Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Лукьянченко В.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Михайлове Д.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе представителя ГБУ МФЦ города Москвы по доверенности Матвеевой Д.И. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Валабуевой Ю.В, действующей в интересах несовершеннолетних Валабуева В.В, Валабуевой К.В, Валабуева Е.В. к ГБУ "МФЦ района Силино" об оспаривании решения - удовлетворить.
Признать решение ГБУ "МФЦ района Силино" N280200047287 от 20.09.2018г. по вопросу оформления и выдачи социальной карты москвича Валабуевой Ю.В. и ее несовершеннолетним детям Валабуеву В.В. и Валабуевой К.В. незаконным.
Обязать ГБУ "МФЦ района Силино" принять документы и оформить социальные карты москвича Валабуевой Ю.В. и ее несовершеннолетним детям Валабуеву В.В, 2001 г.р, и Валабуевой К.В, 2003 г.р,
УСТАНОВИЛА:
Валабуева Ю.В, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних Валабуева В.В, Валабуевой К.В, обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГБУ "МФЦ района Силино", в котором просила признать незаконным решение N 280200047287 от 20.09.2018 об отказе в оформлении и выдаче социальной карты москвича.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 20.09.2018г. обратилась к административному ответчику по вопросу оформления и выдачи социальной карты москвича административному истцу и ее несовершеннолетним детям Валабуеву В.В. и Валабуевой К.В, поскольку они являются многодетной семьей г. Москвы, а также получают льготы. Однако административный истец получила отказ в приеме документов, мотивированный отсутствием документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства в г. Москве.
Определением суда от 22 октября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ГБУ МФЦ города Москвы.
Определением суда от 11 декабря 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ОСЗН районов Старое Крюково и Силино Зеленоградского АО г. Москвы.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Валабуева Ю.В. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по доводам административного искового заявления; представитель административного ответчика ГБУ "МФЦ района Силино" не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ранее представил письменные возражения на административное исковое заявление, в котором указывал, что Валабуева Ю.В. и члены ее семьи не имеют постоянного места жительства в г. Москве, в связи с чем, оснований для выдачи социальных карт не имеется; представитель заинтересованного лица ОСЗН районов Старое Крюково и Силино Зеленоградского АО г. Москвы не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ранее представил письменные пояснения, согласно котором порядок предоставления социальных карт осуществляется в центрах предоставления государственных услуг, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие; представитель заинтересованного лица ГБУ МФЦ города Москвы не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ГБУ "МФЦ района Силино" г. Москвы по доверенности Матвеева Д.И, указывая на то, что решение является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие сторон и иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве регулируется постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" (далее также - Порядок).
Пунктом 1.3.7.1 Порядка установлено, что держателем социальной карты признается гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве, а также обучающийся на территории города Москвы по очной форме обучения в имеющей государственную аккредитацию образовательной деятельности государственной, муниципальной образовательной организации или частной образовательной организации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в государственной или частной профессиональной образовательной организации, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, независимо от места жительства, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ).
Социальная карта обеспечивает получение мер социальной поддержки в виде проезда по льготному тарифу на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения (пункт 1.7.6 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве").
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что истец Валабуева Ю.В, ее муж Валабуев В.А. и их несовершеннолетние дети Валабуев В.В, * г.р, Валабуева К.В, * г.р, Валабуев Е.В, * г.р. являются многодетной семьей, что подтверждается Удостоверением многодетной семьи города Москвы N95164 (л.д.6).
Валабуева Ю.В. является родителем из многодетной семьи и получает в ОСЗН районов Старое Крюково и Силино города Москвы ежемесячную компенсационную выплату многодетной семье на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни, что подтверждается справкой от 13.09.2018г. N280200047083 (приобщена в судебном заседании).
Валабуева Ю.В, Валабуева К.В, Валабуев В.В, Валабуев Е.В, Валабуев В.А. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: * с 15.01.2018г. по 11.01.2020г. (л.д.7-11).
Валабуев В.В. * г.р. является студентом дневного отделения ГБПОУ ПК N50 им. дважды Героя Социалистического Труда Н.А. Злобина на очной форме обучения, находящегося на территории г. Зеленограда. Данное обстоятельство подтверждается копией студенческого билета (л.д.12) и справкой N366 от 17.10.2018 (приобщена в судебном заседании).
Валабуева К.В. * г.р. обучается в ГБОУ Школа N 852 г.Москвы, расположенной на территории г. Зеленограда, что подтверждается справкой (л.д.13).
20.09.2018 административный истец обратилась в ГБУ МФЦ района Силино по вопросу оформления и выдачи социальной карты москвича себе и Валабуеву В.В, Валабуевой К.В.
Решением N280200047287 от 20.09.2018 административному истцу отказано в оформлении и выдаче социальной карты, поскольку заявителем не представлен документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (л.д.5).
Валабуевой Ю.В. представлены суду доказательства фактического проживания семьи на территории г. Москвы, а именно справки о регистрации по месту пребывания, а также справки из мест учебы детей.
Решением Зеленоградского районного суда города Москвы от 10.06.2016г. подтверждено постоянное место жительства административного истца и членов ее семьи в г. Москве, а также подтвержден статус семьи как многодетной, выдано удостоверение, подтверждено право административного истца и ее несовершеннолетних детей на меры социальной поддержки, установленные для многодетных семей законодательством города Москвы. (л.д.14-15).
Согласно п. 2.6 Перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты, Постановления Правительства Москвы от 18.11.2014 N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" к таким категориям относятся, в том числе дети и один из родителей в семье, признаваемой многодетной семьей в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".
Согласно представленному удостоверению многодетной семьи, сроком действия до 23.12.2030 г, статус данной семьи не изменился. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Удовлетворяя требование административного истца о признании отказа в приеме документов для предоставления государственной услуги незаконными, обязании выдать социальные карты москвича, суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законом города Москвы от 23 ноября 2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2012 года N 301-ПП, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", обоснованно исходил из того, что поскольку фактическим местом жительства административного истца и членов ее семьи, является г. Москва, что нашло свое подтверждение в материалах дела, то на нее должны распространяться социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством г. Москвы для многодетных семей преимущественно проживающих и имеющих регистрацию по месту пребывания на территории данного субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Также судебная коллегия отмечает, что Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 октября 2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, указал, что регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, судебная коллегия признает несостоятельным довод апелляционной жалобы заинтересованного лица о том, что административный истец на момент обращения с заявлением о предоставлении государственной услуги не имела постоянного места жительства в г. Москве.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГБУ МФЦ города Москвы по доверенности Матвеевой Д.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.