Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., с участием прокурора Лазаревой Е.И., при секретаре Сидорове В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4323/2019 по административному иску Сергеева Николая Владимировича об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 29 от 08 июля 2019 года N 6/1 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Артемьева Олега Германовича",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 29 (далее - ОИК N 29) от 08 июля 2019 года N 6/1 Артемьев О.Г. зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 29.
Сергеев Н.В. 17.07.2019 г. обратился в суд с административным иском об отмене указанного выше решения, ссылаясь на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по тому же избирательному округу, и оспариваемое решение нарушает его пассивное избирательное право, поскольку кандидатом в депутаты Артемьевым О.Г. были поданы документы, составленные с нарушениями, а именно, имеются сомнения в том, что большая часть подписей в названных документах являются недействительными, и достаточное число достоверных подписей представлено не было. Административный истец указал также, что имеется обращение избирателя района Бирюлево Западное о том, что она не предоставляла своих персональных данных для подписных листов за выдвижение Артемьева О.Г. кандидатом в депутаты Московской городской думы седьмого созыва.
Административный истец Сергеев Н.В. в судебное заседание не явился, направил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с его госпитализацией в стационар, однако, с учетом сокращенных сроков рассмотрения данной категории дел и с учетом наличия у административного истца права вести дела через представителя, дело рассматривается в его отсутствие.
Представители административного ответчика в суд явились, заявленные требования не признали, представили и поддержали письменные возражения, где указали, что оспариваемое решение ОИК N 29 принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного кодекса Москвы, и что все подписи избирателей в представленных Артемьевым О.Г. подписных листах, а равно иные представленные им для выдвижения и регистрации документы, являлись предметом проверки в соответствии с Избирательным кодексом Москвы, по результатам которой нарушений в оформлении документов или неполноты содержащихся в них сведений выявлено не было, а по итогам проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Артемьева О.Г, недействительными было признано 85 подписей, что составило 1,72 % от их общего числа и что не может являться основанием для отказа в регистрации.
Артемьев О.Г, участвующий в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен, его представитель явился, представил и поддержал письменные возражения и указал, что никаких конкретных фактов нарушения норм избирательного законодательства в исковом заявлении не приведено, соответственно, оно является заведомо необоснованным.
Выслушав объяснения явившихся лиц, а также заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей, что административное исковое заявление является необоснованным, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24- 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс Москвы).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 6 статьи 31.1 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что н еобходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно решению Московской городской избирательной комиссии от 23.05.2019 г. N 92/2, принятому в соответствии с частью 2 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы, для одномандатного избирательного округа N 29 количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, установлено в размере 4 488 подписей; максимальное количество подписей установлено в размере 4 936, - что соответствует Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что Артемьев О.Г. 06 июня 2019 года подал в ОИК N 29 заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого Московским городским отделением Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, представив заявление, предусмотренное частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, копия которого приобщена к материалам дела. 21 июня 2019 года указанным лицом были представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 ст. 32 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно подтверждению о приёме указанных документов у кандидата Артемьева О.Г. от 06 июня 2019 года, они были представлены последним лично, что соответствует требованиям части 8 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, а также одновременно и в срок, указанный в части 2 статьи 29 указанного Кодекса.
Документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 5, 6 и 7 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы, в их числе 4 936 подписей избирателей на 1026 листах, сброшюрованных в 5 папок, были представлены Артемьевым О.Г. в ОИК N 29 для его регистрации 03 июля 2019 года.
Также судом было установлено, что полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 29 возложены на Территориальную избирательную комиссию района Бирюлево Западное решением Московской городской избирательной комиссии от 28 марта 2019 года N 90/2, копия которого приобщена к материалам дела. Состав Территориальной избирательной комиссии района Бирюлево Западное утвержден в составе 14 человек. Согласно протоколу заседания ОИК N 29 от 08.07.2019 г, при принятии решения о регистрации Артемьева О.Г. присутствовало 9 членов комиссии, которые единогласно проголосовали за его регистрацию.
