Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., с участием прокурора Цветковой О.В., при секретаре Сидорове В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4355/2019 по административному иску Енгалычевой Е.А. об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 от 15 июля 2019 года N 10/1 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Меньшикова М.В.",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 (далее - ОИК N 42) от 15 июля 2019 года N 6/3 Меньшиков М.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42.
Енгалычева Е.А. обратилась в суд с административным иском об отмене указанного выше решения, мотивируя тем, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по тому же избирательному округу, и оспариваемое решение нарушает ее пассивное избирательное право, поскольку кандидатом в депутаты были поданы документы, составленные с нарушениями, в том числе:
- в заявлении Меньшикова М.В. о самовыдвижении и согласии баллотироваться кандидатом в депутаты указаны недостоверные сведения и не представлены подтверждающие эти сведения документы, кроме того, им не был представлен первый финансовый отчет, таким образом, на день, предшествовавший принятию оспариваемого решения, в отношении названного кандидата отсутствовали документы, предусмотренные законом для его регистрации
- кандидатом не было представлено надлежащим образом оформленное уведомление о реквизитах избирательного счета;
- представленные Меньшиковым М.В. подписные листы не соответствуют требуемой форме; подписные листы были представлены в не сброшюрованном и пронумерованном виде, на них отсутствует отметка об их изготовлении из средств избирательного фонда, и не был представлен документ, подтверждающий их изготовление за счет средств указанного фонда, кроме того, сбор более чем 10 % подписей проводился в местах, где совершение таких действий запрещено, или теми лицами, сбор подписей которым запрещен; проверка действительности и достоверности собранных подписей административным ответчиком не проводилась; административный истец не был допущен к участию в проверке и к ознакомлению с документами проверки представленных Меньшиковым М.В. подписных листов;
- кандидатом не был представлен документ об оплате изготовления подписных листов из средств избирательного фонда; оспариваемое решение было принято без рассмотрения ведомостей протокола Рабочей группы по проверке подписных листов, и названные документы не были приложены к опубликованному решению о регистрации кандидата;
- решение было принято за пределами полномочий административного ответчика.
Административный истец Енгалычева Е.А. в судебное заседание явилась, представила письменные объяснения (л.д. 110-113) и пояснила, что после исследования документов, представленных Меньшиковым М.В. для его выдвижения и регистрации, она не оспаривает следующее: что все представленные кандидатом подписные листы были сброшюрованы и пронумерованы; что в подписных листах имеется отметка об их изготовлении из средств избирательного фонда, что их форма соответствует установленной законом и документ об оплате их изготовления кандидатом был представлен, равно как и уведомление о реквизитах избирательного счета. Заявленное требование истец поддержала и указала, что сбор подписей в поддержку выдвижения Меньшикова М.В. осуществляли в том числе Макарова Е.В. и Ямщикова Г.П, которые согласно официальным сведениям, опубликованным на открытом информационном ресурсе МГИК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", являются членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса. Административный истец пояснила также, что в представленных кандидатом документах имелись исправления, не оговоренные надлежащим образом, поскольку была проставлена лишь запись "исправленному верить" и подпись кандидата, тогда как запись "зачеркнутое не читать, исправленному верить" отсутствовала, таким образом, на день, предшествующий дню принятия оспариваемого решения, необходимых для его принятия документов не имелось, и что оспариваемое решение согласно протоколу было принято 19 часов 40 минут, тогда как режим работы ОИК N 42 установлен до 19 часов, соответственно, принятое позднее решение считается принятым с нарушением компетенции административного ответчика. В то же время, административный истец подтвердила в судебном заседании, что согласна с необоснованным исключением 60-ти подписей избирателей из числа достоверных.
