Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 15 апреля 2019 года, которым постановлено:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость перечисленных ниже объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в следующих размерах:
- объекта с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****- в сумме 259 460 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1090, расположенного по адресу: ****, стр. 41 - в сумме 861 422 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1093, расположенного по адресу: ****, стр. 6 - в сумме 1 041 129 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1094, расположенного по адресу: ****, стр. 23 - в сумме 364 688 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1095, расположенного по адресу: ****, стр. 12 - в сумме 131 080 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1098, расположенного по адресу: ****, стр.38 - в сумме 1 149 124 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1110, расположенного по адресу: ****, стр. 2 - в сумме 252 620 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1083, расположенного по адресу: ****, стр. 17 - в сумме 79 746 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1097, расположенного по адресу: ****, стр. 11 - в сумме 840 446 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:6414, расположенного по адресу: ****, стр. 13/14 - в сумме 153 945 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1088, расположенного по адресу: ****, стр. 9 - в сумме 106 077 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:4924, расположенного по адресу: ****, стр. 4 - в сумме 865 222 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:4919, расположенного по адресу: ****, стр. 7 - в сумме 3 167 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:5655, расположенного по адресу: ****, стр. 10 - в сумме 281 085 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:4925, расположенного по адресу: **** - в сумме 104 903 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: **** - в сумме 28 688 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: **** - в сумме 38 184 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:4922, расположенного по адресу: **** - в сумме 43 379 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: **** - в сумме 27 226 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: **** - в сумме 64 346 000 рублей.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости перечисленных выше объектов недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых здания и помещений считать 23 января 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
АО "Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и нежилых помещений с кадастровыми номерами ****, ****5:1090, ****5:1093, ****5:1094, ****5:1095, ****5:4924, ****5:1098, ****5:1110, ****5:4925, ****, ****, ****5:4922, ****, ****, ****5:4919, ****5:5655, ****5:1083, ****5:1097, ****5:6414 и ****5:1088 в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2018 г, в размере, определенных представленным истцом отчетом N 269/2018 от 18.01.2019 г, выполненным ООО "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС". В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником перечисленных выше объектов и заинтересован в уменьшении налоговых отчислений, размер которых определяется в прямой зависимости от их кадастровой стоимости.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточнил заявленное требование и просил установить кадастровую стоимость принадлежащих его доверителю объектов в размере, указанном в заключении судебной оценочной экспертизы и уменьшенном на 18 %.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что истец в налоговом периоде 2017-2018 гг. являлся собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами ****, ****5:1090, ****5:1093, ****5:1094, ****5:1095, ****5:4924, ****5:1098, ****5:1110, ****5:4925, ****, ****, ****5:4922, ****, ****, ****5:4919, ****5:5655, ****5:1083, ****5:1097, ****5:6414 и ****5:1088, кадастровая стоимость которых была определена по состоянию на 01.01.2018 г. в размере соответственно 479 997 234,50 руб, 1 520 884 434,13 руб, 2 299 246 707,11 руб, 666 119 268,37 руб, 475 436 055,17 руб, 1 361 904 297,83 руб, 2 524 144 025,14 руб,421 750 700,61 руб, 160 435 613,80 руб, 41 473 906,56 руб, 54 868 532,94 руб, 60 906 851,92 руб, 36 839 288,64 руб, 93 052 332,48 руб, 8 531 509,88 руб, 442 474 167,93 руб, 145 480 604 руб, 1 289 699 317,11 руб, 321 025 128,47 руб. и 219 826 040,86 руб.
Оспаривая кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости, административный истец представил в суд отчёт об оценке объектов недвижимости.
Возражая п ротив удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения, в которых ссылались на несоответствие представленного истцом отчета о рыночной стоимости требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.
Определением Московского городского суда по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемову В.И.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиками при составлении отчетов, подробно описаны в тексте экспертного заключения.
Рыночная стоимость указанных в исковом заявлении объектов капитального строительства по состоянию на 01 января 2018 года определена в следующих размерах:
- объекта с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****- в сумме 259 460 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1090, расположенного по адресу: ****, стр. 41 - в сумме 861 422 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1093, расположенного по адресу: ****, стр. 6 - в сумме 1 041 129 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1094, расположенного по адресу: ****, стр. 23 - в сумме 364 688 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1095, расположенного по адресу: ****, стр. 12 - в сумме 131 080 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1098, расположенного по адресу: ****, стр.38 - в сумме 1 149 124 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1110, расположенного по адресу: ****, стр. 2 - в сумме 252 620 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1083, расположенного по адресу: ****, стр. 17 - в сумме 79 746 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1097, расположенного по адресу: ****, стр. 11 - в сумме 840 446 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:6414, расположенного по адресу: ****, стр. 13/14 - в сумме 153 945 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:1088, расположенного по адресу: ****, стр. 9 - в сумме 106 077 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:4924, расположенного по адресу: ****, стр. 4 - в сумме 865 222 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:4919, расположенного по адресу: ****, стр. 7 - в сумме 3 167 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:5655, расположенного по адресу: ****, стр. 10 - в сумме 281 085 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:4925, расположенного по адресу: **** - в сумме 104 903 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: **** - в сумме 28 688 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: **** - в сумме 38 184 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****5:4922, расположенного по адресу: **** - в сумме 43 379 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: **** - в сумме 27 226 000 рублей;
- объекта с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: **** - в сумме 64 346 000 рублей.
После проведения судебной оценочной экспертизы представитель административного истца уточнил заявленное требование и просил установить кадастровую стоимость принадлежащих его доверителю объектов в размере, указанном в заключении судебной оценочной экспертизы и уменьшенном на 18 %.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.