Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Цветковой О.В., при секретаре Тощакове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4322/2019 по административному исковому заявлению Шумаковой Д.И. об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 от 16 июля 2019 года N 9/2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Шумаковой Д.И." ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 (далее - ОИК N 3) от 16 июля 2019 года N 9/2 Шумаковой Д.И, выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 на основании пунктов 4.1, 5 части 20 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс Москвы), в связи с выявлением более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации.
Шумакова Д.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене приведённого решения избирательной комиссии, а также итогового протокола проверки подписных листов полагая, что законом не предусмотрено представление списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, если подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры, в связи с чем 733 подписей избирателей, собранные лично кандидатом, признаны ОИК N 3 недействительными не обосновано. Вывод комиссии о том, что 21 подпись собраны вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, не обоснован и не соответствует действительности, так как все подписи избирателей собраны в период сбора подписей, в том числе на день оплаты изготовления подписных листов. Также административный истец не согласен с признанием недействительными 21 подписи избирателей по пункту 2 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, поскольку по выявленным фактам эксперт заключения не давал, письменные справки из органов внутренних дел не истребовались. 16 подписей избирателей, признаны на основании пункта 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы недействительными, не обосновано, так как административным истцом лично проверялись все подписные листы, исходя из этого полностью исключается вероятность, что избиратель не поставил на подписных листах свою подпись или не внёс какие-либо данные необходимые в силу требований закона. 14 подписей, признаны недействительными на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы и 6 подписей признаны недействительными по пункту 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы также необоснованно, поскольку все подписные листы на соответствующих исправлениях имели подпись лично избирателя "исправленному верить" с его личной подписью.
Заключения эксперта по данному вопросу не давалось. 454 подписи, признаны недействительными в соответствии с пунктом 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы на основании заключения эксперта, однако административный истец этому заключению не доверяет. 201 подпись признана недействительной по пункту 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы неправомерно, так как подписные листы и подписи избирателей оформлялись шариковой ручкой из одной партии, все данные в подписных листах внесены в соответствии с требованием закона и все допущенные исправления заверены подписью избирателя лично. По данным подписным листам эксперт не давал своего заключения. 48 подписей признаны недействительными по пункту 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы неправомерно, так как административным истцом лично проверялись данные подписные листы и каких-либо нарушений не было обнаружено. 139 подписей избирателей признаны недействительными по пункту 14 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы не обоснованно, поскольку подписные листы также административным истцом проверялись лично и каких-либо нарушений не обнаружено, все даты указанные в подписных листах соответствуют хронологическому порядку, сначала избиратель поставил свою подпись и дату, а потом сборщик подписей заверил данные листы.
Приводя указанные обстоятельства, административный истец считает, что 1 653 подписи в итоговом протоколе признаны недействительными незаконно, в связи с чем протокол подлежит отмене в указанной части, а решение об отказе в регистрации кандидата от 16 июля 2019 года признанию незаконным.
Административный истец Шумакова Д.И. в настоящем судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика (по доверенности) Тимченко Д.И, в удовлетворении административного искового заявления Шумаковой Д.И. просил отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Избирательного кодекса Москвы. Процедура проверки подписных листов, а также документов, представленных кандидатом Шумаковой Д.И. для выдвижения и регистрации, проводилась ОИК N 3 в соответствии с Избирательным кодексом Москвы. По итогам проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Шумаковой Д.И, недействительными и (или) недостоверными было признано 1 677 подписей, что составляет более 10 процентов проверенных подписей, а количество достоверных подписей является недостаточным для регистрации кандидата.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, обозрев оригиналы подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата Шумаковой Д.И, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Цветковой О.В, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд считает, что заявленные Шумаковой Д.И. требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс Москвы).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 6 статьи 31.1 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что н еобходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов, численность избирателей по одномандатному избирательному округу N 3 составляет 177 162 человек, то есть для регистрации кандидата по названному округу необходимо представить 5 315 подписи.