Представители административного ответчика - председатель ОИК N 42 Масленникова М.А, действующий на основании ордера адвокат Тимченко Д.И. и Рыкунов М.А, допущенный к участию в рассмотрении дела на основании заявления Председателя ОИК N 42, в суд явились, заявленные требования не признали, поддержали ранее представленные письменные возражения и указали, что признают то обстоятельство, что сборщик Ямщикова Г.П. на период сбора подписей в поддержку выдвижения Меньшикова М.В. являлась членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, однако, несмотря на это обстоятельство, оспариваемое решение является законным, поскольку без учета собранных указанным лицом пятидесяти подписей, действительных и достоверных подписей было представлено более установленного минимума.
Так, представители указали, что ОИК N 42 был неверно произведен подсчет подписей избирателей, а именно, из числа достоверных были необоснованно исключены 60 подписей, поскольку, из выявленных экспертом 11 групп подписей, каждая из которых была выполнена одним лицом (раздел 1 заключения специалиста, л.д. 101-104), 11 подписей исключению не подлежало; поскольку комиссия произвела сложение перечисленных в ведомостях недействительных подписей и перечисленных в заключении специалиста недостоверных подписей, тогда как некоторые из них - всего в количестве 11 подписей - были указаны в обоих документах, таким образом, они были исключены дважды; и поскольку комиссия произвела сложение 38 подписей, даты внесения которых выполнены предположительно одним лицом (пункт 2 заключения специалиста), тогда как те же подписи были признаны недостоверными по признаку выполнения одним лицом непосредственно самих подписей, включая одну подпись, сборщиком которой являлась Ямщикова Г.П. С учетом исключения 49-ти собранных последней подписей, и с учетом добавления необоснованно исключенных 60-ти подписей, общее число действительных и достоверных подписей избирателей составит число, превышающее установленное минимальное число для регистрации кандидата в количестве 4 807 подписей. Иные изложенные в исковом заявлении доводы представители административного ответчика полагали необоснованными.
Меньшиков М.В, участвующий в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица, в суд явился, просил в удовлетворении заявленного требования отказать и пояснил, что не был осведомлен об указанных административным истцом обстоятельствах, и что он выяснял у сборщиков наличие оснований, препятствующих осуществлению ими сбора подписей, и со стороны Ямщиковой Г.П. таковых названо не было.
Выслушав объяснения явившихся лиц, а также заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление является необоснованным, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс Москвы).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 6 статьи 31.1 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно решению Московской городской избирательной комиссии от 23.05.2019 г. N 92/2, принятому в соответствии с частью 2 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы, для одномандатного избирательного округа N 42 количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, установлено в размере 4803 подписи; максимальное количество подписей установлено в размере 5 283, - что соответствует Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что Меньшиков М.В. 11 июня 2019 года подал в ОИК N 42 заявление о самовыдвижении и согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, представив заявление, предусмотренное частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, копия которого приобщена к материалам дела (л.д. 60); в тот же день, то есть в пределах установленного части 2 статьи 29 Избирательного кодекса Москвы срока, указанным лицом лично были представлены все документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 ст. 32 названного выше Кодекса, что следует из подтверждения о приеме данных документов (л.д. 55-59), а также копий этих документов (л.д.61-83) и что соответствует требованиям части 8 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы.
Судом исследовались документы, представленные Меньшиковым М.В. одновременно с заявлением о самовыдвижении и согласии баллотироваться, и несоответствий между ними и указанными в заявлении сведениями, а равно нарушений правил их оформления, выявлено не было. То обстоятельство, что в заявлении о самовыдвижении (л.д. 60), а также в справках об имуществе и обязательствах кандидата за пределами территории Российской Федерации (л.д. 80-83) исправлена дата составления данных документов, основанием к отказу в его регистрации явиться не могло, поскольку данные исправления оговорены таким образом, что не предполагают неоднозначного прочтения.
Первый финансовый отчёт кандидата Меньшикова М.В, копия которого приобщена к материалам дела, по форме полностью соответствует приложению 6 к Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учёта и отчётности кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утвержденной решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/7; уведомление о реквизитах специального избирательного счета было передано в ОИК N 42 1.06.2019 г. (л.д. 84).
