Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Черевичной Т.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В, административное дело N2а-98/2018 по апелляционным жалобам представителя административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации, представителя ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 12 марта 2018 года, в редакции определения об исправлении описки от 14 февраля 2019 года, которым постановлено:
Административный иск военного прокурора Ивановского гарнизона в защите интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" о признании незаконным бездействия, понуждению к совершению определенных действий, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации по необеспечению и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", связанное с не обеспечением пожарно-химической станции второго типа (расположенной на территории Мугреевского участкового лесничества) и пожарно-химической станции первого типа (расположенной в дер.
Лежневская Роща Лежневского района Ивановской области) Гороховецкого ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" обеспечить в соответствии с утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 24.02.2016 N 85 нормой пожарно-химическую станцию второго типа (расположенную на территории Мугреевского участкового лесничества) Гороховецкого филиала ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудованием, инвентарем и материалами, а именно: 1 легковой автомобиль (повышенной необходимости), 1 армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 6 т), 1 армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 1 т), мотовездеход, емкость для воды, 1 бульдозер на тракторе до 10 тс, 1 экскаватор 0,15-0,25 куб. пневмоколесный, тракторный, неполноприводный грузовой автомобиль ? автопоезд (под перевозку техники массой-до 30 т), 1 радиостанция стационарная Р-168-100К) с выносной (наружной) антенной, 8 радиостанций возимых КВ-диапазона (1,5-30 МГц) (на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения), 8 радиостанций носимых (типа 2 звуковещательных устройства (передвижных или переносных), 1 бензомоторная пила для валки деревьев диаметром до 40- 100 см, 27 напорных пожарных рукавов, скатка диаметром 51 мм, 6 стволов пожарных ручных, 30 головок соединительных напорных (рукавных), головок переходных напорных, развертываний трехходовых, развертываний двухходовых, 93 лопаты, 10 пил поперечных, 4 набора аптечки, разработанных для "Авиалесоохраны", 5 индивидуальных перевязочных пакетов, 14 кружек эмалированных (нержавеющая сталь), 3 бинокля (полевых), 4 компаса Андрианова.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" обеспечить в соответствии с утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 24.02.2016 N 85 нормой пожарно-химическую станцию первого типа (расположенную в дер. Лежневская Роща Лежневского района Ивановской области) Гороховецкого филиала ФГАУ "Управление хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудованием, инвентарем и материалами, а именно: 1 мотовездеход, 1 радиостанция стационарная (типа Р-168-100К) с выносной (наружной) антенной, 3 радиостанции возимые КВ-диапазона (1,5-30 МГц) (на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения), 4 радиостанции носимые (типа Р-1680,5У), 1 звуковещательное устройство (передвижное или переносное), З ствола ручных, 13 головок соединительных напорных (рукавных), головок переходных напорных, развертываний трехходовых, развертываний двухходовых, 43 лопат, 5 пил поперечных, 1 кружка эмалированная (нержавеющая сталь),
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Ивановского гарнизона обратился в суд к Министерству обороны РФ, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей, обосновывая требования тем, что Военной прокуратурой Ивановского гарнизона проведена проверка по укомплектованию подразделений Гороховецкого филиала ФГАУ "Оборонлес" необходимой пожарной, иной специальной техникой и средствами пожаротушения. В ходе проверки установлено, что пожарно-химические станции 1 типа, расположенная в деревне Лежневская Роща Лежневского района Ивановской области, а также 2 типа, расположенная на территории Мугреевского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России, не укомплектованы необходимой техникой, инвентарем, оборудованием. Военный прокурор Ивановского гарнизона просил суд обязать административного ответчика как распорядителя имущества, закрепленного за Вооруженными силами РФ обеспечить указанные станции необходимым для них инвентарем, оборудованием, имуществом.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель Военного прокурора Ивановского гарнизона не явился, был извещен надлежащим образом; представители административных ответчиков Минобороны РФ, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" не явились; представитель заинтересованного лица ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России по доверенности Мачнев А.В. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят представители административных ответчиков, полагая, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, неправильно применил закон, допустил нарушение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика Минобороны России по доверенности Столярова Д.С, представителя заинтересованного лица ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России, действующую на основании доверенности Юсифову Д.Э, обсудив доводы апелляционных жалоб, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как установлено судом, в ходе проведенной Военной прокуратурой Ивановского гарнизона проверки было установлено, что пожарно-химические станции 1 типа, расположенные в деревне Лежневская Роща Лежневского района Ивановской области, а также 2 типа, расположенные на территории Мугреевского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России, не укомплектованы необходимой техникой, инвентарем, оборудованием.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что руководством Гороховецкого филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России в адреса начальника службы связи и начальника инженерных войск Западного военного округа направлялись заявки о дооснащении пожарно-химических станций, которые до настоящего времени не удовлетворены; ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, и прямо подчинено Департаменту имущественных отношений данного министерства, при этом обязанность по обеспечению пожарно-химических станций филиалов учреждения возложена на довольствующие органы военного управления, которыми являются довольствующие службы ФГКУ "Объединенного стратегического командования Западного военного округа", обязанность по укомплектованию пожарно-химических станций первого и второго типа Гороховецкого филиала ФГАУ "Оборонлес" техникой, оборудованием, инвентарем и материалами, лежит на министерстве обороны Российской Федерации и ФКУ "Объединенного стратегического командования Западного военного округа"; отсутствие предусмотренного Приказом Минприроды России от 28.03.2014 года N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" и Приказом Министра обороны Российской Федерации N 85 от 24 февраля 2016 года количества инвентаря и техники для предупреждения и локализации лесных пожаров в ПХС-2 и ПСХ-1 может привести к ликвидации лесного массива, используемого в том числе для нужд Минобороны России, нарушению экологической обстановки в регионе, гибели людей от пожаров и иных тяжких последствии.
Вместе с тем, суд не принял во внимание, что исковые требования заявлены прокурором в интересах юридического лица - Гороховецкого ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России,
тогда как нормами ст. 39 КАС РФ не предусмотрено право прокурора на защиту прав юридического лица, не лишенного самостоятельной возможности обращения в суд за защитой нарушенного права. Вопреки доводам, положенным в основу искового заявления, изложенные требования направлены на избежание негативных правовых последствий, которые могут наступить для Гороховецкого филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России в случае неисполнения возложенных на него обязанностей в результате недостаточной оснащенности части необходимым инвентарем и техникой, и не направлены на защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в иных предусмотренных данным Кодексом случаях.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Из вышеприведенных положений в их системной взаимосвязи следует, что в судебном порядке не могут рассматриваться требования, заявленные лицом, которому указанное право не принадлежит.
По аналогии, если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии административного искового заявления, будут установлены после его принятия к производству, суд на основании статьи 194 КАС РФ прекращает производство по делу.
Вследствие чего, по мнению судебной коллегии, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 12 марта 2018 года, в редакции определения об исправлении описки от 14 февраля 2019 года, отменить.
Производство по административному делу по иску Военного прокурора Ивановского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения - прекратить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.