Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Комаровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4330/2019 по административному исковому заявлению Шереметьева О М об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 19 от 16 июля 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 19 (далее - ОИК N 19) от 16 июля 2019 года N 6/1 Ильин Р А зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 19.
Шереметьев О.М, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене приведённого решения избирательной комиссии, полагая, что поданные кандидатом в депутаты Ильиным Р.А. документы имеют серьёзные нарушения:
- кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения, не предоставлены надлежащим образом заверенные документы (копии документов), подтверждающие указанные в заявлении сведения: идентификационный номер налогоплательщика, сведения о профессиональном образовании, месте работы, об осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе, принадлежности к политической партии;
- нарушено требование части 7 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы о том, что все подписные листы должны быть сброшюрованы и пронумерованы;
- в финансовом отчёте кандидата подписание документа проведено вне соответствующих граф формы, финансовый отчёт заполнен ненадлежащим образом;
- в подписных листах кандидата отсутствует отметка об их изготовлении из средств избирательного фонда, подписные листы составлены не по форме, установленной законодательством;
- отсутствует документ об оплате изготовления подписных листов из средств избирательного фонда;
- отсутствует надлежащим образом оформленное уведомление о реквизитах избирательного счёта;
- кандидатом представлено недостаточное либо излишнее количество подписей;
- решение Избирательной комиссии принято без рассмотрения протокола Рабочей группы по проверке подписей, решение (итоговый протокол) Рабочей группы и ведомости проверки подписных листов на заседании не оглашались, не раздавались. Данные документы не приложены к опубликованному решению Окружной избирательной комиссии о регистрации;
- избирательной комиссией не проводилась проверка подписей избирателей на предмет наличия подписавшихся лиц в регистре избирателей, списке избирателей в машиночитаемой форме (часть 4 статьи 37 Избирательного Кодекса),
- избирательной комиссией не проверялась достоверность собранных подписей, это позволяет считать административному истцу подписи недостоверными.
Таким образом, административный истец полагает, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона, Избирательного Кодекса.
На основании изложенного административный истец считает, что решение ОИК N 19 о регистрации кандидата Ильина Р.А. является незаконным и просит его отменить.
Административный истец в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса города Москвы. Процедура проверки подписных листов, а также документов, представленных кандидатом, проводилась ОИК N 19 в соответствии с Избирательным кодексом города Москвы. ОИК N 19 нарушений в оформлении документов или неполноты, содержащихся в них сведений не выявила.
Заинтересованное лицо Ильин Р.А, будучи извещённым о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, обозрев оригиналы подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата Ильина Р.А, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Левенко С.В, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд считает, что заявленные требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Избирательного кодекса города Москвы.
Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 6 статьи 31.1 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что н еобходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Как видно из материалов дела, 16 июля 2019 года ОИК N 19 рассмотрев представленные 11 июня 2019 года и 06 июля 2019 года документы Ильина Р.А, выдвинутого Московским городским отделением Политической партии "Коммунисты России", приняла решение зарегистрировать Ильина Р.А. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Ильином Р.А. в ОИК N 19 одновременно были представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 ст. 32 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно подтверждению о приёме указанных документов у кандидата Ильина Р.А. они представлены последним лично, что соответствует требованиям части 8 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, а также одновременно и в срок, указанный в части 2 статьи 29 указанного Кодекса.
Ильиным Р.А. в ОИК N 19 представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, предусмотренные пунктами 1,2,3,5,6,7 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы, в их числе 4 745 подписей избирателей в пяти сброшюрованных папках на 484 листах.
16 июля 2019 года по результатам проверки 100 процентов представленных Ильиным Р.А. подписей избирателей, проведённой рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из 4 745 проверенных подписей 236 подписей признаны недействительными, 100 подписей признаны недостоверными на основании письменного заключения эксперта, общее количество подписей, признанных недействительными и (или) недостоверными составило 336 подписей или 7,08%.
Поскольку порядок выдвижения кандидата соответствовал Избирательному кодексу Москвы, необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, имелось, 16 июля 2019 года ОИК N 19 приняла решение N 6/1 о регистрации Ильина Р.А. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Указанное решение, как следует из материалов дела, принято ОИК N 19 в рамках предоставленной компетенции, единогласно, с соблюдением установленного порядка, в соответствующей форме, при наличии кворума.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что з аконом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
Доводы заявителя о том, что проверка достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Ильиным Р.А, не проводилась, являются необоснованными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе итоговым протоколом проверки подписных листов от 16 июля 2019 года, из содержания которого усматривается, что рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения кандидата. В итоговом протоколе отражены результаты проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата, а именно заявлено 4 745 подписей, представлено и проверено такое же количество подписей - 4 745. В результате проверки подписных листов признаны недействительными и (или) недостоверными 336 подписей, что составило 7,08 процентов.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, ОИК N 19 использовалась ГАС "Выборы". После выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, а также выявления отсутствия в Регистре таковых, ОИК N 19 направлен запрос в отношении указанных избирателей направлен запрос в Центр адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Москве.