В соответствии с решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/2, опубликованным на официальном сайте указанной избирательной комиссии, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 определено в размере 5 315, а максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию определено как 5 846.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что з аконом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
В соответствии с частью 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы недействительными признаются: подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения муниципального списка кандидатов (пункт 1 части 7 статьи 37); подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (пункт 2 части 7 статьи 37); подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пункт 4 части 7 статьи 37); подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи (пункт 6 части 7 статьи 37); подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (пункт 7 части 7 статьи 37); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице,
осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (пункт 8 части 7 статьи 37); все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесенным в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предусмотрено настоящим Кодексом) (пункт 12 части 7 статьи 37); подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов (пункт 13 части 7 статьи 37); все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов (пункт 14 части 7 статьи 37); все подписи одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, муниципального списка кандидатов, кроме одной (пункт 15 части 7 статьи 37).
В соответствии с пунктами 4.1, 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы 20 основаниями отказа в регистрации кандидата являются: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (пункт 4.1 части 20 статьи 37); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пункт 5 части 20 статьи 37).
Как видно из материалов дела, 13 июня 2019 года Шумакова Д.И. уведомила ОИК N 3 о самовыдвижении кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, представив заявление, предусмотренное частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Шумаковой Д.И. в ОИК N 3 одновременно были представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 ст. 32 Избирательного кодекса Москвы.
6 и 8 июля 2019 года Шумаковой Д.И. в ОИК N 3 представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, предусмотренные пунктами 1,2,3,5,6,7 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы, в их числе 5 469 подписей избирателей на 1 941 листах, сброшюрованных в 10 папок.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 28 марта 2019 года N 90/2 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 возложены на территориальную избирательную комиссию района Покровское-Стрешнево.
13 июля 2019 года по результатам проверки 100 процентов представленных Шумаковой Д.И. подписей избирателей, проведённой рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из 5 469 проверенных подписей 21 подпись признана недействительной по основаниям, установленным пунктом 1 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 21 подпись признана недействительными на основании пункта 2 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 16 подписей признаны недействительными на основании пункта 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 14 подписей признаны недействительными на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 454 подписи признаны недействительными на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы (на основании заключения эксперта), 6 подписей признаны недействительными на основании пункта 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 201 подпись признаны недействительными на основании пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 733 подписи признаны недействительными на основании пункта 12 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 48 подписей признаны недействительными на основании пункта 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 139 подписей признаны недействительными на основании пункта 14 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 24 подписи признаны недействительными на основании пункта 15 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы. Всего количество подписей избирателей, признанных недействительными, составило 1 677 подписей, что составляет 30 процентов от общего количества подписей, представленных кандидатом и проверенных рабочей группой.
Таким образом, количество достоверных подписей избирателей, представленных кандидатом Шумаковой Д.И, составило 3 792 подписи, что на 1 523 подписи меньше необходимого количества подписей для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 3.
В связи с выявлением более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, а также недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидатом, 16 июля 2019 года ОИК N 3 приняла решение N 9/2 об отказе в регистрации Шумаковой Д.И. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято ОИК N 3 в рамках предоставленной компетенции, большинством голосов, с соблюдением установленного порядка, в соответствующей форме, при наличии кворума.
Доводы административного истца о том, что она как кандидат, собирающий подписи, не должна была быть включена в список лиц, осуществляющих сбор подписей, в связи с чем ОИК N 3 не обосновано признаны 733 подписи недействительными, подлежат отклонению.
Пунктом 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде. Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
Пунктом 3 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, содержащий нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
По смыслу названных законоположений не предусматривается представление списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, только в том случае если сбор этих подписей осуществляется кандидатом единолично. Однако, в случае если сбор подписей наряду с кандидатом осуществляется также другими лицами, внесение кандидата в список лиц, осуществляющих сбор подписей является необходимым.
Из материалов дела следует, что наряду с Шумаковой Д.И. сбор подписей в поддержку её выдвижения также осуществляли 9 лиц, список о которых административным истцом представлен в ОИК N 3 с документами для регистрации. В этот список Шумакова Д.И. не включена.
При таких обстоятельствах признание ОИК N 3 733 подписей избирателей недействительными на основании пункта 12 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы является правомерным.
