Судебная коллегия по административным деламМосковского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судейТиханской А.В, Лукьянченко В.В,
при секретаре Калакуре К.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В,административное дело N 2а-66/2019 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по г. Москве, действующей на основании доверенности Ефимовой А.Н,на решение Таганского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2019 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 15 января 2019 года N ***о приостановлении государственной регистрации права собственности Фараджева Г.В. на земельный участок, расположенный по адресу: ***.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве повторно рассмотреть в установленные законом порядке и сроки вопрос о регистрации права собственности Фараджева Г.В. на земельный участок, расположенный по адресу: ***,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Фараджев Г.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, в котором просил признать незаконным решение от 15 января 2019 года N ***о приостановлении осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (земельный участок), расположенный по адресу: ***, обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок на основании заявления от 27 декабря 2018 года и представленных документов, мотивируя требования тем, что является собственником жилого дома (дачи), расположенного по адресу: ***, на земельном участке, предоставленном ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. 27 декабря 2018 года административный истец обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, предоставив все необходимые для государственной регистрации права собственности документы, однако ему было отказано.
Административный истец Фараджев Г.В, представитель административного истца Фараджева Г.В. - Коновалова Л.Л. в судебное заседание явились, административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве - Ефимова А.Н, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в удовлетворении административных исковых требований Фараджева Г.В. просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административногоответчикасо ссылкой на существенное нарушение норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика Управления Росрестра по г. Москве по доверенности Ефимову А.Н, доводы апелляционной жалобы поддержавшую,административного истца Фараджева Г.В, его представителя по доверенности Коновалову Л.Л, возражавших против доводов жалобы,проверив решение судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) ( часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям части 3 статьи 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела, которые подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, Фараджев Г.В. является собственником жилого дома (дачи), расположенного по адресу: ***, в *** на земельном участке с кадастровым номером *** с разрешенным видом использования - земельный участок, предназначенный для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадью ***.
27 декабря 2018 года Фараджев Г.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г..Москве с заявлением о регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, представив кадастровый паспорт земельного участка, свидетельство о праве собственности на жилой дом от 09 декабря 2003 года N ***и справку *** от 17 ноября 2018 года N ***, в соответствии с которой согласно анкете-заявлению от 23 декабря 1932 года первоначальным пользователем земель с адресными ориентирами: *** был ***, на основании заявления ***. от 03 января 1939 года и согласно протоколу N 51 Правления *** от 04 марта 1939 года ***. был исключен из членов кооператива, а домовладение с паенакомлениями по адресным ориентирам: *** в установленном законом порядке передано на праве бессрочного пользования ***, от которого на основании свидетельства на наследство по закону от 24 января 1966 г..N ***, выданного 1 МГНК переходит к ***. и ***. бессрочно, в ***году ***. передала домовладение с адресными ориентирами: *** и членство в кооперативе своему сыну Фараджеву Г.В, который на основании решения Правления *** N *** от 05 февраля 1989 года стал членом ***, в связи с чем за ним был закреплен земельный участок, общей площадью ***кв.м, по адресу: ***, на праве бессрочного пользования, на котором возведен жилой дом, площадью ***кв.м, что подтверждено справкой и выплаченном пае N ***от 24 октября 1992 года, зарегистрированной в ТБТИ Тимирязевского района г..Москвы 18 ноября 1992 года N ***, а также подтверждается материалами инвентаризации земель и ведения земельного кадастра на территории *** СВАО г..Москвы, выполненной *** трест МосЦТИСИЗ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по заказу N ***в 1995 году, данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 22 мая 2015 года в ФГУП "ФКП Росреестра" по Москве (кадастровый номер ***), 09 декабря 2003 года было зарегистрировано право
собственности Фараджева Г.В. на жилой дом, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: *** ( ***) о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09 декабря 2003 года сделана запись о регистрации N ***.
Решением Управления Росреестра по г. Москве от 15 января 2019 года совершение регистрационных действий было приостановлено до 15 апреля 2019 года на основании п. 3, 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что Фараджевым Г.В. в Управление Росреестра по г. Москве не представлены документы о предоставлении в установленном законом порядке заявленного земельного участка по адресу: *** в собственность ***, являющиеся основанием для государственной регистрации права.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве принято с нарушением действующего законодательства, нарушают права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в полной мере.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются:1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;4) свидетельства о праве на наследство;5) вступившие в законную силу судебные акты;6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
На основании части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав(пункт 2).
Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства установлены ст. 49 названного Закона.
Частями 1, 2 указанной статьи определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок (часть 1).
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Таким образом, перечень документов, подтверждающих право на земельный участок, предоставленный для садоводства или ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса РФ, не является закрытым, а потому следует принимать во внимание иные законоположения, что также следует из положений ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которыми правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу абзаца первого пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшей до 1 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, с 1 марта 2015 года обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства, не требуется.
Документами, удостоверяющими право члена садоводческого объединения на пользование земельным участком, являются кадастровый паспорт на земельный участок и справка указанного садоводческого объединения о предоставлении земельного участка члену кооператива в пользование.
Из материалов дела усматривается, что такие документы Фараджевым Г.В. были представлены в Управление Росреестра по г. Москве. Более того, ранее на основании тех же документов Управление Росреестра по г. Москве зарегистрировало право собственности Фараджева Г.В. на домовладение, расположенное на этом земельном участке. При этом Фараджевым Г.В. был выплачен пай, он принят в члены кооператива на законных основаниях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для приостановления и отказа в государственной регистрации перехода права собственности, в связи с чем обоснованно возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Фараджева Г.В.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имеют юридическое значение и влияют на законность принятого судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на неверное толкование закона, регулирующего возникшие правоотношения, и ошибочное их применение к рассматриваемому спору.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 23.04.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра по г. Москве, действующей на основании доверенности Ефимовой А.Н. -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.