Московский городской суд в составе председательствующего судьи
Басырова И.И,
с участием прокурора Слободина С.А,
при секретаре Кахно М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4315/2019 по административному исковому заявлению Дрыги А.С. к окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Гоголева Виктора Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99, опубликованном на официальном сайте Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru 6 июня 2019 года, на 8 сентября назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
В соответствии с пунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная кампания по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва началась 6 июня 2019 года.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 от 10 июля 2019 года N 10/1, выдвинутый Московским городским отделением политической партии Коммунистическая партия коммунисты России Гоголев Виктор Александрович, зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 27.
22 июля 2019 года в Московский городской суд поступило административное исковое заявление кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Дрыги А. С. к окружной избирательной комиссии об отмене решения N 10/1 от 10 июля 2019 года о регистрации кандидата в депутаты Гоголева В.А.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что представленные Гоголевым В.А. документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 27, оформлены с нарушением требований действующего законодательства. В исковом заявлении Дрыги А.С. изложены 12 пунктов в обоснование заявленных требований, а именно: 1) в первичном финансовом отчёте кандидата подписание документа проведено вне соответствующих граф формы, финансовый отчёт заполнен ненадлежащим образом (заполнена строка 4 финансового отчёта, которая заполняется только в итоговом финансовом отчёте), имеется исправление с 2 на 3 л. в 1экз; 2) в подписных листах кандидата отсутствует отметка об их изготовлении из средств избирательного фонда, подписные листы составлены не по форме, установленного ст.37 Закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; 3) отсутствует документ об оплате изготовления подписных листов из средств избирательного фонда; 4) отсутствие информации о наличии у лица, привлечённого в качестве эксперта-почерковеда, сведений об специальном образования и допуска на право самостоятельного производства почерковедческих и технико-криминалистических экспертиз (свидетельства на право проведения почерковедческих и технико-криминалистических экспертиз), что нарушает требование ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г..N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; 5) решение избирательной комиссии принято без рассмотрения протокола рабочей группы по проверке подписей, решение (итоговый протокол) рабочей группы и ведомости проверки подписных листов на заседании не оглашались, не раздавались. В нарушение требований ч.11 ст. 37 Избирательного кодекса данные документы не приложены к опубликованному решению окружной избирательной комиссии о регистрации.
Протокол рабочей группы по проверке подписей изготовлен в виде двух отдельных листов формата А4 (210 мм х 297 мм), на одном из которых нанесена содержательная часть, а на другом листе выполнены подписи членов рабочей группы, листы не скреплены, не прошиты и не пронумерованы и тем самым не обеспечены единство, целостность и достоверность документа, выполненного на нескольких отдельных листах; 6) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований ст.38 Закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.33, ст.34, ст.35 Избирательного кодекса; 7) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, сведений, предусмотренных частями 1 и 3, а также сведений, предусмотренных частью 3.1 статьи 32 Избирательного кодекса; 8) отсутствие надлежащим образом оформленного уведомления о реквизитах избирательного счёта; 9) не проводилась проверка подписей избирателей на предмет наличия подписавшихся лиц в регистре избирателей, списке избирателей в машиночитаемой форме (ч.4 ст.37 Избирательного кодекса), при этом административный истец, Дрыга А.С, как зарегистрированный кандидат не был допущен к присутствию и ознакомлению с документами данной проверки (ч.2 ст.23 Избирательного кодекса); 10) избирательной комиссией не проверялась достоверность собранных подписей, что позволяет считать подписи недостоверными; 11) среди лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты Гоголева В.А, присутствует Бодрова Е.Н, которая одновременно состоит членом территориальной избирательной комиссии района
Орехово-Борисово Южное (с правом решающего голоса), в то время как согласно ч. 9 ст. 34 Избирательного кодекса г..Москвы, участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, не допускается; 12) в связи с нарушением, указанным в предыдущем пункте, из числа предоставленных в комиссию подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатом Гоголева В.А, надлежит исключить все подписные листы, оформленные с участием Бодровой Е.Н, при этом оказывается недостаточным количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (менее 4566). Ссылаясь на положения ч.20 ст.37 Избирательного кодекса города Москвы, истец указывает, что наличие на день предшествующий заседанию окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, неполного комплекта документов, неполных сведений, а также документов, оформленных с нарушением требований Федерального Закона и Избирательного кодекса, что является основанием для отказа в регистрации кандидата. Перечисленные нарушения, по мнению истца, создают незаконные преимущества кандидата Гоголева В.А. перед кандидатом Дрыгой А.С, что нарушает принцип равенства кандидатов, установленный статьёй 38 Избирательного кодекса, а также нарушает принцип равенства граждан, установленный статьёй 19 Конституции Российской Федерации.
