Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Лазаревой Е.И., при секретаре Тощакове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4284/2019 по административному исковому заявлению Смирнова Л.Л. об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 33 от 12 июля 2019 года N 7/2 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Гусевой Л.И." ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 33 (далее - ОИК N 33) от 12 июля 2019 года N 7/2 Гусева Л.И, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 33.
Смирнов Л.Л, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене приведённого решения избирательной комиссии, полагая, что поданные кандидатом в депутаты Гусевой Л.И. документы имеют нарушения, такие как: в первом финансовом отчёте кандидата строка 4 финансового отчёта заполнена в нарушение требований Приложения N 6 к Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учёта и отчётности кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утверждённой решение Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/7 (далее - Инструкция). Также административный истец указывает, что в нарушение требований части 2 статьи 23 Избирательного кодекса Москвы он как кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу не был допущен к присутствию и ознакомлению с документами проверки подписных листов, представленных Гусевой Л.И. При этом ОИК N 33 не проверялась достоверность собранных подписей, что позволяет считать подписи недостоверными. В подписных листах указаны как оставившие подпись лица, которые подпись свою не оставляли.
На основании изложенного административный истец считает, что решение ОИК N 33 о регистрации кандидата Гусевой Л.И. является незаконным и просит его отменить.
Административный истец Смирнов Л.Л. в настоящем судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, по доводам, изложенным в иске.
Представители административного ответчика - председатель ОИК N 33 Ефименко Н.Б, действующий на основании доверенности Озеров М.В, а также допущенный судом по устному заявлению председателя ОИК N 33, в порядке части 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Голышев И.В, в удовлетворении административного искового заявления Смирнова Л.Л. просили отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса Москвы. Процедура проверки подписных листов, а также документов, представленных кандидатом Гусевой Л.И. для выдвижения и регистрации, проводилась ОИК N 33 в соответствии с Избирательным кодексом Москвы. ОИК N 33 нарушений в оформлении документов или неполноты, содержащихся в них сведений не выявила. По итогам проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Гусевой Л.И, недействительными было признано 41 подпись, что составляет менее 10 процентов проверенных подписей и не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата.
Заинтересованное лицо Гусева Л.И, будучи извещённой о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя (по доверенности) Молчанова О.А, который полагал требования административного истца не обоснованными и просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд считает, что заявленные Смирновым Л.Л. требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24- 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс Москвы).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 6 статьи 31.1 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что н еобходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов, численность избирателей по одномандатному избирательному округу N 33 составляет 176 224 человек, то есть для регистрации кандидата по названному округу необходимо представить 5 287 подписи.
В соответствии с решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/2, опубликованным на официальном сайте указанной избирательной комиссии, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 33 определено в размере 5 287, а максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию определено как 5 815.
Как видно из материалов дела, 6 июня 2019 года Гусева Л.И. подала в ОИК N 33 заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, в порядке самовыдвижения, представив заявление, предусмотренное частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Гусевой Л.И. в ОИК N 33 одновременно представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 ст. 32 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно подтверждению о приёме указанных документов у кандидата Гусевой Л.И. от 6 июня 2019 года, они представлены последней лично, что соответствует требованиям части 8 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, а также одновременно и в срок, указанный в части 2 статьи 29 указанного Кодекса.
5 июля 2019 года Гусевой Л.И. в ОИК N 33 представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, предусмотренные пунктами 1,2,3,5,6,7 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы, в их числе 5 735 подписей избирателей на 1460 листах, сброшюрованных в 14 папок.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 28 марта 2019 года N 90/2 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 33 возложены на территориальную избирательную комиссию района Южное Бутово.
9 июля 2019 года по результатам проверки 100 процентов представленных Гусевой Л.И. подписей избирателей, проведённой рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из 5 735 проверенных подписей 4 подписи признаны недействительными по основаниям, установленным пунктом 1 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 1 подпись признана недействительной на основании пункта 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 4 подписи признаны недействительными на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 8 подписей признаны недействительными на основании пункта 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 16 подписей признаны недействительными на основании пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 8 подписей признаны недействительными на основании пункта 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы. Всего количество подписей избирателей, признанных недействительными, составило 41 подпись, что составляет 0,71% от общего количества подписей, представленных кандидатом и проверенных рабочей группой.
