Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Комаровой Е.Д. с участием прокурора Лазаревой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4301/2019 по административному исковому заявлению Ульянченко И В о признании недействующим Решения Московской городской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года "Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99, опубликованном на официальном сайте Московской городской Думы http :// www. duma. mos. ru 6 июня 2019 года, на 8 сентября назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
В соответствии с пунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная кампания по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва началась 6 июня 2019 года.
Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 103-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" предусмотрено провести в городе федерального значения Москве (далее - город Москва) эксперимент по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва (далее - эксперимент).
Пунктом 1 части 2 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы.
22 мая 2019 года принят Закон города Москвы N 18 "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва".
Частью 1 статьи 8 названного Закона города Москвы N 18 установлено, что порядок осуществления дистанционного электронного голосования устанавливается Городской комиссией.
18 июля 2019 года Московской городской избирательной комиссией принято Решение N 102/3 "Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва".
Данным Решением, помимо указанного выше, утверждена форма списка избирателей по избирательному участку для дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва (приложение N 2), форма избирательного бюллетеня дистанционного электронного голосования (приложение N 3), требования к формированию и отображению избирательного бюллетеня дистанционного электронного голосования (приложение N 4), форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах дистанционного электронного голосования (приложение N 5).
Эксперимент по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва в соответствии с Решением Московской городской избирательной комиссии от 13 июня 2019 года N 95/5 будет осуществляться в избирательных округах N 1, N 10, N 30 на избирательных участках N 5001, N 5002, N 5003.
Административный истец Ульянченко И.В. 23 июля 2019 года обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения Московской городской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года "Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва".
В обоснование административных исковых требований указано, что истец зарегистрирован по месту жительства на территории избирательного округа N 1, кроме того, решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 от 08 июля 2019 года административный истец зарегистрирован кандидатом в депутаты по округу.
По мнению административного истца, оспариваемое Решение Московской городской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года N 102/3, которым утверждено Положение о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва, противоречит статье 2 Федерального Закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку названный Закон не предусматривает такое понятие как "дистанционное электронное голосование", предусматривая лишь термин "электронное голосование"; противоречит положениям Федерального Закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ, который предусматривает использование при подготовке выборов только системы ГАС "Выборы", исключая использование других автоматизированных систем и информационных технологий; предусмотренный Положением порядок не предусматривает удостоверение членами избирательной комиссии личности избирателя перед предоставлением возможности голосования, что позволит проголосовать вместо избирателя любому лицу; установленный порядок не предполагает возникновения недействительных избирательных бюллетеней; дистанционное электронное голосование будет производиться только в трех избирательных округах, что нарушит равенство избирателей
Кроме того, оспариваемое Решение не устанавливает ясных положений о соблюдении гарантий тайны голосования; предусмотренное "зашифровывание" данных ввиду отсутствия его законодательного регулирования и надлежащей технической возможности не способно в полной мере обеспечить тайну голосования, само Решение нарушает активное и пассивное избирательные права административного истца.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, в том числе, информация о дате судебного заседания в установленном порядке размещена на сайте Московского городского суда.
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Московской городской избирательной комиссии в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал по доводам письменных пояснений.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно части 2 статьи 86 Закона Избирательного кодекса города Москвы решения и действия (бездействие) Городской комиссии, окружных комиссий обжалуются в Московский городской суд.
Проверяя полномочия Московской городской избирательной комиссии на принятие оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона города Москвы от 23.04.2003 N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" Московская городская избирательная комиссия (далее - Городская комиссия) образуется для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, организации и проведения на территории города Москвы выборов и референдумов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В силу части 1 статьи 6 названного Закона Городская комиссия является государственным органом города Москвы, организующим подготовку и проведение на территории города Москвы выборов и референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами города Москвы.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что Городская комиссия принимает нормативные акты в форме решений Городской комиссии. Решения и иные акты Городской комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей, участников референдума, а также нижестоящих избирательных комиссий.
18 июля 2019 года Московской городской избирательной комиссии принято Решение N 102/3, которым утверждено Положение о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы.
Согласно части 1 статьи 3 Закона города Москвы от 23.04.2003 N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" Городская комиссия формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса.
В силу части 1 статьи 9 Закона заседание Городской комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее восьми членов Городской комиссии с правом решающего голоса
Согласно части 2 статьи 9 Закона Решения Городской комиссии по вопросам, не связанным с избранием, назначением, освобождением от должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря Городской комиссии, председателей окружных и территориальных комиссий, а также о внесении предложений по кандидатурам на должности председателей комиссий, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов и референдумов, о регистрации кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов или референдума, о признании выборов или референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных выборов, об отмене решений нижестоящих избирательных комиссий, противоречащих закону либо принятых с превышением установленной компетенции, об утверждении, принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Из представленной в материалы дела выписки из протокола заседания от 18 июля 2019 года N 102 следует, что на заседании комиссии присутствовало 13 членов комиссии с правом решающего голоса, из них 12 членов комиссии проголосовали за принятие соответствующего положения, один член комиссии проголосовал против, воздержавшихся нет. Таким образом, Решение принято при наличии кворума и в пределах компетенции Московской городской избирательной комиссии.