Документы для регистрации, включая подписи избирателей в количестве 5 277 на 533 Листах, сброшюрованные в 2 папки, были представлены Меньшиковым М.В. 05 июля 2019 года, что следует из подтверждения о принятии названных документов (л.д. 86-88), копиями данных документов, а также обозревавшимися в судебном заседании с участием сторон оригиналами подписных листов.
Как следует из представленных ОИК N 42 документов, рабочей группой, сформированной решением ОИК N 42 от 10 июня 2019 года N 2/4 (л.д. 34-36), в состав которой был включен эксперт ЭКЦ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве, была осуществлена проверка всех представленных Меньшиковым М.В. подписей избирателей. Согласно итоговому протоколу от 09 июля 2019 года проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержу выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 Меньшикова М.В. (л.д. 48), из представленных им 5 277 подписей недействительными были признаны 142 подписи, включая 139 подписей, признанных недействительными по итогам проверки Рабочей группы и 3 - на основании данных Центра адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве, и недостоверными - 325 подписей, то есть в общей сложности 467 подписей, что составило 8,85 % от их общего числа, таким образом, количество достоверных и действительных подписей превышало тот минимум в количестве 4803 подписи, что был установлен упомянутым выше решением Московской городской избирательной комиссии.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2033 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно, либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
По результатам исследования оригиналов подписных листов было установлено, что в папке N 1 имеется четыре, и в папке N 2 - один подписной лист, каждый из которых содержит 10 подписей избирателей, заверенных сборщиком Ямщиковой Г.П, которая, согласно представленной административным истцом справке N 5/19 от 25.07.2019 г. (л.д. 141), была выдвинута в состав участковой избирательной комиссии N 1513 города Москвы от парламентской политической партии КПРФ. Поскольку указанные в данной справке личные данные Ямщиковой Г.П. совпали с теми, что были приведены в названных выше подписных листах, и поскольку ее членство в УИК N 1513 города Москвы было признано административным ответчиком, то все собранные ею подписи подлежат признанию недействительными применительно к правилам, установленным частью 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, соответственно, общее число действительных и достоверных подписей подлежит уменьшению на 49, поскольку одна из собранных Ямщиковой Г.П. подписей уже в ходе проверки подписей, проводившейся рабочей группой ОИК N 42, была признана недействительной по основаниям, предусмотренных частью 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Утверждение административного истца о том, что недействительными являются еще 90 подписей избирателей, собранных сборщиком Макаровой Е.В, в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашло, поскольку, как следует из полученного по запросу суда сообщения Московской городской избирательной комиссии (л.д. 140), сборщик с персональными данными, указанными в представленных Меньшиковым М.В. подписных листах (л.д. 138), членом какой-либо участковой избирательной комиссии на территории города Москвы не являлся и данными о нем Московская городская избирательная комиссия не располагает.
В то же время, в ходе судебного заседания нашло свое подтверждение и не оспаривалось административным истцом то обстоятельство, что при подсчете общего числа недостоверных подписей часть из них была учтена дважды, таким образом, из числа достоверных было необоснованно исключено 60 подписей.
Так, из заключения специалиста ЭКЦ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве от 09.07.2019 г. (л.д. 101-105) следует, что им было выявлено 11 групп подписей, каждая из которых была выполнена одним лицом (раздел 1 заключения специалиста, л.д. 101-104), соответственно, исключению из числа достоверных подлежали все названные подписи, кроме 11, - поскольку одна подпись из каждой группы являлась достоверной.
Также по результатам сравнения данных, приведенных в заключении специалиста и в ведомостях проверки подписных листов папке N 2 было установлено, что 11 подписей являются одновременно и недействительными, и недостоверными, однако, рабочая группа учла их дважды, что привело к уменьшению общего числа достоверных и действительных подписей на 11.