Административный истец Дрыга А.С. и его представители Кадыков Ю.А, Слободчиков И.Б, Дрыга Н.И. в судебное заседание явились, заявленные исковые требования просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии - председатель Черноусов Д.А. в судебном заседании полагал заявленные требования подлежащими отклонению, указал на то, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса города Москвы. Процедура проверки подписных листов, а также документов, представленных кандидатом Гоголевым В.А. для выдвижения и регистрации, проводилась окружной избирательной комиссией в соответствии с Избирательным кодексом города Москвы, нарушений в оформлении документов или неполноты, содержащихся в них сведений не выявлено. По итогам проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А, недостоверными и недействительными было признано 45 подписей, что составляет 0,9 % процента проверенных подписей и не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата. Также сторона ответчика обратила внимание на то, что член окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Кузнецов В.В, выдвинутый истцом, член комиссии с правом решающего голоса Кадыков Ю.А, выдвинутый МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", а также член комиссии с правом совещательного голоса Дрыга А.С, выдвинутый избирательным объединением МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" были ознакомлены с документами кандидата Гоголева В.А, в том числе с подписными листами, представленными в адрес ответчика, 03.07.2019 г. в соответствии с действующим законодательством о выборах. Также сторона ответчика полагала, что административным истцом пропущен десятидневный срок, предусмотренный законом для обращения в суд с требованиями об отмене регистрации кандидата.
Заинтересованное лицо Гоголев В.А. в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица Гоголева В.А. по доверенности Ефимова Е.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, поскольку они являются необоснованными.
Выслушав объяснения административного истца, представителей административного истца, ответчика и заинтересованного лица, обозрев оригиналы подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Заявление ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с рассматриваемым иском, суд полагает необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 240 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ (далее КАС РФ) административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с ч. 2 ст. 93 КАС РФ в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.
Оспариваемое решение окружной избирательной комиссии принято 10 июля 2019 года.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ первым днём исчисления срока считается 11 июля 2019 года, соответственно окончание срока приходится на 20 июля 2019 года субботу. Днем окончания процессуального срока согласно ч. 2 ст. 93 КАС РФ считается следующий за ним рабочий день, то есть понедельник - 22 июля 2017 года. С рассматриваемым административным иском Дрыга А.С. обратился в суд 22 июля 2019 года, то есть в срок, предусмотренный положениями изложенных норм КАС РФ.
Таким образом, заявление окружной избирательной комиссии о пропуске истцом срока для обращения в суд с рассматриваемым иском судом отклоняется.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Порядок проведения выборов депутатов Московской городской Думы седьмого созыва регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), уставом города Москвы, а также Законом города Москвы от 06.06.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Избирательного кодекса города Москвы.
Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 1 статьи 31.1 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов, численность избирателей по одномандатному избирательному округу N 27 составляет 152197 человек, то есть для регистрации кандидата по названному округу необходимо представить 4566 подписи. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию, составляет 5022.
Как видно из материалов дела, 11 июня 2019 года Гоголев В.А. уведомил окружную избирательную комиссию о самовыдвижении кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, представив заявление, предусмотренное частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Гоголевым В.А. в окружную избирательную комиссию одновременно были представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 ст. 32 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно представленному суду подтверждению о приеме документов, представленных для уведомления о самовыдвижении от 11 июня 2019 года, кандидатом Гоголевым В.А. указанные документы представлены лично, что соответствует требованиям части 8 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, а также одновременно и в срок, указанный в части 2 статьи 29 указанного Кодекса (т.1, л.д. 247-249).
03 июля 2019 года Гоголевым В.А. в окружную избирательную комиссию представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, предусмотренные пунктами 1,2,3,5,6,7 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы, в их числе 5017 подписей избирателей на 1197 листах, сброшюрованных в 6 папок (т.1, л.д. 198).
Решением Московской городской избирательной комиссии (далее - МГИК) от 10.12.2015 г. N 115/83 сформирована территориальная избирательная комиссия района Орехово-Борисово Северное.