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца ОИК N 19 в установленном Избирательным Кодексом Москвы и Методическими рекомендациями порядке, проведена п роверка соблюдения порядка сбора подписей, всех сведений об избирателях, внесенных в подписные листы, достоверности их подписей, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей.
Довод административного истца о том, что кандидатом в ОИК N 19 не представлен документ, подтверждающий оплату изготовления подписных листов опровергается письменными материалами дела: подтверждением о приёме документов, представленных заинтересованным лицом в названую ОИК для регистрации, копией платежного поручения и выпиской с лицевого счета.
Папки с оригиналами подписных листов, представленных Ильиным Р.А, обозревались в настоящем судебном заседании, форма подписных листов соответствует форме, установленной приложением 5 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в том числе на них имеется отметка с номером специального избирательного счёта, открытым кандидатом, все подписные листы сброшюрованы в 5 папок и пронумерованы, доводы административного истца об обратном не соответствуют действительности, в связи с чем судом отклоняются.
Также судом в настоящем судебном заседании обозревалось уведомление кандидата Ильина Р.А. о реквизитах открытого специального избирательного счёта, представленного в ОИК N 19. Данное уведомление соответствует по форме и содержанию приложению 2 к Порядку открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утверждённого решением Московской городской избирательной комиссии от 22 апреля 2019 года N 91/2.
Доводы административного истца о том, что кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения, не представлены надлежащем образом заверенные копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения, опровергаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела. Так из материалов дела следует, что кандидатом в ОИК N 19 представлено необходимое заявление. Сведения, изложенные в этом заявлении, подтверждаются приложенными к нему документами. Административный истец не назвал каких-либо недостоверных сведений, которые, по его мнению, содержатся в заявлении о согласии баллотироваться, судом таких не установлено.
Кроме того, несоответствие действительности сведений, содержащихся в заявлении о согласии баллотироваться, федеральным законодателем не предусмотрено в качестве основания для отказа в регистрации кандидата.
Первый финансовый отчёт кандидата подписан им, соответствует по форме приложению 6 к Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учёта и отчётности кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утверждённой решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/7 (далее - Инструкция). Оформление данного отчёта проведено также с соблюдением требований указанной Инструкции.
Нельзя согласиться с доводами административного истца о том, что оспариваемое решение ОИК N 19 принято без рассмотрения протокола рабочей группы о проверке подписей, поскольку из самого названного решения следует, что оно принято с учётом результатов проверки достоверности подписей избирателей.
Ссылки административного истца на то, что в нарушение части 11 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы итоговый протокол проверки подписей и ведомости проверки подписей не приложены к оспариваемому решению сами по себе не могут в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства являться основанием для отказа в регистрации кандидата, в связи с чем отклоняются судом.
Доводы административного истца о том, что все подписи не могли быть проверены с использованием ГАС "Выборы" какими-либо объективными данными не подтверждены. То обстоятельство, что согласно справке о проверке сведений, содержащихся в подписных листах, с использованием ГАС "Выборы" отражено только 100 подписей, не свидетельствует о том, что такая проверка не проводилась. Напротив, в справке отражены лишь те подписи, в отношении которых выявлены недостатки, в связи с чем именно в отношении избирателей, поставивших данные подписи, был направлен соответствующий запрос в Центр адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Москве.
Доводы административного истца о том, что он не присутствовал при проверке подписей избирателей, представленных заинтересованным лицом, сами по себе не могут являться основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы и не свидетельствуют о нарушении прав административного истца и принципа равенства кандидатов.
Нормами пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
Аналогичные положения закреплены в части 9 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Таким образом, избирательным законодательством предусмотрено обязательное извещение о проверке и право на участие в проверке подписей лишь тех кандидатов, которые сами представили установленное количество подписей избирателей для регистрации их кандидатом.
Шереметьев О.М. выдвинут кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 19 от МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" и, следовательно, для регистрации Шереметьева О.М. подписи избирателей не собирались. Соответственно, порядок проведения проверки подписных листов, представленных теми кандидатами, которые для своей регистрации собирали подписи избирателей, прав административного истца не затрагивает и принцип равенства прав кандидатов и избирательных объединений не нарушает.
Также не могут быть приняты во внимание и доводы Шереметьева О.М. о том, что подписи в нарушение положений пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ собраны лицами, которые не имели права их собирать.
Так, согласно положениям приведенной нормы подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Однако сведений о том, что в сборе подписей участвовали лица, перечисленные в пункте 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, не представлено. Сведений о принуждении избирателей к внесению подписей либо о сборе подписей на рабочих местах сборщиков суду не представлено.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П, отмена регистрации кандидатом является мерой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства. Следовательно, такая мера ответственности может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.
Основания для отказа в регистрации кандидата установлены частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с уд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Шереметьева О М об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 19 от 16 июля 2019 года
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.