Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98", ООО "Альфа-Петрол-С" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, нежилых здания и нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98", ООО "Альфа-Петрол-С" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами *1, *2, нежилого помещения с кадастровым номером *3 и земельных участков с кадастровыми номерами*4, *5, *6, *7.
В административном исковом заявлении ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98", ООО "Альфа-Петрол-С" просят установить кадастровую стоимость нежилых зданий, нежилого помещения и земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Центр оценки имущества и бизнеса", по состоянию на 1 января 2018 года в размере 47 599 737 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *1, в размере 13 183 228 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *2, в размере 11 926 717 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *3, в размере 13 874 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *4, в размере 16 942 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *5, в размере 10 332 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *6, в размере 4 997 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *7.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что ООО "Автосалон-Митино" является собственником нежилого здания с кадастровым номером *2, ООО "Техцентр-Митино" является собственником нежилого здания с кадастровым номером *1, ООО "ИФК-98" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *3. Также указали, что ООО "Автосалон-Митино" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *7, ООО "Техцентр-Митино" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *5, ООО "ИФК-98" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *6, "Альфа-Петрол-С" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *4. Кадастровая стоимость объектов по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 132 257 588 рублей 66 копеек в отношении здания с кадастровым номером *1; 34 882 047 рублей 20 копеек в отношении здания с кадастровым номером *2, 31 624 330 рублей 14 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *3, 9 284 147 рублей 43 копейки в отношении земельного участка с кадастровым номером *7, 20 583 190 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *4, 22 069 593 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *6, 400 070 177 рублей 25 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *5.
Поскольку ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98" являются собственниками нежилых зданий и нежилого помещения, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В свою очередь несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участкових рыночной стоимости нарушает права ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98", ООО "Альфа-Петрол-С" как плательщиков арендной платы, поскольку её размер также исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель административных истцов по доверенности Заманов Р.Р. в судебном заседании представил ходатайство об уточнении заявленных требований; просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий, нежилого помещения и земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Агафонова С.С. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях. Представила возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы, ходатайствовала о назначении повторной экспертизы.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО "Автосалон-Митино" является собственником нежилого здания с кадастровым номером *2, ООО "Техцентр-Митино" является собственником нежилого здания с кадастровым номером *1, ООО "ИФК-98" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *3. В отношении названных объектов утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2018 года в размере 132 257 588 рублей 66 копеек в отношении здания с кадастровым номером *1; 34 882 047 рублей 20 копеек в отношении здания с кадастровым номером *2, 31 624 330 рублей 14 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *3, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 15-17) и выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 89,91-92).
Также ООО "Автосалон-Митино" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *7, ООО "Техцентр-Митино" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *5, ООО "ИФК-98" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *6, "Альфа-Петрол-С" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *4 (договоры аренды - т. 1, л.д. 18-64). Кадастровая стоимость земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 9 284 147 рублей 43 копейки в отношении земельного участка с кадастровым номером *7, 20 583 190 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *4, 22 069 593 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *6, 400 070 177 рублей 25 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *5, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 87-88, 90, 93).
Административные истцы в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных зданий и помещения уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административные истцы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" уплачивают арендную плату за земельные участки, расчет которой производится в процентах от их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98", ООО "Альфа-Петрол-С" как плательщиков налога и арендаторов.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административные истцы1 марта 2019 года обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98", ООО "Альфа-Петрол-С" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, нежилого помещения и земельных участков представили в суд отчеты от 14 февраля 2019 года N *, N *, подготовленные по заданию заявителя ООО "Центр оценки имущества и бизнеса", в которых по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость объектов оценки определена в размере 47 599 737 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *1, в размере 13 183 228 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *2, в размере 11 926 717 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *3, в размере 13 874 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *4, в размере 16 942 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *5, в размере 10 332 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *6, в размере 4 997 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *7.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административныхистцов была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Финансовый консалтинг "Форвард".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых зданий, нежилого помещения и земельных участков, представленные административными истцами, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *4 по состоянию на 1 января 2018 года определена экспертом в размере 17 425 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *5 - в размере 22 216 875 рублей, земельного участка с кадастровым номером *6 - в размере 12 197 500 рублей, земельного участка с кадастровым номером *7 - в размере 5 105 525 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *1 - в размере 54 923 638 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *2 - в размере 16 216 744 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 15 520 481 рубля.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителями отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "Центр оценки имущества и бизнеса", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административные истцы, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Центр оценки имущества и бизнеса", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2018 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд учитывает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий, нежилого помещения и земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98", ООО "Альфа-Петрол-С" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов. Такое право предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами *1, *2, нежилого помещения с кадастровым номером *3 и земельных участков с кадастровыми номерами *4, *5, *6, *7 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителей с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 1 марта 2019 года.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ N 20-П от 11 июля 2017 года, не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Таким образом, определение рыночной стоимости объекта недвижимости в размере меньшем, чем его кадастровая стоимость, само по себе не свидетельствует о наличии каких-либо ошибок в ходе кадастрового учета, поскольку разница между кадастровой и рыночной стоимостями объекта объективно обусловлена использованием различных подходов к оценке. Кадастровая стоимость определяется в ходе массовой оценки, в то время как рыночная стоимость объекта определяется индивидуально, что позволяет учитывать конкретные особенности оцениваемого объекта.
В свою очередь сведений о том, что при проведении кадастровой оценки были допущены нарушения методологии проведения массовой оценки в материалы дела не представлено.
Учитывая, что представленные в материалы дела отчеты признаны недостоверными, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителей по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, при этом экспертиза была назначена по ходатайству административных истцов и на них были возложены расходы по её проведению; принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, при этом расходы по проведению экспертизы частично оплачены только со стороны ООО "Альфа-Петрол-С", суд приходит к выводу о необходимости взыскания с остальных административных истцов в пользу ООО "Финансовый консалтинг "Форвард" расходов по проведению судебной оценочной экспертизы по 111 700 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *4, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 17 425 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *5 - в размере 22 216 875 рублей, земельного участка с кадастровым номером *6 - в размере 12 197 500 рублей, земельного участка с кадастровым номером *7 - в размере 5 105 525 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *1 - в размере 54 923 638 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *2 - в размере 16 216 744 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 15 520 481 рубля.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 1 марта 2019 года.
Взыскать с ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98" в пользу ООО "Финансовый консалтинг "Форвард" расходы по проведению судебной экспертизы по 111 700 рублей с каждого.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.