Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда
в составе председательствующего Егоровой Ю.Г,
судей Шаровой О.В, Юдиной А.М,
при секретаре Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:
Заявленные требования удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость перечисленных ниже объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в следующих суммах:
- нежилого помещения с кадастровым номером ******:3192, общей площадью 1 007 кв.м, расположенного по адресу: ****** - в сумме 48 933 684 рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером ******:3684, общей площадью 15 378, расположенного по адресу: ****** - в сумме 532 940 069 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером ******:3191, общей площадью 212,3 кв.м, расположенного по адресу: ******- в сумме 12 513 024 рубля;
- земельного участка с кадастровым номером ******, общей площадью 5 221 +/- 25 кв.м, расположенного по адресу: г****** - в сумме 528 766 378 рублей.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости перечисленных выше объектов.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных выше объектов считать 30 января 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ЛЮКСЪ ОТЕЛЬ" обратилось в Московский городской суд с административным иском, в котором уточнив требования, просило об установлении по состоянию на 1 января 2018 года кадастровой стоимости равной рыночной нежилых помещений с кадастровыми номерами ******:3192, ******:3684, ******:3191 и земельного участка с кадастровым номером ******, согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений, арендатором земельного участка и не согласен с их кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административный истец является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: ******: с кадастровым номером ******:3192, общей площадью 1 007 кв.м, с кадастровым номером ******:3684, общей площадью 15 378 - с кадастровым номером ******:3191, общей площадью 212,3 кв.м, а также арендатором земельного участка с кадастровым номером ******, общей площадью 5 221 +/- 25 кв.м, расположенного по адресу: г******.
Кадастровая стоимость указанных выше объектов определена по состоянию на 01.01.2018 г. в суммах соответственно 99 430 706,71 руб, 1 518 416 492,34 руб, 20 962 402,22 руб. и 708 002 841,75 руб.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, истец в подтверждение своих доводов представил составленный ООО "Максилайн" отчет N МЛ-004-105-006/19 от 15.01.2019 г. об оценке рыночной стоимости.
С учетом того, что представителем Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, а также поставлен вопрос о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Проведение экспертизы поручено экспертам ООО "Центр делового консультирования".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 1903-112ЭН, представленный административным истцом отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: ******: с кадастровым номером ******:3192, общей площадью 1 007 кв.м, с кадастровым номером ******:3684, общей площадью 15 378 - с кадастровым номером ******:3191, общей площадью 212,3 кв.м, - а также земельного участка с кадастровым номером ******, общей площадью 5 221 +/- 25 кв.м, расположенного по адресу: г****** по состоянию на 01.01.2018 г. составляет соответственно 48 933 684 руб, 532 940 069 руб, 12 513 024 руб. и 528 766 378 руб.
После проведения судебной оценочной экспертизы, представитель административного истца, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость равную рыночной, на основании судебной оценочной экспертизы.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.