниципальную должность.
В судебном заседании административный истец Мартыненко Д.Р. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Тарасова О.В, действующая на основании доверенности, а также представитель административного ответчика Муниципалитета внутригородского муниципального образования Щукино в г. Москве Шаваев И.Ю, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения требований возражали по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика муниципалитета внутригородского муниципального образования Щукино в городе Москве, действующего на основании доверенности Шаваева И.Ю, возражавшего против доводов жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными положениями статей 150, 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом, в судебное заседание не явившихся, о причинах неявки не сообщивших, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Так, частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального закона и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что Мартыненко Д.Р. является депутатом Совета депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве.
На официальном сайте муниципального округа Щукино в г. Москве http :// www. shukino. ru опубликованы сведения о доходах и имуществе депутата Совета депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве Мартыненко Д.Р, в том числе, сведения об имуществе, находящемся в его пользовании, что, по мнению административного истца, нарушает Порядок получения от органов государственной власти города Москвы и публикации соответствующих сведений в муниципальном округе Щукино в городе Москве, утвержденный решением Совета депутатов 29.03.2018 года N ***, а также права и законные интересы административного истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд исходил из того, что оспариваемые действия административных ответчиков незаконными не являются, прав и свобод административного истца не нарушают.
Судебная коллегия находит выводы суда, положенные в основу решения, обоснованными и должным образом мотивированными; они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения; оснований не согласиться с ними не имеется.
Так, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений определены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В силу статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Мартыненко Д.Р, являясь депутатом Совета депутатов МО Щукино в г. Москве, отнесен к лицам, которые обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю).
Согласно пункта 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тем самым, на органы муниципальной власти возложена обязанность установить Порядок предоставления данных сведений, не меняя при этом состав сведений.
Действительно, в решением Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном округе Щукино в городе Москве, и членов их семей на официальном сайте муниципального округа и представления этих сведений средствам массовой информации для публикации, которым фактически уменьшен определенный Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объем сведений, подлежащих публикации, в частности, об имуществе. При этом, вышеназванный закон не ограничивает право, на основании которого замещающее муниципальную должность лицо обладает имуществом, только правом собственности.
В соответствии со ст.8.2 Закона г. Москвы от 17.12.2017 N64 "О мерах по противодействию коррупции в городе Москве", если иное не предусмотрено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, должность главы администрации по контракту, граждане, претендующие на замещение указанных должностей, представляют Мэру Москвы сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах и расходах) по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в порядке, установленном Мэром Москвы. Лица, замещающие муниципальные должности, должность главы администрации по контракту, представляют сведения о доходах и расходах ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 N613 "Вопросы противодействия коррупции" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
В соответствии с п.2 Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2013 N613, на официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), замещающих должности, замещение которых влечет за собой размещение таких сведений, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей: а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов; б) перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям; в) декларированный годовой доход служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; г) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки по приобретению земельного участка, иного объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
В соответствии со ст.17 Закона г. Москвы от 06.11.2002 N56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления не могут противоречить федеральному законодательству, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы, Уставу муниципального образования. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.101.2013 N530н "О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утверждена форма таблицы для размещения на официальных сайтах сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которой также предусмотрено указание сведений об объектах недвижимого имущества, находящегося в пользовании вышеуказанных лиц.
Анализируя вышеприведенные нормы, суд пришел к верному выводу о том, что действия административных ответчиков в полной мере соответствовали действующему законодательству, регулирующему вопрос предоставления сведений лицом, замещающим муниципальную должность, права и интересов административного истца не нарушали.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что в соответствии с решением Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве от 29.03.2018 года он не должен был представлять сведения об имуществе, находящимся в его пользовании, основаны на неправильном понимании повышенного требования законодателя и общества к лицам, замещающим муниципальные должности.
Так, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.07.2017 N 1735-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Проскурякова Ивана Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом "в" пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; поэтому федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе ( часть 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.
К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о принятии судом решения при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Мартыненко Д.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.