Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Тиханской А.В, Коневой С.И,
при секретареСытине В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело N2а-114/2018 по апелляционной жалобе представителя административного истца Вардумяна В.Г. по доверенности Громовой Н.А.на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 22 августа 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Вардумян В.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Вардумян В.Г. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве N *** об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, и обязать ответчика произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект, мотивируя требования тем, что 12.12.2017 года обратился к ответчику с заявлением и предоставил необходимый комплект документов для регистрации права собственности на указанный жилой дом. Управлением Росреестра по г. Москве 21.12.2017 года было принято решение N ***о приостановлении государственной регистрации права собственности сроком до 21.03.2018 года, 21.03.2018 года Управлением Росреестра по г. Москве вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности в связи с отсутствием документов, подтверждающих оформление разрешения на строительство. По мнению административного истца, возложение на него обязанности предоставить разрешение на строительство не соответствует требованиям действующего законодательства.
Административный истец Вардумян В. Г. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности Громова Н.А, в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Москве, действующий на основании доверенности Панин А.А, в судебное заседание явился, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения административного иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца Громова Н.А.со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,выслушав представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве, действующего на основании доверенности Панина А.А,возражавшего против удовлетворения административного иска, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Вардумян В.Г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ***, с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства.
На указанном земельном участке Вардумяном В.Г. в 2015 году построен жилой дом, состоящий из трех этажей и одного подземного.
12.12.2017 года Вардумян В.Г. обратился к ответчику с заявлением N *** и предоставил необходимый комплект документов для регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***.
Также были представлены правоустанавливающие документы на земельный участок и кадастровый паспорт объекта недвижимости от 11.11.2015 года.
Управлением Росреестра по г. Москве было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности N ***от 21.12.2017 года, сроком до 21.03.2018 года, в качестве основания для приостановления указана недостаточность представленных документов.
23.01.2018 года истец предоставил дополнительные документы в Управление Росреестра по Москве: письмо администрации поселения Сосенское N *** от 20.07.2015 года, подтверждающие наличие объекта ИЖС; технический план объекта ИЖС, сопроводительное письмо от 23.01.2018 года.
21.03.2018 года Управлением Росреестра по г. Москве вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности N *** в связи с отсутствием документов, подтверждающих оформление разрешения на строительство.
Из ответа Мосгосстройнадзора N ***, полученного 01.03.2018 года ответчиком в рамках проведения правовой проверки документов, в отношении жилого дома истца разрешение на строительство Мосгосстройнадзором не оформлялось, проектная документация не поступала, застройщик с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на строительство не обращался. По результатам осмотра Мосгосстройнадзора установлено, что на земельном участке истца расположен законченный строительством двухэтажный объект недвижимости, доступ на территорию земельного участка и в здание не обеспечен, в связи с чем определить этажность строения и функционального назначения здания не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Управления Росреестра по Москве об отказе в регистрации права собственности соответствовало действующему законодательству, регулирующему возникшие правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушено.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными и оснований не согласиться с ними по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
На основании части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"(в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления административного истца) до 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Согласно п. 11 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
На основании пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ( в редакции, действующей на момент обращения административного истца) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Как следует из положений Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок используется, в частности, для возведения жилого дома.
С учетом того, что земельный участок, на котором возведен дом, предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, то данный дом подпадает по понятие индивидуального жилищного строительства, в связи с чем в соответствии с действующим на момент обращения Вардумяна В.Г. в Управление Росреестра по г. Москве законодательством требовалось получение разрешения на строительство, указание в декларации сведений о таком объекте не является достаточным для его регистрации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При таком положении, учитывая, что Вардумян В.Г. не устранил обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права, у Управления Росреестра по Москве имелись законные основания для отказа в регистрации.
Таким образом, установив указанные обстоятельства и правильно применив приведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции на основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определилхарактер рассматриваемых правоотношений и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, по результатам которой правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования; решение суда является законным и обоснованным; выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку выводов суда они не опровергают, из их содержания усматривается, что они направлены на неправильное толкование административным истцом закона, регулирующего вопрос регистрации права собственности и неверное понимание статуса земельного участка, на котором возведен жилой дом.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинскогорайонного суда г. Москвы от 22 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вардумяна В.Г. - безудовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.