В ходе настоящего судебного заседания обозревались подлинные подписные листы, представленные административным истцом в ОИК N 3. При их изучении подтвердились факты, изложенные в итоговом протоколе проверки подписных листов. А именно 21 подпись избирателей собраны вне периода сбора подписей, поскольку оплата подписных листов произведена Шумаковой Д.И. 14 июня 2019 года, подписные листы сданы в ОИК N 3 6 июля 2019 года, указанные подписи избирателей собраны за рамками данного периода, что на основании пункта 1 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы является основанием для признания указанных подписей недействительными. 21 подпись отобраны у лиц, не обладающим активным избирательным правом, поскольку эти лица проживают за территорией одномандатного избирательного округа N 3, границы которого определены Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы".
Данное обстоятельство даёт основание для признания названных подписей недействительными на основании пункта 2 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы. В отношении 16 подписей избирателей либо не указаны сведения об избирателях, предусмотренных законом, либо не указана дата внесения этих подписей, что является основанием для признания их недействительными на основании пункта 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы. 14 подписей избирателей содержат неоговоренные и очевидные исправления, что согласно пункту 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса является основанием для признания их недействительными. 201 подпись расположены в подписных листах, в которых отсутствует либо дата внесения подписи сборщиком подписей, либо содержат неоговоренные исправления в сведениях о сборщике подписей, либо дате внесения подписи сборщиком подписей. В соответствии с пунктом 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы указанные обстоятельства дают основания для признания недействительными всех указанных подписей в названных подписных листах. 139 подписи избирателей содержатся в подписных листах дата заверения, которых сборщиком подписей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, что даёт основание для признаний всех указанных подписей недействительными по пункту 14 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы. 48 подписей избирателей внесены в подписной лист позднее заверения подписного лица лицом, осуществляющим сбор подписей, что в соответствии с пунктом 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы является основанием для признания этих подписей недействительными. 6 подписей избирателей содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателях, что согласно пункту 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы является основанием для признания названных подписей недействительными.
При этом доводы административного истца о необходимости экспертного заключения и (или) справки из органов внутренних дел для признания подписей недействительными по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 6 (в части очевидных исправлений в датах их внесения в подписной лист), 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы основаны на неверном толковании закона, в связи с чем суд их отклоняет.
454 подписи избирателей, представленных административным истцом в ОИК N 3 для регистрации, признаны недействительными на основании заключения N 804 от 12 июля 2019 года, привлечённого к проверке подписей эксперта ЭКЦ УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве, по пункту 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Шумакова Д.И. ставит под сомнение выводы, изложенные в заключении N 804 от 12 июля 2019 года, по тем основаниям, что лицо проводившее исследование не было предупреждено об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Вместе с тем, согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Материалами дела подтверждено, что данный порядок проверки подписей комиссией соблюдён. Заключение выполнено старшим экспертом ЭКЦ УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве, включённым в рабочую группу по проверке документов, представляемых в избирательную комиссию. Выводы эксперта изложены ясно и понятно, неоднозначного понимания не допускают, в распоряжение специалиста были представлены все подписные листы, сданные Шумаковой Д.И. в ОИК N 3. Форма, в которой должны выражаться результаты экспертного исследования подписей, избирательным законодательством не определена. Таким образом, оснований для критической оценки указанного заключения не имеется. В силу закона оно не могло не учитываться комиссией при проверке достоверности подписей избирателей. Допустимых доказательств ошибочности выводов эксперта суду не представлено.
При установленных судом обстоятельствах у ОИК N 3 имелись, предусмотренные пунктами 4.1, 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы основания для отказа в регистрации Шумаковой Д.И, в связи с выявлением более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, а также недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации.
Поскольку итоговый протокол проверки подписей, составленный рабочей группой избирательной комиссии, не является решением избирательной комиссии не может быть отнесён к числу тех действий, который могут быть оспорены самостоятельно в судебном порядке, а также принимая во внимание установленные в настоящем судебном заседании фактические обстоятельства дела, оснований для признания названного протокола незаконным и его отмене у суда не имеется.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с уд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Шумаковой Д.И. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.