Судебная коллегия по административным деламМосковского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судейТиханской А.В, Коневой С.И,
при секретаре Сытине В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В,административное дело N 2а-314/19 по апелляционной жалобе административного истца Савочкина А.С. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 27 марта 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Савочкина А.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения N *** от 14.12.2018 года об отказе в государственной регистрации права договора передачи (уступки) прав и обязанностей аренды земельного участка, обязании осуществить государственную регистрацию права данного договора, повторно поданного, заявления через МФЦ N *** от 18.12.2018 г. и предоставленных документов - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Савочкин А.С. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N *** от 14.12.2018 года об отказе в государственной регистрации договора передачи (уступки) прав и обязанностей аренды земельного участка, обязать осуществить государственную регистрацию права данного договора, на основании повторно поданного заявления через МФЦ N *** от 18.12.2018 года и предоставленных документов, мотивируя требования тем, что на основании договорааренды N ***от 01.02.2017 года ему принадлежит право владения и пользования земельным участком с кадастровым номером *** площадью ***кв.м, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: ***, с разрешением использования-животноводства. Согласно п. 4.3.2 Договора арендатору предоставлено право сдавать участок в субаренду с согласия арендодателя, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам в порядке, установленном законодательством. 04.09.2018 года между ним и Таразановой Т.И. заключён договор об уступки права аренды вышеуказанного земельного участка по договору аренды N ***от 01.02.2017 года с согласия Комитетапо управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района. Однако Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, получив документы, приняло решение о приостановлении государственной регистрации, и в дальнейшем, 14.12.2018 года отказало в государственной регистрации. По мнению, административного истца, к данным правоотношением применимо положение п. 9 ст. 22 ЗК РФ, а не нормы законодательства, на которые ссылается Управление в оспариваемом решении.
Истец Савочкин А.С. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области, действующий на основании доверенности Титов Б.Б. в судебное заседание явился, просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истецсо ссылкой на существенное нарушение норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца по доверенностиБородина Н.В, доводы апелляционной жалобы поддержавшего,сочтя возможным в соответствии с правилами статей 150, 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, не явившихся в судебное заседание, уважительных причин не представивших, проверив решение,судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) ( часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям части 3 статьи 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела, которые подтверждаются материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской
Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является основанием для приостановления государственной регистрации права.
На основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Савочкин А.С. является победителем по результатам аукциона N *** от 20.01.2017 г. (лот N1) на право заключения договора аренды земельных участков, образованных из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Орехово-Зуевского муниципального района Московской области.
01.02.2017 года между Савочкиным А.С. и учреждением "Комитетом по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ***площадью ***кв.м, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: ***, с разрешенным использованием(назначением) - животноводство (п. 1.1). Срок аренды установлен с 01.02.2017 года по 31.01.2026 г. (п.п. 2.1).
Согласно п. 4.3.2 Договора арендатор имеет право сдавать участок в субаренду согласия арендодателя, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам в порядке, установленном законодательством.
04.09.2018 года между Савочкиным А.С. и Таразановой Т.И. заключен договор уступки права аренды вышеуказанного земельного участка по договору аренды N ***от 01.02.2017 г, заключенного между Савочкиным А.С. и учреждением "Комитетом по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района".
Как следует из материалов регистрационного дела, уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 14.09.2018 года государственная регистрация договора уступки прав аренды вышеуказанного земельного участка от 04.09.2018 года, заключенного между Савочкиным А.С. и ***, приостановлена, поскольку по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия оснований, предусмотренных ст. 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственной кадастрового учета и государственной регистрации прав, выявлено, что данный договор направлен на получение ***. права аренды вне аукциона. Соответственно, обязанности по договору аренды лично Савочкиным А.С, как победителем аукциона, не исполняются, а передаются ***. При этом ***не участвовалав аукционе,по результатам которого могла претендовать на заключение договора аренды земельного участка, и ей предоставлено право аренды вне аукциона, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Для устранения причин, препятствующих государственной регистрацииправ, административному истцу предложено предоставить документы, соответствующие требованиям действующего законодательства.
В связи с неустранением причин приостановления государственной регистрации 14.12.2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесено решение (уведомление) N *** об отказе Савочкину А.С. в регистрации соглашения об изменении условий договора, не связанного с отчуждением имущества, поскольку гражданское законодательство ограничивает правомочие победителя торгов на переуступку его права и обязанностей по договору аренды, заключенного по результатам аукциона, императивно возлагая на него обязанность исполнить обязательство лично.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях Управления Росреестра по Московской области не усматривается нарушений законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в полной мере.
Согласно пункту 7 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора, если в соответствии с законом заключение такого договора возможно только путем проведения торгов.
На основании ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Таким образом, земельный участок, с кадастровым номером *** площадью ***кв.м, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: ***, находящийся в муниципальной собственности, мог быть предоставлен ***. только на торгах.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Управления Росреестра по Московской области обоснованно признано судом правомерным, с учетом всех вышеприведенных фактов на основании требований действующего законодательства.
Принимая во внимание обстоятельства дела в совокупности с предписаниями вышеприведенных законоположений, суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имеют юридическое значение и влияют на законность принятого судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 27 марта 2019 годаоставить без изменения, апелляционную жалобуадминистративного истцаСавочкина А.С. -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.