Московский городской суд в составесудьи Дорохиной Е.М.,при секретаре Ромашове Е.Д., с участием прокурора Лазаревой Е.И.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4016/2019 по административному иску РОО Московской области помощи и защиты инвалидов нефрологического направления "НЕФРОЗАЩИТА" о признании недействующими отдельных положений Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы N 738 от 15.08.2014 г. "О порядке организации транспортировки больных с хронической почечной недостаточностью для проведения амбулаторного гемодиализа, по медицинским показаниям нуждающихся в медицинском сопровождении бригад Государственного бюджетного учреждения "Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы",
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Тверской районный суд г. Москвы с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 14 Приложения 1 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы N 738 от 15.08.2014 г. "О порядке организации транспортировки больных с хронической почечной недостаточностью для проведения амбулаторного гемодиализа, по медицинским показаниям нуждающихся в медицинском сопровождении бригад Государственного бюджетного учреждения "Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы", указав в обоснование, что оспариваемые положения противоречат ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Определением Тверского районного суда г. Москвы от 31.05.2019 г. дело передано по подсудности в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента здравоохранения г. Москвы заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием у административного истца права на обращение в суд с рассматриваемым требованием, указывая, что последний является региональным общественным объединением, осуществляющем свою деятельность в пределах Московской области, тогда как положения оспариваемого приказа направлены на обеспечение необходимых условий для оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве.
Представитель административного истца Голубев Д.В. в суд явился, против прекращения производства по делу возражал и пояснил, что с требованием о признании частично недействующим нормативного правового акта его доверитель обратился в суд в защиту всех своих членов, которые имеют место жительства в том числе и в г. Москве. Представитель указал также, что право административного истца на обращение в суд с рассматриваемым требованием предусмотрено положениями ч. 2 ст. 208 КАС РФ и ст. 27 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Прокурор Лазарева Е.И. полагала производство по административному делу подлежащим прекращению, поскольку ни Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ни Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предусматривают права общественных объединений на обращение в суд с требованием о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения.
Выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 208 КАС РФ предусмотрено, что с требованием о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В силу ч. 2 той же статьи, Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
Из содержания административного искового заявления следует, что требование о признании не действующим пункта 14 Приложения 1 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы N 738 от 15.08.2014 г. "О порядке организации транспортировки больных с хронической почечной недостаточностью для проведения амбулаторного гемодиализа, по медицинским показаниям нуждающихся в медицинском сопровождении бригад Государственного бюджетного учреждения "Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы" заявлено административном истцом в защиту прав и законных интересов своих членов, между тем, федеральным законом право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данной некоммерческой организацииадминистративному истцу не предоставлено.
Утверждения представителя административного истца о том, что такое право предоставлено ему на основании ст. 27 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", основаны на неправильном толковании этой нормы и требований КАС РФ, поскольку положения ст. 27 названного Федерального закона не содержат норм о праве общественного объединения на подачу административного иска о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов его членов.
Приведенная статья, закрепляя кроме прочего, что для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право представлять и защищать законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях, не наделяет общественное объединение правом на обращение в суд с соответствующим административным иском в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц, в данном случае юридических лиц.
Федеральные законыот 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", как и иные федеральные законы, также не предусматривают подобного права.
Исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 214, п. 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 194, п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым данным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
В связи с отсутствием у административного истца права на обращение в суд с требованием о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, производство по делу подлежит прекращению.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 128, 198 и 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по делу по административному иску РОО Московской области помощи и защиты инвалидов нефрологического направления "НЕФРОЗАЩИТА" о признании недействующим пункта 14 Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы N 738 от 15.08.2014 г. "О порядке организации транспортировки больных с хронической почечной недостаточностью для проведения амбулаторного гемодиализа, по медицинским показаниям нуждающихся в медицинском сопровождении бригад Государственного бюджетного учреждения "Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы".
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение 15 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Е.М.Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.