Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Тиханской А.В, Михайловой Р.Б,
при секретаре Цыганковой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В, административное дело N 2а-11/19 по апелляционной жалобе административного истца Копковой Е.М. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 07 мая 2019 года, которым постановлено:
В требовании Копковой Е.М. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконными решений об отказе в учете изменений объекта недвижимости (земельного участка) N ***от 25.07.2018г. и N ***от 04.02.2019г.; о приостановлении государственного кадастрового учета N ***от 28.02.2019г.; обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Копкова Е.М. обратилась в суд с административным иском и просила признать незаконными решения Управления Росреестра по Московской области от 25.07.2018 года, от 04.02.2019 года об отказе и от 28.02.2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений описания местоположения границ земельного участка; обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *** на основании заявления N *** от 20.02.2019 года, мотивируя требования тем, что 18.04.2018 года ею подано заявление в муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" городского округа Ступино Московской области о внесении в государственный реестр недвижимости сведений об изменении местоположении границ (кадастровых координат) принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером ***, границы которого установлены решением Ступинского городского суда от 14.10.2010 года и определением Ступинского городского суда от 28.03.2014 года. 25.04.2018 года государственный кадастровый учет был приостановлен, поскольку, по мнению регистратора, межевой план земельного участка, составлен с нарушением требований ст. 22 N218-ФЗ "О государственный регистрации недвижимости".
Решение регистратора она считает незаконным, поскольку конфигурация, площадь и границы земельного участка с кадастровым номером *** в представленном межевом плане установлены кадастровым инженером ***. в соответствии со вступившими в законную силу судебными решениями, которые не могут быть скорректированы, и обязательны для исполнения регистратором. 25.07.2018 года административным ответчиком принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, поскольку указанные в решении от 25.04.2018 года недостатки не были устранены. 26.10.2018 года пакет необходимых документов вновь был представлен для государственного кадастрового учета изменений описания местоположения границ земельного участка. 02.11.2018 года осуществление кадастрового учета было приостановлено. 20.12.2018 года Копковой Е.М. дополнительно был представлен межевой план с уточнениями и оптический компакт-диск. 04.02.2018 года Управлением Росреестра по Московской области было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. 20.02.2019 года она в третий раз обратилась в регистрирующий орган, однако решением от 28.02.2019 года кадастровый учет был приостановлен. По мнению административного истца, у государственного регистратора отсутствовали основания для приостановления осуществления кадастрового учета и отказа в регистрации.
Административный истец Копкова Е.М. в судебное заседание явилась, заявленные требования.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, действующий на основании доверенности Титов Б.Б, в судебное заседание явился, административный иск не признал, представил письменные возражения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика Управления Росреестра по Московской области, действующего на основании доверенности Титова Б.Б, возражавшего против доводов жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не представившего доказательств уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Так, судом установлено, что 18.04.2018 г. Копкова Е.М. обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***. К заявлению о внесении в ЕГРН сведений представлена доверенность на имя представителя; межевой план, оптический компакт-диск; определение Ступинского городского суда Московской области суда от 09.12.2010 года.
25.04.2018 года государственный кадастровый учет был приостановлен по тем основаниям, что представленный межевой план земельного участка составлен с нарушениями требований ст.22 Закона, требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России N412 от 24.11.2008 года, а именно - границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержаться в ЕГРН - ***.
25.07.2018 года Копковой Е.М. было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решение о приостановлении.
26.10.2018 года Копкова Е.М. вновь обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, площадью ***кв.м, расположенный по адресу: ***, приложив доверенность представителя; межевой план, оптический компакт-диск; решение Ступинского городского суда Московской области от 14.10.2010 года; определение Ступинского городского суда Московской области от 28.03.2014; претензию от 26.04.2018 года; определение Ступинского городского суда Московской области от 09.12.2010 года; административное исковое заявление от 26.10.2018 года.
02.11.2018 года государственная регистрация была приостановлена, на том основании, что межевой план не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", представленный межевой план составлен с нарушениями требований к оформлению: в нарушение п. 31 Требований отсутствует наименование и реквизиты документа, посредством которого получены сведения о пунктах государственной геодезической сети и пунктах опорной межевой сети, использованные при подготовке межевого плана; обнаружены налагающие объекты: ***.
20.12.2018 года Копковой Е.М. представлены доверенность представителя; межевой план, оптический компакт-диск.
04.02.2019 года Копковой Е.М. было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, поскольку истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решение о приостановлении.
20.02.2019 года Копкова Е.М. обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровый учете изменений описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***. К заявлению приложен межевой план, оптический компакт-диск; информационное письмо от 06.02.2019 года N06-02 ООО "Геоинформационные и сетевые технологии; определение Ступинского городского суда Московской области от 30.11.2018 года; определение Ступинского городского суда Московской области от 28.03.2014; определение от 09.12.2010 Ступинского городского суда Московской области; решение Ступинского городского суда Московской области от 14.10.2010; доверенность представителя; административное исковое заявление.
28.02.2019 года кадастровый учет был приостановлен, в связи с чем, что обнаружены налагающие объекты: ***.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд пришел к выводу о том, что принятые Управлением Росреестра по Московской области решения соответствуют действующему законодательству и отмене не подлежат, административным истцом пропущен срок для обращения в суд.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
В силу пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) пересечение границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, и границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости), действительно является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из позиции представителя административного ответчика усматривается, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, пересекается с земельным участком ***, который является ранее учтенным объектом недвижимости.