Решением МГИК от 28.03.2019 N 90/2 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва на территориальные избирательные комиссии" на территориальную избирательную комиссию района Орехово-Борисово Северное возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 27.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 17 Избирательного кодекса окружная комиссия регистрирует кандидатов в депутаты Московской городской Думы по соответствующему одномандатному округу и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца.
8 июля 2019 года по результатам проверки 100 процентов представленных Гоголевым В.А. подписей избирателей, проведённой рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из 5017 проверенных подписей 26 подписей признаны недействительными по основаниям, установленным пунктом 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 4 подписи признаны недействительными на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 4 подписи признаны недействительными на основании пункта 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 10 подписей признаны недействительными на основании пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 1 подпись признана недействительной на основании пункта 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы (т.1 л.д. 103-104).
Всего количество подписей избирателей, признанных недействительными, составило 45 подписей, что составляет 0,9 % от общего количества подписей, представленных кандидатом.
Поскольку порядок выдвижения кандидата соответствовал Избирательному кодексу Москвы, необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, имелось, 10 июля 2019 года окружная избирательная комиссия приняла решение N 10/1 о регистрации кандидата в депутаты Гоголева В.А. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Указанное решение, как следует из протокола заседания комиссии от 10.07.2019 г, принято окружной избирательной комиссией в рамках предоставленной компетенции, при 10 проголосовавших членов "за", 1 "против", 0 "воздержавшихся", при наличии кворума и с соблюдением установленного порядка, в соответствующей форме (т.1, л.д. 105-106).
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
При рассмотрении дела, по результатам ознакомления с представленными суду документами, сторона административного истца уточнила основания иска, указав, что полностью не поддерживает ранее заявленные доводы, изложенные в пунктах 1, 3, 8, 11, 12, поскольку из представленных доказательств следует отсутствие данных нарушений и недостатков.
Доводы заявителя о том, что проверка достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Гоголевым В.А, не проводилась, являются необоснованными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе итоговым протоколом проверки подписных листов от 8 июля 2019 года, из содержания которого усматривается, что рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения Гоголева В.А. В итоговом протоколе отражены результаты проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата, а именно заявлено 5017 подписей, представлено и проверено такое же количество подписей - 5 017. В результате проверки подписных листов признаны недействительными 45 подписей, что составило 0,9 процентов.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, окружной избирательной комиссией использовалась ГАС "Выборы". После выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, а также выявления отсутствия в Регистре таковых, окружной избирательной комиссией направлен запрос в отношении указанных избирателей в Центр адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Москве (т. 1, л.д. 127-191).
Окружной избирательной комиссией в установленном Избирательным кодексом города Москвы и Методическими рекомендациями порядке проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, всех сведений об избирателях, внесенных в подписные листы, достоверности их подписей, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей. Утверждения административного истца об обратном опровергнуты в судебном заседании.
Перечень сведений о кандидате, которые указываются в каждом подписном листе при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, изложен в ч. 6 ст. 34 Избирательного кодекса, и данный перечень является исчерпывающим согласно ч. 7 ст. 34 Избирательного кодекса.
В соответствии с п. 12 ч. 6 ст. 34 Избирательного кодекса при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы в каждом подписном листе указываются номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.
Папки с оригиналами подписных листов, представленных Гоголевым В.А, обозревались в судебном заседании, номер специального избирательного счета указан на каждом подписном листе, представленном кандидатом, а сами подписные листы изготовлены по форме приложения 5 к Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", все подписные листы сброшюрованы в 6 книг и пронумерованы.
Соответственно, доводы административного истца о том, что в подписных листах кандидата Гоголева В.А. отсутствует отметка об их изготовлении из средств избирательного фонда, а также о несоответствии их форме, установленной законодательством, опровергнуты представленными суду доказательствами.
Уведомление кандидата Гоголева В.А. о реквизитах открытого специального избирательного счёта, представленного в окружную избирательную комиссию соответствует по форме и содержанию приложению 2 к Порядку открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утверждённого решением Московской городской избирательной комиссии от 22 апреля 2019 года N 91/2.
В силу п. 5 ч. 5 ст. 35 Избирательного кодекса для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, первый финансовый отчет кандидата.
Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учёта и отчётности кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утверждена решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/7 (далее - Инструкция).
