Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Тиханской А.В, Михайловой Р.Б,
при секретаре Щербаковой Ю.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В,
административное дело N 2а-75/2019 по апелляционной жалобе административного истца Шмелевой С.И. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Шмелевой С.И. к префектуре Центрального административного округа города Москвы, заместителю префекта Центрального административного округа города Москвы Тиуновой Л.И. о признании решения незаконным - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Шмелева С.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением и просила признать незаконным ответ заместителя префекта Центрального административного округа г. Москвы Тиуновой Л.И. от 27.03.2019 года, мотивируя требования тем, что 25 марта 2019 года она обратилась в Правительство Москвы с уведомлением о проведении 31 марта 2019 года с 13.00 до 15.00 час. по одному из следующих адресов: ***, либо ***, либо *** публичного мероприятия в форме пикетирования, с количеством участников до 30 человек, целью которого являлось следующее: " *** ", которое было направлено для рассмотрения в префектуру ЦАО города Москвы.
27 марта 2019 года был получен ответ за подписью заместителя префекта ЦАО города Москвы Тиуновой Л.И, в котором префектура ЦАО г. Москвы, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 2 Закона города Москвы от 04.04.2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", проинформировала организатора публичного мероприятия о том, что уведомление о проведении публичного мероприятия с заявленным количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия, свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы. Также организатору публичного мероприятия было сообщено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (пикет) на территории Центрального административного округа подается лично организатором в "Службу приема служебной корреспонденции и обращений граждан" префектуры ЦАО г. Москвы по адресу: *** (режим работы: пн.-чт. с 9.00 до 18.00, пт. с 9.00 до 16.45). По мнению административного истца, данное решение нарушает гарантированное Конституцией РФ, Конвенцией о защите прав человека и свобод право собираться мирно, проводить митинги.
Административный истец Шмелева С.И. в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик заместитель префекта Центрального административного округа города Москвы Тиунова Л.И, представитель административного ответчика префектуры ЦАО города Москвы в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что судом неправильно истолкован закон, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Шмелеву С.И, ее представителя адвоката Эйсмонт М.О, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительности причин своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) ( часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом при рассмотрении дела установлено, что 25 марта 2019 года в Правительство Москвы поступило уведомление о проведении 31 марта 2019 года с 13.00 до 15.00 час. по одному из следующих адресов: ***, либо ***, либо *** публичного мероприятия в форме пикетирования, с количеством участников до 30 человек, целью которого являлось следующее: " *** ".
Организатором публичного мероприятия указана Шмелева С.И. (л.д. 11).
Указанное уведомление было перенаправлено в префектуру ЦАО города Москвы.
В ответ на указанное уведомление 27 марта 2019 года, за подписью заместителя префекта ЦАО города Москвы Тиуновой Л.И, префектура ЦАО г. Москвы, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 2 Закона города Москвы от 04.04.2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", проинформировала организатора публичного мероприятия о том, что уведомление о проведении публичного мероприятия с заявленным количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия, свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы. Также организатору публичного мероприятия было сообщено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (пикет) на территории Центрального административного округа подается лично организатором в "Службу приема служебной корреспонденции и обращений граждан" префектуры ЦАО г. Москвы по адресу: *** (режим работы: пн.-чт. с 9.00 до 18.00, пт. с 9.00 до 16.45).
Разрешая спор, суд отказал в удовлетворении административного иска, сочтя, что оспариваемое решение префектуры ЦАО г. Москвы было принято в соответствии с действующим законодательством, уполномоченным на то должностным лицом, в рамках представленных полномочий, при этом действиями либо бездействием префектуры ЦАО г. Москвы, в том числе ее должностными лицами права и законные интересы административного истца нарушены не были.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, в которых не были установлены незаконность оспариваемого решения органа исполнительной власти и нарушение прав административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок проведения публичного мероприятия установлен Законом г. Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований"
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона города Москвы от 04.04.2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
При подаче уведомления о проведении публичного мероприятия организатор публичного мероприятия или его представитель обязан предъявить документы:
1) удостоверяющие личность;
2) свидетельствующие о достижении физическим лицом - организатором публичного мероприятия возраста, предусмотренного федеральным законодательством (в зависимости от формы публичного мероприятия), и наличии у него гражданства Российской Федерации;
3) свидетельствующие о государственной регистрации юридического лица - организатора публичного мероприятия при наличии у него статуса юридического лица;
4) подтверждающие в соответствии с федеральным законодательством право представлять организатора публичного мероприятия
Регламент рассмотрения префектурами административных округов города Москвы по принципу "одного окна" уведомлений о проведении публичных мероприятий утвержден Постановлением Правительства Москвы от 22.01.2008 N 55-ПП.
Согласно п. 2.1, 2.2 Регламента рассмотрения префектурами административных округов города Москвы по принципу "одного окна" уведомлений о проведении публичных мероприятий, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.01.2008 г. N 55-ПП, прием уведомлений и их регистрацию в автоматизированной системе документооборота осуществляет служба "одного окна".
Для подготовки итоговых документов организатор публичного мероприятия или его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и документы, свидетельствующие о:
- достижении физическими лицами - организаторами демонстраций, шествий и пикетирований возраста 18 лет, а физическими лицами - организаторами митингов и собраний - 16 лет;
- принадлежности физических лиц - организаторов публичного мероприятия к гражданству Российской Федерации.
Кроме того, организатор публичного мероприятия или его представитель представляет следующие документы:
- доверенность от физического лица на получение документа, оформленная в порядке, определенном действующим законодательством (в случае обращения представителя заявителя);
- документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица - организатора публичного мероприятия действовать от имени юридического лица;
- уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, публичных мероприятий, проводимых в специально отведенных местах).
Принимая во внимание то обстоятельство, что Шмелевой С.И. планировалось проведение публичного мероприятия на территории Префектуры ЦАО г. Москвы, то соответствующее уведомление необходимо было подавать в соответствии с порядком, установленным Регламентом рассмотрения префектурами административных округов города Москвы по принципу "одного окна" уведомлений о проведении публичных мероприятий, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 22.01.2008 г. N 55-ПП, непосредственно в Префектуру ЦАО г. Москвы как орган, наделенный полномочиями на рассмотрение подобного рода уведомлений.
Данный порядок административным истцом соблюден не был, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что у Префектуры ЦАО г. Москвы имелись законные основания для принятия оспариваемого решения, которое, вопреки доводам апелляционной жалобы, отказом в согласовании планируемого публичного мероприятия не являлось, носило разъяснительный характер.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Префектура ЦАО г. Москвы является структурным подразделением Правительства Москвы, в связи с чем, получив из Правительства Москвы уведомление, должна была принять по нему соответствующее решение, судебной коллегией отвергаются, поскольку порядок предъявления уведомления в уполномоченный на рассмотрение орган Шмелевой С.И. соблюден не был. Направленное Правительством Москвы в префектуру ЦАО г. Москвы уведомление носило информативный характер и основанием, вопреки доводам апелляционной жалобы, для принятия по нему решения не являлось.
Ссылка представителя административного истца на то, что материалы дела содержат документы, вопрос о приобщении которых на судебном заседании не обсуждался, на законность решения не влияет, основанием для вынесения частного определения в адрес суда не является, поскольку указанные документы поступили в суд после вынесения решения, и не были положены в его основу.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований 84 КАС РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Шмелевой С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.