Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Кахно М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Еременко М. Ф. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Еременко М.Ф. обратился с административным иском в Московский городской суд, в котором просит у становить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером 77:01:0006032:5831, площадью 750,9 кв.м, этаж 4, номера на поэтажном плане пом. I ком.1, 3-8, 8а, 9-18, 18а, 18б, 19, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016г. равной 69 815 000 рублей, установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером 77:01:0006032:5836, площадью 751,8 кв.м, этаж 5, номера на поэтажном плане пом. I ком.1, 3-8, 8а, 9-18, 18а, 18б, 19, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016г. равной 69 891 000 рублей; установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером 77 :01:0006032:5837, площадью 773,1 кв.м, этаж 6, номера на поэтажном плане пом. I ком.1,3-18, 18а, 18б, 19, 20, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016г. равной 71 680 000 рублей на основании отчета от 18 сентября 2017 года N МСК/824-ОКС, подготовленного ООО "Первое бюро оценки и экспертизы".
В обоснование заявления ссылался на то, что является собственникомнежилыхпомещений. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектових рыночной стоимости затрагивает его права как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества г. Москвы Руденко М.В. против удовлетворения иска возражала.
Административный истец Еременко М.Ф. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном заявлении указал, что возражений против установленной заключением судебной оценочной экспертизы рыночной стоимости объектов не имеет.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен.
Выслушав объяснения представителяПравительства Москвы, Департамента городского имущества г. Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства,в том числе, заключение судебной экспертизы,суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Еременко М.Ф.является собственником нежилых помещений: с кадастровым номером 77:01:0006032:5831, площадью 750,9 кв.м, этаж 4, номера на поэтажном плане пом. I ком.1, 3-8, 8а, 9-18, 18а, 18б, 19, расположенного по адресу:***, с кадастровым номером 77:01:0006032:5836, площадью 751,8 кв.м, этаж 5, номера на поэтажном плане пом. I ком.1, 3-8, 8а, 9-18, 18а, 18б, 19, расположенного по адресу: ***, с кадастровым номером 77 :01:0006032:5837, площадью 773,1 кв.м, этаж 6, номера на поэтажном плане пом. I ком.1,3-18, 18а, 18б, 19, 20, расположенного по адресу: ***.
На основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость спорных объектов по состоянию на 1 января 2016 года - с кадастровым номером 77:01:0006032:5831 - в размере 97 376 539,29 руб, с кадастровым номером 77:01:0006032:5836 - в размере97 487 236,69 руб, с кадастровым номером 77 :01:0006032:5837-100 105 124,09 руб. ; названное постановление применяется с 1 января 2017 года.
Административный истец Еременко М.Ф.в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" является плательщикомналога на имущество физических лиц и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названныхнежилыхпомещенийвлияют на права и обязанности административного истцакак плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что истецне воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещенийв Комиссии и обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Оспаривая кадастровую стоимость нежилыхпомещений,административный истец представил в суд отчет от 18 сентября 2017 года N МСК/824-ОКС, подготовленный ООО "Первое бюро оценки и экспертизы".
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 30 ноября 2017 года по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Гранд Реал".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет от 18 сентября 2017 года N МСК/824-ОКС, подготовленный ООО "Первое бюро оценки и экспертизы", об оценке рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0006032:5831, 77:01:0006032:5836, 77 :01:0006032:5837, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Мотивы, по которым представленный административным истцом отчет об оценке признан не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, подробно приведены экспертом в заключении.
Рыночная стоимость объектов по состоянию на 01 января 2016 года определена экспертом в заключении в размере:нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006032:5831 - 66 465 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006032:5836 - 66 556 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006032:5837 - 68 447 000 руб.
Выводы эксперта мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и ее производство поручалось выбранному им экспертному учреждению. Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающими правом на проведение подобного рода исследования. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Составленное экспертное заключение основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных нежилых помещений.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Проанализировав экспертное заключение, суд считает, что правильность изложенных в нем выводов сторонами не опровергнута, расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, которое может быть положено в основу решения.
Определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектов оценки; экспертом произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2016 года.
О повторной экспертизе стороны суд не просили, соответствующих ходатайств не заявляли.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимостьнежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0006032:5831, 77:01:0006032:5836, 77 :01:0006032:5837 по состоянию на 01 января 2016 года должна быть определена в размере рыночной согласно заключению судебной экспертизы.
Доводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о законности государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец, правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
Правила статьи 24. 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных установленная настоящим решением кадастровая стоимость нежилыхпомещений применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года.
При этом датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 10 ноября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006032:5831 площадью 750,9 кв.м, этаж 4, номера на поэтажном плане пом. I ком.1, 3-8, 8а, 9-18, 18а, 18б, 19, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 66 465 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006032:5831, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006032:5836 площадью 751,8 кв.м, этаж 5, номера на поэтажном плане пом. I ком.1, 3-8, 8а, 9-18, 18а, 18б, 19, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 66 556 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006032:5836, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006032:5837 площадью 773,1 кв.м, этаж 6, номера на поэтажном плане пом. I ком.1,3-18, 18а, 18б, 19, 20, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 68 447 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006032:5837, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением считать 10 ноября 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.