В соответствии с пп. 1 п. 7.7 данной инструкции Кандидат или уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата в случае передачи кандидатом такого права и отражения этого полномочия в нотариально удостоверенной доверенности, выданной кандидатом, представляют первый финансовый отчет одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в Комиссию в установленном Кодексом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Первый финансовый отчёт кандидата подписан Гоголевым В.А. и представлен в окружную избирательную комиссию 03.07.2019 г, он соответствует по форме приложению 6 к Инструкции (т.1, л.д. 236-237).
Отклоняются доводы административного истца о том, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии принято без рассмотрения протокола рабочей группы о проверке подписей, поскольку из решения следует, что оно принято с учётом результатов проверки достоверности подписей избирателей.
Согласно ч. 11 ст. 37 Избирательного кодекса по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола представляется кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов, выдвинутого этим избирательным объединением. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет последствия, предусмотренные пунктами 4.1 и 5 части 20 или пунктами 4.2 и 4.3 части 21 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 87 настоящего Кодекса и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Доводы административного истца на то, что в нарушение части 11 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы итоговый протокол проверки подписей и ведомости проверки подписей не приложены к оспариваемому решению несостоятельны, поскольку данная норма не предусматривает приобщение к опубликованному решению комиссии о регистрации кандидата в депутаты протоколов рабочей группы и ведомостей проверки подписных листов. Кроме того, данные доводы не могут в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства являться основанием для отказа в регистрации кандидата.
Ссылка стороны истца на то, что итоговый протокол проверки подписей в нарушение инструкции по делопроизводству составлен на двух не прошитых листах, не указывает на наличие нарушений требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и иного закона, в том числе Избирательного кодекса, соответственно не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата.
Уточненные в судебном заседании 26 июля 2019 года доводы административного истца о том, что кандидатом при подаче заявления о согласии баллотироваться представлены справки по формам, утвержденным Указом Президента РФ от 06.06.2013 N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" (далее Указ), в которых в нарушение положений Указа не указан год в отведённой для этого строке, при этом проставлена подпись кандидата, указано число, месяц подачи, не подтверждают наличие нарушений, влекущих отмену регистрации кандидата.
Как следует из пятой сноски к форме справки, утвержденной подпунктом "б" пункта 1 названного Указа Президента Российской Федерации, следует, что сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении соответствующих выборов, то есть по состоянию на 01 июня 2019 года. Соответственно, актуальность сведений следует из данного положения Указа.
Сторона административного истца в судебном заседании пояснила, что подписание данных справок осуществлялось кандидатом Гоголевым В.А. непосредственно при их представлении в окружную избирательную комиссию, дефекты в заполнении реквизита "дата" в удостоверительной надписи носят технический характер и не влияет на интерпретацию, содержащихся в них сведений, которые отражают сведения по состоянию на 2019 год.
Обстоятельство предоставления Гоголевым В.А. справок по формам, утвержденным Указом Президента Российской Федерации в 2019 году и по состоянию на данный год, подтверждается датами, указанными как в подтверждении о приеме документов от кандидата от 11.06.2019 г, так и другими документами, поданными им лично в окружную избирательную комиссию.
В соответствии с требованиями пункта в.1 части 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иного закона.
Таким образом, только наличие документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и иного закона, в том числе Избирательного кодекса может являться основанием для отказа в регистрации кандидата.
Такие нарушения в документах, представленных Гоголевым В.А. для уведомления о выдвижении и регистрации, отсутствуют.
Кроме того, дополнительные основания для признания оспариваемого решения избирательной комиссии незаконным заявлены Дрыгой А.С. в судебном заседании 26.07.2019 г, после возбуждения административного дела за пределами установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пресекательного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований по таким основаниям.
Зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене решения избирательной комиссии о регистрации своего конкурента, намерен исключить его из избирательного процесса, то есть фактически оспаривает право другого кандидата принять участие в выборах, следовательно, конкретные фактические обстоятельства, являющиеся, по мнению административного истца, основаниями для признания названного решения незаконным, должны содержаться в административном исковом заявлении, поданном в срок, установленный федеральным законодателем исходя из сокращенных сроков административного судопроизводства по делам о защите избирательных прав в целях обеспечения установленных федеральными и региональными законами гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации.
Основания для отказа в регистрации кандидата установлены частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Основания, предусмотренные положениями данных норм, для отказа в регистрации кандидата в депутаты Гоголева В.А. не установлены. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата Гоголева В.А. требованиям закона соответствует.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Дрыги А.С. к окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 27 об отмене решения N 10/1 от 10 июля 2019 года о регистрации кандидата в депутаты Гоголева В.А, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.