Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Куркиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N 2а-76/2019 по апелляционной жалобе представителя административного истца Докучаева А.И. по доверенности Лютой Е.Р. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 4 апреля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Докучаева А.И. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решение государственного органа "О рассмотрении запроса на предоставление государственной услуги" от 05.09.2018г, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Докучаев А.И. обратился в суд с административным иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения государственного органа "О рассмотрении запроса на предоставление государственной услуги" от 05.09.2018г.
В обоснование своих требований Докучаев А.И. указал, что 24.08.2018 г. он обратился в Департамент городского имущества г. Москвы для получения государственной услуги "Предварительное согласование для предоставления земельного участка", вид права- собственность, в отношении земельного участка площадью 2176 кв.м, на котором находится вышеуказанный жилой дом истца с хозяйственными постройками. Письмом от 05.09.2018 г. N 33-5-95600/18-(0)-1 Департамент на основании п. 2.10.1.1 (Административного регламента (утвержден Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП) сообщил о невозможности предоставления земельного участка Административному истцу на праве собственности по следующим причинам: 1) испрашиваемый земельный участок находится в зоне второго пояса санитарной охраны. При этом Департамент ссылается на п. 5 ст. 27 ЗК РФ "Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения". 2) испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым N **, который, по утверждению Департамента, относится к виду "земельные участки улично-дорожной сети". В силу указанных причин предоставление земельного участка на праве собственности невозможно, да и на праве аренды возможно только в пределах габаритов здания, поскольку оно расположено на участке улично-дорожной сети. Административный истец считает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца по доверенности Лютая Е.Р, указывая на то, что решение не соответствует закону, является необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей административного истца Докучаева А.И. по доверенности Лютой Е.Р, Швалева А.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика ДГИ г. Москвы Мусиной Д.И, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ судом были установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что 24.08.2018 г. Докучаев А.И. обратился в Департамент городского имущества г. Москвы для получения государственной услуги "Предварительное согласование для предоставления земельного участка", вид права - собственность, в отношении земельного участка площадью 2176 кв.м, на котором находится вышеуказанный жилой дом истца с хозяйственными постройками.
Письмом от 05.09.2018 г. N 33-5-95600/18-(0)-1 Департамент городского имущества г. Москвы на основании п. 2.10.1.1 (Административного регламента (утвержден Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП) сообщил о невозможности предоставления земельного участка Докучаеву А.И. на праве собственности по следующим причинам: 1) испрашиваемый земельный участок, для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: г. Москва, *, д.*, расположен в зоне второго пояса санитарной охраны; 2) испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым N *, который, относится к виду "земельные участки улично-дорожной сети".
Из ответа Роспотребнадзора от 24.01.2019г. исх. N 11-11/01-00074-11 на судебный запрос следует, что в Управлении отсутствует информация о расположении (нерасположении) земельного участка с кадастровым номером * в границах 2 пояса зоны санитарной охраны Московского водопровода, а также во 2 поясе зоны санитарной охраны подземного водоисточника. Информация о расположении (нерасположении) земельного участка с кадастровым номером * во 2 поясе зоны санитарной охраны подземного водоисточника, может находится у ГУП "НИиПИ Генплана г. Москвы" и Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Из ответа Москомархитектуры от 19.12.2018г. исх. МКА-02-47833/8-1 на судебный запрос следует, что земельный участок с кадастровым номером * включен в перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, относящихся к землям общего пользования (п/п 8520, учетный номер земельного участка: 09/77/00257, *). В соответствии с Генеральным планом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 05.05.2010г. N 17, * является магистральной улицей общегородского значения 1-го класса.
Из ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 19.12.2018г. исх. N 01-01-12-334/18 на судебный запрос следует, что границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы установлены постановлением СНК РСФСР от 4 сентября 1940 г. N 696 "О санитарной охране канала Москва-Волга, как источника водоснабжения города Москвы" и решением Исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 17 апреля 1980 г. N 500-1 143 "Об утверждении проекта установления красных границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах лесопаркового защитного пояса". Графический материал находится в ГАУ "Институт Генплана Москвы". Указанный материал находится в закрытом доступе и имеет гриф "секретно".
По сведениям Отраслевой автоматизированной системе информатизации Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - ОАСР Москомархитектуры), положение о которой утверждено постановлением Правительства Москвы от 14.01.2014 N 1-ПП, территория по адресу: * расположена в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников г Москвы.
По сведениям ОАСИ Москомархитектуры, положение о которой утверждено постановлением Правительства Москвы от 14.01.2014 N 1-ПП, территория по адресу Москва, * расположена в границах красных лини" улично-дорожной сети с кадастровым номером: *.
Также указанный земельный участок включён в Перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, расположенных в границах существующей улично-дорожной сети города Москвы и относящихся к землям общего пользования утвержденный Законом г. Москвы от 21.03.2007 N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" под номером 8520.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку несоответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам не установлено; испрашиваемый земельный участок, для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: Москва, *, д. * расположен в границах зоны второго пояса зон санитарной охраны водных объектов и красных линий улично-дорожной сети, в связи с чем формирование земельного участка в границах участка улично-дорожной сети возможно только в габаритах зданий.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка", который устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.
В силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.20 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
В силу п. 1.1 Административного регламента настоящий регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка" устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя (далее - Регламент).
Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 17 рабочих дней (п. 2.7.1).
Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации запроса (п. 2.7.2).
Раздел 2.10 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка" (Приложение 21 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП) устанавливает ряд оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Оспариваемое решение об отказе в предоставлении государственной услуги принято Департаментом на основании положений пункта 2.10.1.1 Административного регламента.
Согласно п. 14 ч. 5 и ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность.
Согласно ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользование и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенные для размещения линейных объектов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку выводов суда не опровергают, по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
При таких данных, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения, поскольку суд, разрешая спор, в соответствии с положениями действующего законодательства правильно определилобстоятельства имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и постановилзаконное и обоснованное решение.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 4 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.