Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д.
с участием прокурора Оглио Е.Ф,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4318/2019 по административному исковому заявлению Шуваловой ЕА об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 44 о регистрации кандидатом в депутаты Свиридова И.Т,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99, опубликованном на официальном сайте Московской городской Думы http :// www. duma. mos. ru 6 июня 2019 года, на 8 сентября назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
В соответствии с пунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная кампания по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва началась 6 июня 2019 года.
24 июля 2019 года в Московский городской суд поступило заявление Шуваловой Е А, в котором она указала, что является кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 44 (далее - ОИК N 44). Одним из кандидатов в депутаты по этому же избирательному округу является Свиридов И.Т.
По мнению административного истца, решение о регистрации Свиридова И.Т, принято с нарушением норм избирательного законодательства. Обращаясь в суд, административный истец указала на следующее:
- избирательной комиссией ей не была предоставлена возможность ознакомиться с документами Свиридова И.Т,
- Свиридов И.Т, будучи главой муниципального округа Таганский лично собирал подписи за свое выдвижение кандидатом в депутаты Московской городской Думы,
- зафиксированы факты сбора подписей за регистрацию Свиридова И.Т. на благотворительной акции,
- представленные подписные листы содержат более 10 процентов недостоверных подписей.
В судебном заседании Шувалова Е.А, ее представитель административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 44 в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражали по доводам письменного отзыва.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Свиридов И.Т, его представитель в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали.
Выслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, его представителя, обозрев оригиналы подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата Свиридова И.Т, оригинал протокола об итогах сбора подписей избирателей, оригинал списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения Свиридова И.Т, исследовав материалы дела, просмотрев представленные видеоматериалы, выслушав заключение прокурора Оглио Е.Ф, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд считает, что заявленные требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 76 названного закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Избирательного кодекса города Москвы.
Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 6 статьи 31.1 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что н еобходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Как видно из материалов дела, 15 июля 2019 года ОИК N 44 рассмотрев представленные 06 июня 2019 года и 05 июля 2019 года документы Свиридова И.Т, выдвинутого в порядке самовыдвижения, приняла решение зарегистрировать Свиридова И.Т. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в ОИК N 44 одновременно были представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 ст. 32 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно подтверждению о приёме указанных документов у кандидата Свиридова И.Т. они представлены последним лично, что соответствует требованиям части 8 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, а также одновременно и в срок, указанный в части 2 статьи 29 указанного Кодекса.
Свиридовым И.Т. в ОИК N 44 представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, предусмотренные пунктами 1,2,3,5,6,7 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы, в их числе 5 181 подписи избирателей.
12 июля 2019 года по результатам проверки 100 процентов представленных Свиридовым И.Т. подписей избирателей, проведённой рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из 5 181 проверенных подписей 38 подписей признаны недействительными, 41 подпись признана недостоверной на основании письменного заключения эксперта, общее количество подписей, признанных недействительными и (или) недостоверными составило 79 подпись или 1,53%.
Поскольку порядок выдвижения кандидата соответствовал Избирательному кодексу Москвы, необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, имелось, 15 июля 2019 года ОИК N 44 приняла решение N 8/1 о регистрации Свиридова И.Т. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Указанное решение, как следует из материалов дела, принято ОИК N 44 в рамках предоставленной компетенции, единогласно, с соблюдением установленного порядка, в соответствующей форме, при наличии кворума.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что з аконом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
Доводы заявителя о том, что проверка достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Свиридовым И.Т, не проводилась, являются необоснованными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе итоговым протоколом проверки подписных листов от 12 июля 2019 года, из содержания которого усматривается, что рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения кандидата. В итоговом протоколе отражены результаты проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата, а именно заявлено 5 181 подпись, представлено и проверено такое же количество подписей - 5 181.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, ОИК N 44 использовалась ГАС "Выборы". После выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, а также выявления отсутствия в Регистре таковых, ОИК N 44 направлен запрос в отношении указанных избирателей направлен запрос в Центр адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Москве.
Согласно заключению специалиста по проверке подписных листов, составленному Экспертно-криминалистическим центром УВД по ЦАО ГУ МВД России по Москве от 9 июля 2019 года установленных нарушений, влекущих недостоверность подписей, выявлено не было.