Поскольку порядок выдвижения кандидата соответствовал Избирательному кодексу Москвы, необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, имелось, 12 июля 2019 года ОИК N 33 приняла решение N 7/2 о регистрации Гусевой Л.И. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что з аконом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2033 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
Доводы административного истца о том, что проверка достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Гусевой Л.И, не проводилась, являются необоснованными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе ведомостями проверки и итоговым протоколом проверки подписных листов от 9 июля 2019 года, из содержания которых усматривается, что рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения Гусевой Л.И. В итоговом протоколе отражены результаты проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата, а именно заявлено 5 735 подписей, представлено и проверено такое же количество подписей - 5 735. В результате проверки подписных листов признаны недействительными 41 подпись, что составило 0,71% процента.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, ОИК N 33 использовалась ГАС "Выборы". После выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, а также выявления отсутствия в Регистре таковых, ОИК N 33 направлен запрос в отношении указанных избирателей в Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Москве.
Однако ответ из указанной службы на момент принятия оспариваемого решения ОИК N 33 получен не был. Вместе с тем, суд учитывает, что всего направлялось на проверку в управление по вопросам миграции 87 подписи избирателей, данные о которых не были найдены при проверке по системе ГАС "Выборы". Таким образом, даже в случае признания всех указанных подписей недействительными на основании справки органа осуществляющего регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, количество недостоверных подписей избирателей не превысит 10 процентов от числа подписей, представленных кандидатом Гусевой Л.И, а количество достоверных подписей будет достаточным для регистрации кандидата.
Согласно заключению о проверке подписных листов N 865 от 10 июля 2019 года, составленном экспертом ЭКЦ УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве, на исследование эксперта были представлены 100% подписей избирателей, представленных Гусевой Л.И. В результате проведённого исследования установлено, что в подписных листах с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Гусевой Л.И, нарушений не выявлено.
Ссылки административного истца на то, что у него имеются сведения о том, что в подписных листах указаны как оставившие подпись лица, которые подпись свою не оставляли, подлежат отклонению, поскольку надлежащими доказательствами данное обстоятельство не подтверждено и опровергается заключением эксперта по проверки подписных листов. Кроме того, как пояснил в настоящем судебном заседании административный истец ему известно о двух подобных подписях, что является явно не достаточным для отказа в регистрации кандидата в связи с данными обстоятельствами, даже в случае их объективного подтверждения.
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца рабочей группой в установленном Избирательным кодексом Москвы и Методическими рекомендациями порядке, проведена п роверка соблюдения порядка сбора подписей, всех сведений об избирателях, внесенных в подписные листы, достоверности их подписей, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей. При этом исходя из итогов проверки подписей избирателей у ОИК N 33 отсутствовали основания для отказа в регистрации Гусевой Л.И. по основаниям, предусмотренным пунктами 4.1 и 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Первый финансовый отчёт кандидата подписан Гусевой Л.И, соответствует по форме приложению 6 к Инструкции. Оформление данного отчёта проведено также с соблюдением требований Инструкции.
Доводы административного истца о том, что в первом финансовом отчёте кандидат, в нарушение требований примечания к приложению 6 к Инструкции, заполнил сроку 4 отчёта подлежат отклонению, поскольку в соответствии с требованиями пункта в.1 части 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иного закона. Таким образом, только наличие документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и иного закона может являться основанием для отказа в регистрации кандидата. Такие нарушения в документах, представленных Гусевой Л.И. для уведомления о выдвижении и регистрации, в том числе в первом финансовом отчёте, отсутствуют.
Кроме того, суд считает, что наличие в строке 4 записи "0,0" свидетельствует об отсутствии произведённых финансовых операций, а, следовательно, требования примечания к приложению 6 к Инструкции кандидатом Гусевой Л.И. при заполнении первого финансового отчёта не нарушены.
Что касается того обстоятельства, что Смирнов Л.Л. не присутствовал при проверке подписей избирателей, представленных заинтересованным лицом, то оно само по себе не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы и не свидетельствует о нарушении прав административного истца и принципа равенства прав всех кандидатов.
Нормами пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Смирнов Л.Л. выдвинут кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 33 от политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и, следовательно, для регистрации Смирнова Л.Л. подписи избирателей не собирались.
Таким образом, порядок проведения проверки подписных листов, представленных теми кандидатами, которые для своей регистрации собирали подписи избирателей, прав административного истца не затрагивает и принцип равенства прав кандидатов и избирательных объединений не нарушает.
Основания для отказа в регистрации кандидата установлены частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Таких оснований по настоящему делу судом не установлено.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с уд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Смирнова Л.Л. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.