Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 24 апреля 2019 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Алпатова П.Ю. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 196,4 кв.м. с кадастровым номером ***** по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 20275347 (двадцать миллионов двести семьдесят пять тысяч триста сорок семь) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 175,2 кв.м. с кадастровым номером ***** по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 18086769 (восемнадцать миллионов восемьдесят шесть тысяч семьсот шестьдесят девять) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 113,3 кв.м. с кадастровым номером ***** по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 11696522 (одиннадцать миллионов шестьсот девяносто шесть тысяч пятьсот двадцать два) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Датой обращения Алпатова П.Ю. в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2018 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2018 года, включительно.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Алпатов П.Ю. обратился в Московский городской суд с административным иском, в котором, уточнив требования, просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость помещений с кадастровыми номерами *****, ***** и ***** в размере их рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Требования мотивированы тем, что истец является их собственником и заинтересован в уменьшении налоговых платежей, исчисляемых от их кадастровой стоимости. В подтверждение своих требований административным истцом представлен отчёт об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности спорные нежилое помещение общей площадью 196,4 кв.м. с кадастровым номером *****, нежилое помещение общей площадью 175,2 кв.м. с кадастровым номером *****, нежилое помещение общей площадью 113,3 кв.м. с кадастровым номером *****, расположенные в одном здании по адресу: *****.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года", кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. составляет нежилого помещения с кадастровым номером *****в размере 27151889 руб. 52 коп, нежилого помещения с кадастровым номером ***** в размере 24363923 руб. 45 коп, нежилого помещения с кадастровым номером ***** в размере 16113553 руб. 19 коп.
Административный истец в силу требований 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Оспаривая учтенную в ЕГРН кадастровую стоимость объекта, истец в подтверждение своих доводов представил отчёт об оценке рыночной стоимости нежилых помещений.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований административного истца, указал на несоответствие представленных отчетов об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "КВТЕХ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленный административным истцом отчет не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 196,4 кв.м. с кадастровым номером ***** по адресу: *****, по состоянию на 1 января 2016 года составляет 20275347 руб.
Рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 175,2 кв.м. с кадастровым номером ***** по адресу: *****, по состоянию на 1 января 2016 года составляет 18086769 руб.
Рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 113,3 кв.м. с кадастровым номером ***** по адресу: *****, по состоянию на 1 января 2016 года составляет 11696522 руб.
Административный истец с заключением судебной экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенном по результатам судебной экспертизы.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии; д ля оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилого здания должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.