Оспаривая Решение Московской городской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года "Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва", административный истец указывает на то обстоятельство, что действующее законодательство, в частности Федеральный Закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусматривает такое понятие как "дистанционное электронное голосование".
Суд не может согласиться с указанным выводом. Термин "дистанционное электронное голосование" закреплен в пункте 1 части 2 статьи 2 Федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва".
В соответствии с указанной нормой под дистанционным электронным голосованием понимается голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы.
Данный термин в силу статьи 2 Федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" применяется для целей данного Федерального закона.
Использование термина, прямо предусмотренного в действующем Федеральном законе, не является нарушением законодательства.
Несостоятельным является довод административного истца о том, что оспариваемое Решение не обеспечит тайну выборов ввиду используемого программного обеспечения, которое не соответствует автоматизированной системе ГАС "Выборы".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Согласно статье 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
В силу части 8 статьи 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" законом города Москвы о проведении эксперимента должны быть предусмотрены процедура идентификации избирателя, обеспечение информационной безопасности и тайны голосования с учетом требований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 11 статьи 8 Закона г. Москвы "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" специальное программное обеспечение в подсистеме "Личный кабинет" Портала обеспечивает тайну голосования избирателя посредством шифрования данных. Не допускается возможность взаимоувязки персональных данных избирателя и результата его волеизъявления в целях последующей идентификации избирателя.
Кроме того, Решением Московской городской избирательной комиссии от 17 июня 2019 года N 96/1 в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 4 Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 103-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва", в соответствии пунктом 5 части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 22 мая 2019 года N 18 "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва", утверждены требования к специальному программному обеспечению регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы.
Пунктом 2.1.3 названного Решения предусмотрено, что применяемое при дистанционном электронном голосовании в Московскую городскую Думу седьмого созыва специальное программное обеспечение, технологии шифрования, анонимизации и защиты информации, должно обеспечивать достоверность и неизменность сведений о волеизъявлении избирателя, тайну голосования, то есть невозможность сопоставления персоналии избирателя и его волеизъявления.
В силу пункта 2.1.4 Решения специальное программное обеспечение должно обеспечивать возможность ежедневной передачи информации из заявлений избирателей, предварительно проверенных средствами программного обеспечения на предмет корректности данных, в Московскую городскую избирательную комиссию посредством защищенного канала связи.
Согласно пункту 2.6.1 Решения специальное программное обеспечение должно обеспечивать возможность проводить информирование избирателя, подавшего заявление о включении в список, посредством push -сообщений на мобильных устройствах, смс-сообщений, писем на адрес электронной почты, сообщений в подсистеме "Личный кабинет".
В соответствии с пунктами 2.8.1, 2.8.2, 2.8.3, 2.8.4, 2.8.5 Решения после того как избиратель осуществил свое волеизъявление, информация о выбранном им кандидате шифруется. Зашифрованное волеизъявление учитывается специальным программным обеспечением и отражается в зашифрованном виде на бумажном носителе и в электронном виде на печатающих устройствах и панелях отображения ПАК. Выбранные методы шифрования в случае получения несанкционированного доступа, должны не позволять расшифровывать волеизъявление избирателя в течение не менее 12 часов.
Таким образом, для проведения эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва решениями уполномоченного органа предусмотрена надлежащая система, обеспечивающая тайну голосования и волеизъявления избирателей.
Отклоняется судом довод административного истца о том, что оспариваемое Решение вводит ограничения на голосование и нарушает равенство избирателей.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" подача избирателем заявления, указанного в части 4 настоящей статьи, не лишает его права принять участие в голосовании в общем порядке в соответствии с правилами, которые установлены главой IX Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при условии отзыва указанного заявления в порядке, установленном Московской городской избирательной комиссией.
Участие в дистанционном электронном голосовании является дополнительной гарантией активного избирательного права и не обязывает гражданина принимать участие в голосовании только в электронной форме.
Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" обжалование нарушений избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении эксперимента осуществляется в порядке, установленном главой X Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу части 12 статьи 8 Закона г. Москвы "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" обжалование нарушений избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования осуществляется в порядке, установленном главой X Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и главой 11 Избирательного кодекса города Москвы.
Таким образом, действующее законодательство гарантирует равную защиту избирательных прав как тех граждан, которые выразили свою волю посредством дистанционного голосования, так и тех, кто непосредственно пришел на избирательный участок.
Суд не может согласиться с доводом административного истца о нарушении оспариваемым Решением его права как избирателя, поскольку как установлено Решением Московской городской избирательной комиссии от 13 июня 2019 года N 95/5 эксперимент по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва будет осуществляться в избирательных округах N 1, N 10, N 30 на избирательных участках N 5001, N 5002, N 5003.
Административный истец с учетом его места жительства будет осуществлять голосование на избирательном участке N 3209, где данный эксперимент производиться не будет.
Также вопреки доводам административного искового заявления оспариваемое решение не нарушает пассивное избирательное право административного истца. В соответствии с постановлением Московской городской Думы N 99 от 5 июня 2019 года "О назначении выборов депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва назначены на 8 сентября 2019 года, день голосования состоится 8 сентября 2019 года. Оспариваемое решение не затрагивает порядок реализации гражданами пассивного избирательного права.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Ульянченко И В о признании недействующим Решения Московской городской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года "Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва".
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.