Как разъясняло Минэкономразвития России в письме от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и "Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ" несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности, представляющее собой в ряде случаев (когда описание местоположения границ смежного земельного участка соответствует требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельных участков) реестровые ошибки в указанных сведениях ЕГРН, влечет приостановление государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы (далее - объект кадастровых работ).
Согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Таким образом, применение положений части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ дает возможность устранить не только причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта кадастровых работ, но и исправить реестровые ошибки в записях ЕГРН, что ведет к повышению качества и достоверности данных ЕГРН.
Также письмом обращено внимание, что объем вносимых в данном случае изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ (частей границ) и площади смежных земельных участков Законом N 218-ФЗ не ограничен. Поскольку при внесении в ЕГРН изменений в установленном частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ порядке не установлены критерии определения допустимого объема таких изменений - либо "о местоположении границ и площади смежного земельного участка", либо "о местоположении частей границ земельного участка", данный вопрос решается кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ исходя из условий договора подряда и конкретных обстоятельств. В частности, в зависимости от конкретной ситуации кадастровым инженером осуществляется определение местоположения:
либо отдельных частей границы смежного земельного участка, общих с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении таких частей границы;
либо границы (всей) смежного земельного участка (всех характерных точек его границы, включая общие с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ), в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении общих частей границ, которое требует одновременного исправления ошибок в местоположении иных частей границ смежного земельного участка.
К ошибке в местоположении границ земельного участка помимо перечисленного выше относится в том числе содержащаяся в ЕГРН ошибка, допущенная при определении координат характерных точек не только внешней границы земельного участка, но и внутренней границы уточняемого или смежного земельного участка, а также отсутствие в ЕГРН сведений о внутренней границе земельного участка ( пункт 47 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921; далее - Требования N 921).
Таким образом, изменения могут касаться не только тех частей границ, которые являются общими с уточняемым земельным участком, но и иных частей границ смежного земельного участка, например, с целью сохранения его конфигурации и площади, указанных в правоустанавливающем документе или документе об образовании этого смежного земельного участка (за исключением случая, когда предполагаемые изменения не затрагивают общие с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, части границ земельных участков).
Выполнение кадастровых работ по уточнению отдельных частей границы смежного земельного участка может повлечь необходимость определения его площади (например, если сведения ЕГРН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков). В случае если сведения о местоположении характерных точек границы смежного земельного участка, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, отсутствуют в ЕГРН или не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, необходимость определения площади смежного земельного участка отсутствует.
Положения части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ применяются как в случае выявления при выполнении кадастровых работ реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении общей с уточняемым земельным участком границы, установленной с достаточной точностью, так и в случае, если координаты характерных точек границы смежного земельного участка определены с точностью, не соответствующей установленным требованиям к точности. В последнем случае внесение таких изменений не будет обусловлено исправлением реестровой ошибки в местоположении границ смежного земельного участка.
Таким образом, состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка, определяется в зависимости от указанных выше обстоятельств.
Судом первой инстанции не было учтено, что границы земельного участка принадлежащего истцу, были установлены решением Ступинского городского суда Московской области от 14.10.2010 года в редакции определения от 28.03.2014 года об исправлении описки. При этом на собственника ранее учтенного земельного участка возложена обязанность освободить частично захваченный участок административного истца.
Пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в качестве оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав указаны вступившие в законную силу судебные акты;
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами ( пункт 5 статьи 18 того же закона).
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации ( часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вступившее в законную силу судебное решение, представленное административному ответчику для совершения регистрационных действий, являлось достаточным основанием для внесения в государственный кадастр сведений об изменении границ земельного участка, принадлежащего административному истцу. Кроме того, на основании вышеуказанного судебного постановления государственным кадастровым инженером Смирновым А.А. установлены конфигурация, площадь и границы земельного участка, что отражено в межевом плане, представленным Копковой Е.М. в Управление Росреестра по Московской области.
Однако государственный регистратор в своих уведомлениях продолжает настаивать на том, что имеет место наложение границ земельных участков, не принимая во внимание, что именно это обстоятельство явилось основанием для обращения в Ступинский городской суд собственника земельного участка, который признал незаконность действий собственника смежного участка и определилграницы земельного участка, принадлежащего истцу.
Утверждение представителя административного ответчика о невозможности произвести кадастровый учет не могут являться препятствием для восстановления прав административного истца в соответствии с принятыми судебными актами.
Судебная коллегия отмечает, что необходимые документы для кадастрового учета изменений границ земельного участка с кадастровым номером *** у Управления Росреестра по Московской области имелись, в связи с чем принятые административным ответчиком решения от 25.07.2018 года, от 04.02.2019 года и от 28.02.2019 года нельзя признать законными, они создали препятствия реализации возникшего у административного истца права на закрепление границ земельного участка, чем нарушили ее права. При этом судебная коллегия с учетом неоднократности последовательных решений административного ответчика о приостановлении государственного кадастрового учета, необоснованных предъявления требований к межевому плану, которые административный истец пыталась устранить, считает, что административным истцом не пропущен срок на обращение в суд. Кроме того, уведомление Управления Росреестра по Московской области от 28.02.2019 года содержало идентичные основания приостановления кадастрового учета, получив данное уведомление, административный истец обратилась в суд для защиты нарушенного права.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований административного иска Копковой Е.М.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 07.05.2019 года отменить, постановить по делу новое решение, которым требования Копковой Е.М. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 25.07.2018 года, от 04.02.2019 года, от 28.02.2019 года.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений описания границ земельного участка с кадастровым номером *** на основании заявления Копковой Е.М. от 20.02.2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.