Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Куркиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело N 2а-32/19 по апелляционной жалобе представителя административного истца Червинского Г.В, действующего на основании доверенности Зборошенко Н.С,на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 марта 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Червинского Г.В. к Отделу МВД России по району Арбат г. Москвы, Отделу МВД России по Тверскому району г. Москвы о признании условий содержания не соответствующими требованиям статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Червинский Г.В. обратился в суд с административным иском к Отделу МВД России по району Арбат г. Москвы, Отделу МВД России по Тверскому району г. Москвы о признании условий содержания не соответствующими требованиям статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, мотивируя тем, что 08 марта 2016 года он принимал участие в публичном мероприятии в форме пикетирования в районе Триумфальной площади г. Москвы. Около 15 часов 00 минут Червинский Г.В. был задержан и доставлен в ОМВД России по району Тверской г.Москвы. Какое-либо питание в период содержания в здании ОМВД России по району Тверской г. Москвы не предоставлялось. Приблизительно в 23 часов 00 минут Червинский Г.В. был переведен в ОМВД России по району Арбат г. Москвы, где до момента доставления в Тверской районный суд г. Москвы (09 марта 2016 года 16 часов 00 минут) содержался в специальном помещении для задержанных лиц. В ОМВД России по району Арбат г. Москвы содержался совместно с двумя иными задержанными в помещенииразмером три на два метра, доступ к естественному освещению в камере отсутствовал, предметы мебели, кроме скамьи, в камере отсутствовали; верхнее освещение не отключалось на ночь, что создавало трудности со сном; доступ к свежему воздуху, в том числе путём предоставления прогулок, не предоставлялся; санузлы в камере отсутствовали, при этом доступ в туалет не предоставлялся по первому требованию, приходилось стучать в дверь камеры на протяжении продолжительного времени, в туалете отсутствовала туалетная бумага; на протяжении всего периода пребывания под стражей с 08 марта 2016 года 15 часов 00 минут по 09 марта 2016 года 16 часов 00 минут горячее питание не предоставлялось.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Зборошенко Н.С. административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика ОМВД России по району Арбат г. Москвы по доверенности Абдулин Р.И. в судебном заседанииадминистративный иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ОМВД России по району Тверской г. Москвы в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении административного иска без участия представителя, возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы проситпредставитель административного истца Червинского Г.В. по доверенности Зборошенко Н.С, указывая на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам административного иска, настаивая на нарушении прав административного истца при его содержании в помещении для задержанных в связи с рассмотрением вопроса о привлечении к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объясненияпредставителя административного истца Червинского Г.В, действующего на основании доверенности Зборошенко Н.С, поддержавшегодоводыжалобы,представителя административного ответчика ОМВД России по району Арбат г. Москвы, действующего на основании доверенности Абдулина Р.И, возражавшего против доводов жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца,административного ответчика ОМВД России по Тверскому району г. Москвы, извещенных надлежащим образом,судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что в отношении Червинского Г.В. было составлено два административных протокола: по ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) и по ст. 19.3 ч. 1 КоАП РФ(неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей).
Санкцией статьи 19.3 ч. 1 КоАП РФ одной из мер административного наказания предусмотрен административный арест сроком до 15 суток.В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.2, 19.3. ч. 1 КоАП РФ рассматриваются судом, в связи с чем Червинский Г.В. был задержан до рассмотрения его дел судом.
Постановления о привлечении Червинского Г.В. к административной ответственности вступили в законную силу 08 июля 2016 года.Действия и требования сотрудников полиции при осуществлении ими полномочий по охране общественного порядка были признаны законными и обоснованными.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд пришел к выводу о том, что действия административных ответчиков, законные права и интересы Червинского Г.В. не нарушали.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом, лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Согласно ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в ст. 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФот 15.10.2003 N 627 утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, в соответствии с которым специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (п. 3).
Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205.
В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 (п.4).
Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна (п. 11).
Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение (п. 12).
Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета (п.13).
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 утверждена норма питания лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ на мирное время. МВД РФ постановлено установить: рационы питания для лиц, подвергнутых административному аресту, в случаях, если предоставление горячей пищи по нормам, утвержденным настоящим постановлением, невозможно; нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания лиц, подвергнутых административному аресту (п. 4 (1)).
Приказом МВД России от 19.10.2012 N 966 установлены рацион питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ, лиц, подвергнутых административному аресту.
