Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича,
судей Р.Б. Михайловой, С.И. Коневой,
при секретаре Г.Т. Агаевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе К.Л. Решетилович на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 31 октября 2018 года по административному исковому заявлению К.Л. Решетилович к Департаменту образования города Москвы, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛА:
К.Л. Решетилович в интересах своей несовершеннолетней дочери П.Л. Решетилович, *** года рождения, обратилась в суд с административным иском к Департаменту образования города Москвы, указывая на неправомерность отказа в рассмотрении ее обращения от 18 сентября 2018 года, которое касалось предоставления возможности получения ее дочерью образования в одной из вариативных форм, а именно в негосударственном образовательном учреждении, до предоставления места в дошкольном образовательном учреждении.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 31 октября 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе К.Л. Решетилович ставится вопрос об отмене решения, как незаконного.
В заседании судебной коллегии К.Л. Решетилович доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители Департамента образования города Москвы по доверенности В.В. Ряскин, Е.А. Батищев просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях г. Москвы согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона г. Москвы от 20 июня 2001 г. N25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования.
Департамент образования города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования ( пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве.
Министерством образования и науки России разработаны "Рекомендации по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования", которые отражены в письме от 8 августа 2013 г. N08-1063 (далее - Рекомендации). Реализуя положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" они призваны создать условия для обеспечения доступности дошкольного образования.
Пункт 12 Рекомендаций гласит, что в случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях.
При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года.
Из материалов дела усматривается, что указанные Рекомендации административным ответчиком не соблюдены, а право К.Л. Решетилович на предоставление информации о возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм нарушено.
Так, никем из лиц, участвующих в деле, не оспариваются обстоятельства, установленные судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, в соответствии с которыми 27 июля 2017 года К.Л. Решетилович подала заявление о зачислении своей дочери в дошкольное образовательное учреждение.
Указанное заявление было зарегистрировано и приняты во внимание указанные ею приоритетные образовательные учреждения, однако, свободные места в них и других дошкольных образовательных учреждениях города Москвы отсутствовали, о чем К.Л, Решетилович была уведомлена.
17 сентября 2018 года К.Л. Решетилович письменно обратилась в Департамент образования г. Москвы и просила рассмотреть вопрос об обеспечении ее ребенка возможностью получения дошкольного образования в одной из вариативных форм (л.д. 13-14).
Из содержания ответа от 1 октября 2018 года за подписью и.о. заместителя директора ГБУ г. Москвы "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы" Л.А. Михеевой следует, что заявителю сообщено о том, что комплектование негосударственных образовательных организаций не входит в компетенцию Департамента образования г. Москвы (л.д. 16-17).
Однако такой вывод должностного лица противоречит вышеприведенным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Деятельность Департамента образования города Москвы относится к сфере публичного права.
В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.
К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.
В данном случае судебной коллегией установлено, что заявление К.Л. Решетилович от 17 сентября 2018 года по существу Департаментом не было рассмотрено и поэтому приходит к выводу об отмене решения суда и признании незаконным бездействия административного ответчика.
Руководствуясь ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 31 октября 2018 года отменить, постановить по делу новое решение:
Признать незаконным бездействие Департамента образования города Москвы в не уведомлении законного представителя несовершеннолетней П.Л. Решетилович - К.Л. Решетилович о возможности получения дошкольного образования в одной из вариативных форм.
Обязать Департамент образования города Москвы рассмотреть заявление К.Л. Решетилович от 17 сентября 2018 года по вопросу получения несовершеннолетней П.Л. Решетилович дошкольного образования в одной из вариативных форм в негосударственном образовательном учреждении, до предоставления места в дошкольном образовательном учреждении г. Москвы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.