Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Лучкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2720/2019 по административному исковому заявлению ООО "ДИТАРС" об оспаривании Уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с заявлением о признании незаконным Уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее - Комиссия) от 15 января 2019 года N 51-851/2019 об отказе в принятии документов на Комиссию; обязании Комиссии принять документы к рассмотрению.
Административные исковые требования мотивированы тем, что истец, являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001090:3105 по адресу: г. Москва, Большой Головин пер, д.12 ст.1, 09 января 2019 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года.
Уведомлением Комиссии от 15 января 2019 года N 51-851/2019 в принятии документов было отказано ввиду того, что заявление подано с нарушением срока. В соответствии со ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" от 29.07.1998г. заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в Комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Административный истец не согласен с принятым уведомлением, в поданном в суд административном исковом заявлении указал, что на момент подачи заявления в Комиссию результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении новой оценки, внесены в кадастр недвижимости не были; также указал, что правомерно обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости 09 января 2019 года, поскольку последним днем обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2016 года являлось 31 декабря 2018 года, которое являлось нерабочим днем, административный истец обратился в первый рабочий день после истечения указанного срока, что, по его мнению, влечет необходимость принятия заявления об оспаривании кадастровой стоимости за прошедший период.
В судебное заседание представитель административного истца явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, одновременно представляющий интересы Управления Росреестра по Москве, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал по доводам письменного отзыва.
Выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Установлено, что административный истец является собственником помещения с кадастровым номером 77:01:0001090:3105 по адресу: г. Москва, Большой Головин пер, д.12 ст.1.
Кадастровая стоимость объектов капитального строительства, к которым относится нежилое помещение административного истца, по состоянию на 01 января 2016 года установлена Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г."
Данная кадастровая стоимость действовала по 31 декабря 2018 года.
Оспаривание кадастровой стоимости, установленной указанным выше постановлением Правительства N 790-ПП, осуществляется в порядке, установленном ст.24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", которая предусматривает соблюдение досудебного порядка для юридических лиц, а именно - предварительное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
С 01 января 2019 года в отношении объектов капитального строительства, включая нежилое помещение административного истца, действует кадастровая стоимость, утвержденная Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 г."
Оспаривание данной кадастровой стоимости осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ "О государственной кадастровой оценке" от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ. Данный порядок не предусматривает предварительное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
09 января 2019 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001090:3105 по адресу: г. Москва, Большой Головин пер, д.12 ст.1 по состоянию на 01 января 2016 года.
Уведомлением Комиссии от 15 января 2019 года N 51-851/2019 в принятии документов было отказано ввиду пропуска срока на обращение.
В соответствии со ст.24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Из указанной нормы следует, что заявление может быть принято Комиссией только в том случае, если оно подано до того, как в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Из отзыва Управления Росреестра по Москве, и данных публичной кадастровой карты следует, что такие сведения в отношении нежилого помещения административного истца были внесены в первый рабочий день 2019 года, в котором действовала уже новая кадастровая стоимость, то есть 09 января 2019 года.
Таким образом, заявление о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, могло быть подано в Комиссию исходя из прямого указания закона лишь по 09 января 2019 года, то есть в последний рабочий день 2018 года - 29 декабря 2019 года. Административным истцом подано заявление в Комиссию за пределами указанного срока.
Несостоятельной является ссылка административного истца на положения статей 193, 194 Гражданского кодекса РФ о том, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока является следующий за ним рабочий день, поскольку спорные правоотношения относятся к категории публичных правоотношений, Гражданским кодексом РФ не регулируются, имеют специальное правовое регулирование, предусмотренное положениями ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" от 29.07.1998г, которое зависит от периода, на который устанавливается кадастровая стоимость.
Кроме того, начиная с 1 января 2019 года кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства Москвы N 790-ПП по состоянию на 01 января 2016 года, уже не действовала, поскольку период ее действия определен по 31 декабря 2018 года.
Из положений ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", положений Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263 следует, что обращение именно в Комиссию может быть осуществлено субъектом спорных правоотношений только за пересмотром действующей кадастровой стоимости.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263.
Согласно пункту 14 Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано с нарушением сроков, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Ввиду того, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом в Комиссию 09 января 2019 года, то есть с нарушением срока, поданное заявление правомерно возвращено 15 января 2019 года, о чем Комиссией вынесено соответствующее уведомление об отказе в принятии документов на Комиссию, в котором административному истцу возвращены представленные им документы.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО "ДИТАРС" об оспаривании Уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.