Как следует из представленных ОИК N 29 документов, рабочей группой, сформированной решением ОИК N 29 от 01 июля 2019 года N 4/1, в состав которой был включен эксперт ЭКЦ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве, была осуществлена проверка всех представленных Артемьевым О.Г. подписей избирателей. Согласно итоговому протоколу от 06 июля 2019 года проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержу выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 29 Артемьева О.Г, из представленных им 4 936 подписей недействительными признаны 85 подписей, или 1,72 % от их общего числа, включая:
- 32 подписи - по основаниям, установленным пунктом 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы;
- 1 подпись - по основаниям, установленным пунктом 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы;
- 4 подписи - по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы
- 3 подписи - по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы;
- 45 подписей - по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Поскольку порядок выдвижения кандидата соответствовал Избирательному кодексу Москвы, необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата имелось, а результаты проведенной проверки сведений, указанных кандидатом в депутаты Артемьевым О.Г. при его выдвижении, подтвердились, 08 июля 2019 года ОИК N 29 было принято решение N 6/1 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Федорова Павла Сергеевича".
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что з аконом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2033 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
Доводы административного истца о том, что проверка достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в представленных Артемьевым О.Г. подписных листах, не проводилась, являются необоснованными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе ведомостями проверки и итоговым протоколом проверки подписных листов от 06 июля 2019 года, согласно которым, рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, а также достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения Артемьева О.Г.
В итоговом протоколе отражены результаты проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата, а именно, заявлено 4 936 подписей, представлено и проверено такое же количество подписей.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, ОИК N 29 использовалась ГАС "Выборы".
Приведенные в исковом заявлении утверждения административного истца об обращении к нему избирателя с заявлением о том, что он не предоставлял своих персональных данных для подписных листов за выдвижение Артемьева О.Г. кандидатом в депутаты Московской городской думы, по состоянию на дату направления искового заявления в суд никакими достоверными доказательствами подтверждены не были.
Судом учитывается, что исковое заявление было направлено в суд почтовым отправлением 17 июля 2019 года, тогда как копия заявления избирателя, которая была представлена в суд 29 июля 2019 года, была подана избирателем позднее - 21 июля 2019 года, кроме того, наличие одной недостоверной подписи недостаточно для отказа в регистрации кандидата в связи с данными обстоятельствами.
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца, рабочей группой в установленном Избирательным кодексом Москвы и Методическими рекомендациями порядке проведена п роверка соблюдения порядка сбора подписей, всех сведений об избирателях, внесенных в подписные листы, достоверности их подписей, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей. При этом исходя из итогов проверки подписей избирателей у ОИК N 29 отсутствовали основания для отказа в регистрации Артемьева О.Г. по основаниям, предусмотренным пунктами 4.1 и 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Приведенные в исковом заявлении утверждения о том, что в связи с обращением одного избирателя у административного истца имеются сомнения в том, что большая часть представленных Артемьевым О.Г. подписей является недействительными, не основаны на законе, поскольку недействительными признаются подписи при наличии оснований, предусмотренных частью 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, тогда как на наличие предусмотренных названной нормой нарушений при оформлении подписных листов административный истец не ссылался.
Ссылки административного истца на то, что он не присутствовал при проверке подписей избирателей, представленных заинтересованным лицом, не могут являться основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы и не свидетельствует о нарушении прав административного истца и принципа равенства прав всех кандидатов.
Доводы административного истца о том, что у него имеются сомнения в правильности заполнения подписных листов, а также в отношении достоверности указанных в подписных листах лиц и их подписей, носят предположительный характер.
Нормами пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Как следует из материалов дела, Сергеев Н.В. был выдвинут кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 29 от политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и, следовательно, для его регистрации подписи избирателей не собирались.
Таким образом, порядок проведения проверки подписных листов, представленных теми кандидатами, которые для своей регистрации собирали подписи избирателей, прав административного истца не затрагивает и принцип равенства прав кандидатов и избирательных объединений не нарушает.
Основания для отказа в регистрации кандидата установлены частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Таких оснований по настоящему делу судом не установлено.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с уд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Сергеева Николая Владимировича - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.