Приказом МВД России от 19.10.2012 N 966 определены нормы замены одних продуктов питания, другими, а также концентрированными продуктами.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 года N 627, исходя из отсутствия доказательств содержания административного истца в ненадлежащих условиях, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности заявленных требований.
При этом судом установлено, что согласно Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть Отдела МВД России по Тверскому району г. Москвы (т.3 peг.N2226) и записи N3175, гражданин Червинский Г.В. был доставлен в Отдел МВД России по Тверскому району г.Москвы 8 марта 2016 года в 16 ч. 00 мин. для составления административных материалов. В 19 ч. 00 мин. Червинский Г. В. был переведен в Отдел МВД России по району Арбат г. Москвы. За указанное время (не более трех часов) административного задержания Червинского Г. В. в Отделе МВД России по Тверскому району г. Москвы сотрудниками полиции была установлена личность гражданина Червинского Г. В. и составлены два административных материала по ст. 20.2 ч.5 КоАП РФ и по ст. 19.3 ч. 1 КоАП РФ для направления на рассмотрение в Тверской районный суд г.Москвы.
Поскольку Червинский Г. В. находился в Отделе МВД России по Тверскому району г. Москвы в качестве задержанного не более трех часов, суд пришел к верному выводу о том, что требования статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод нарушены не были.
9 марта 2019 года Червинский Г. В. доставлен в Отдел МВД России по району Арбат г. Москвы.
Судом установлено, что вОтделе МВД России по району Арбат г. Москвы, с учетом среднесуточной наполняемости и норм санитарной площади имеются 4 служебных помещения, расположенных в непосредственной близости от дежурной части. Все служебные помещения оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Внутри помещений в нишах над дверью размещены электрические лампы для освещения, огражденные небьющимся прозрачным материалом. Внутри помещения для задержанных, общей площадью 7,09 кв.м, установлены три скамейки-дивана, размещенных вдоль стен и вплотную к ним с обшитыми боковыми поверхностями и основаниями, соединенными с полом, которые могут быть использованы под спальные места, с размерами: две скамейки-лежанки 60см х 205см и одна - 60см х 220 см. В одно из таких помещений был помещен Червинский Г.В.
Согласно экспликации 1 этажа административного здания Отдела Червинский Г.В. содержался в служебном помещении общей площадью 7,09 кв.м, при нахождении в этом помещении трех человек площадь указанного помещения превышает установленную норму.
В указанных помещениях санузел не предусмотрен, однако предоставлены все условия для отправления естественных надобностей в отдельном помещении с размещенным в нем санузлом и раковиной с подачей горячей и холодной воды центрального водоснабжения и водоотведением.
Червинский Г.В, содержащийся в служебном помещении ОМВД России по району Арбат в течении 14 часов, был обеспечен суточным рационом питания для лиц, подвергнутых административному аресту, о чем имеется запись в Журнале учета постельных принадлежностей и рационов питания и роспись Червинского Г.В. об их получении.
Частями 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" определено, что лица, подвергнутые административному аресту, являющиеся гражданами Российской Федерации, пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1).
Лица, подвергнутые административному аресту, находятся в период отбывания административного ареста под контролем и надзором администрации и сотрудников места отбывания административного ареста. В целях осуществления таких контроля и надзора могут применяться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля и надзора (часть 3).
Нормы названного Федерального закона, закрепляя в ст. 7 права лиц, подвергнутых административному аресту, включая право на личную безопасность, право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания административного ареста, право на вежливое обращение со стороны администрации, сотрудников и медицинских работников места отбывания административного ареста, право на свидания с родственниками и иными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, допускают получение юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также обращение в соответствии с законодательством Российской Федерации с предложениями, заявлениями и жалобами по вопросам законности и обоснованности административного ареста и нарушения их прав и законных интересов.
Установленные по настоящему делу обстоятельства объективно подтверждают, что отсутствие жалоб со стороны административного истца и его родственников в период отбывания им административного ареста и рассмотрения дела судами различных инстанций, а также информированность административного истца о своих правах, были связаны не с нарушением прав административного истца, а с тем, что права были соблюдены.
Законность задержания административного истца и связанные с этим обстоятельства условий его содержания до рассмотрения дела об административном правонарушении проверяются судом, рассматривающим дело об административном правонарушении при наличии жалоб лица, привлеченного к административной ответственности. Проверка тех же обстоятельств в рамках настоящего дела не требуется.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт нарушения прав административного истца, а также отсутствие доказательств, подтверждающих факт содержания его в ненадлежащих условиях, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию стороны административного истца, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ, и поэтому не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобупредставителя административного истца Червинского Г.В. -Зборошенко Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.