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца ОИК N 44 в установленном Избирательным Кодексом Москвы и Методическими рекомендациями порядке, проведена п роверка соблюдения порядка сбора подписей, всех сведений об избирателях, внесенных в подписные листы, достоверности их подписей, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей.
Папки с оригиналами подписных листов, представленных Свиридовым И.Т, обозревались в настоящем судебном заседании, форма подписных листов соответствует форме, установленной приложением 5 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в том числе на них имеется отметка с номером специального избирательного счёта, открытым кандидатом, все подписные листы сброшюрованы в папки и пронумерованы, доводы административного истца об обратном не соответствуют действительности, в связи с чем судом отклоняются.
Из содержания административного иска следует, что одним из оснований оспаривания решения ОИК N 44 является то обстоятельство, что административному истцу было отказано в ознакомлении с документами Свиридова И.Т. Между тем, указанное действующим законодательством не рассматривается как основание для отказа в регистрации кандидата.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть отменено судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. Пункт 24 вышеназванной статьи не содержит такого основания для отказа в регистрации, как отказ в ознакомлении другого кандидата с документами, представленными кандидатом для выдвижения и регистрации в избирательную комиссию.
Кроме того, действующее избирательное законодательство не предоставляет кандидату права ознакомления с документами других кандидатов, которые представлены в избирательную комиссию для выдвижения и регистрации. Такими правами обладают только члены избирательной комиссии, в том числе с совещательным голосом. Истцом был назначен член ОИК N44 с правом совещательного голоса.
Несостоятельными являются доводы административного истца о необходимости отмены регистрации кандидата ввиду использования последним преимуществ своего должностного положения, поскольку относимых и допустимых доказательств подобного утверждения представлено не было.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Избирательного кодекса города Москвы под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается, в том числе, сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение
предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами,
замещающими государственные или выборные муниципальные должности,
либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо
являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами
органов управления организаций независимо от формы собственности (в
организациях, высшим органом управления которых является собрание, -
членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих
организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных
(оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств
соответствующей организации) командировок.
Истцом не представлено доказательств, что кандидатом Свиридовым И. Т. собирались подписи избирателей в поддержку своего самовыдвижения непосредственно при осуществлении полномочий Главы муниципального округа Таганский города Москвы. Просмотренные в судебном заседании видеоматериалы также не подтверждают приведенные доводы административного истца. Из видеоматериалов следует, что все подписи в поддержку выдвижения были оформлены сборщиками, все мероприятия проводились исключительно от имени кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 44. Сбор подписей в поддержку выдвижения осуществлялся в соответствии с требованиями статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы. Данное право было реализовано кандидатом без использования служебного и должностного положения во внерабочее время.
При этом действующее избирательное законодательство не содержит запрета на сбор подписей в свою поддержку лично кандидатом.
Оспаривая решение о регистрации кандидата, административный истец указала на факт сбора подписей Свиридовым И.Т на благотворительном мероприятии "День добрых дел", проходившем 08
июня 2019
года на Триумфальной площади.
Между тем, к организации данного мероприятия ни заинтересованное лицо, ни муниципальный округ, главой которого он является, отношения не имеют. Доказательств того, что при сборе подписей избирателей кандидат Свиридов И. Т. оказывал благотворительную помощь, административным истцом также не представлено.
Муниципальный округ Таганский, и сам кандидат как глава Таганского района и как выдвинутый кандидат в депутаты Московской городской Думы, не являлись организаторами или участниками данного благотворительного фестиваля.
И зложенные административным истцом факты, если бы они были установлены судом, нельзя считать подкупом избирателей, поскольку законодатель рассматривает подкуп избирателей и благотворительную деятельность кандидата в качестве таковых лишь при наличии доказательств того, что они осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования за или против конкретного кандидата, что в данном случае также не установлено.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П, отмена регистрации кандидатом является мерой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства. Следовательно, такая мера ответственности может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.
Основания для отказа в регистрации кандидата установлены частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы. Таких оснований по настоящему делу не имеется.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с уд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Шуваловой Е А об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 44 о регистрации кандидатом в депутаты Свиридова И.Т.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.