Помимо указанного, из числа достоверных было исключено 38 подписей, даты внесения которых согласно заключению специалиста выполнены предположительно одним лицом (пункт 2 заключения специалиста), тогда как те же подписи были признаны недостоверными по признаку выполнения одним лицом непосредственно самих подписей, включая одну подпись, сборщиком которой являлась Ямщикова Г.П. (пункт 1 заключения специалиста), таким образом, общее число недостоверных подписей было необоснованно уменьшено на 38.
Общее число подписей избирателей, необоснованно признанных недостоверными, составило 11 + 11 + 38 = 60 подписей.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения Меньшикова М.В. (л.д. 48), из общего числа представленных в количестве 5 277 подписей было исключено 142 подписи, признанных недействительными по итогам их проверки рабочей группой, и 325 подписей - как недостоверные.
С учетом исключения из общего числа подписей избирателей тех 49-ти, что были собраны сборщиком Ямщиковой Г.П, и с учетом увеличения числа достоверных и действительных подписей на необоснованно исключенные 60 подписей, общее число действительных и достоверных подписей избирателей составит 5 277 - 467 - 49 + 60 = 4 821, где 5 277 - общее число представленных Меньшиковым М.В. подписей избирателей, 467 - признано недействительными и недостоверными согласно итоговому протоколу, 49 - собранно лицом, сбор подписей которому запрещен законом, и 60 - число подписей, необоснованно исключенные как недостоверные. Из изложенного следует, что общее число достоверных и действительных подписей, представленных Меньшиковым М.В, превысило минимальный порог, установленный в количестве 4 807 подписей.
Таким образом, порядок выдвижения и регистрации кандидата Меньшикова М.В. фактически соответствовал Избирательному кодексу Москвы, поскольку необходимые для регистрации документы и необходимое количество действительных и достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, имелось, а результаты проведенной проверки сведений, указанных кандидатом в депутаты Меньшиковым М.В. при его выдвижении, подтвердились, 15 июля 2019 года ОИК N 42 было принято правильное по существу решение N 10/1 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Меньшикова М.В.".
Доводы административного истца о том, что проверка достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в представленных Меньшиковым М.В. подписных листах, не проводилась, являются необоснованными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе ведомостями проверки и итоговым протоколом проверки подписных листов, а то обстоятельство, что при проверке представленных заинтересованным лицом подписных листов были допущены ошибки, о незаконности решения о его регистрации не свидетельствует.
Доводы административного истца о наличии у него восьми заявлений избирателей, заявивших, что они не ставили своих подписей в поддержку выдвижения заинтересованного лица, а также сведений о том, что один из избирателей, чья подпись имеется в подписном листе, скончался до начала избирательной компании, никакими достоверными доказательствами не подтверждены. Оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о назначении судебной почерковедческой экспертизы (л.д. 143) не имелось постольку, поскольку сам по себе факт оспаривания подписи без его обоснования не может являться безусловным основанием для удовлетворения заявленного ходатайства. Судом учитывается также, что с учетом указанного выше количества достоверных и действительных подписей, 9 подписей не могли оказать влияния на принятие решения о регистрации Меньшикова М.В.
Нормами пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Административный истец был выдвинут кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 от политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и, следовательно, для ее регистрации подписи избирателей не собирались.
Таким образом, порядок проведения проверки подписных листов, представленных теми кандидатами, которые для своей регистрации собирали подписи избирателей, прав административного истца не затрагивает и принцип равенства прав кандидатов и избирательных объединений не нарушает, и ссылки административного истца на то, что он не присутствовал при проверке подписей избирателей, представленных заинтересованным лицом, не могут являться основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы и не свидетельствует о нарушении прав административного истца и принципа равенства прав всех кандидатов.
Также судом было установлено, что полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 возложены на Территориальную избирательную комиссию района Фили-Давыдково решением Московской городской избирательной комиссии от 28 марта 2019 года N 90/2, копия которого приобщена к материалам дела; ее состав утвержден в составе 14 человек; председателем назначена Масленникова М.А.
Согласно протоколу N 6 заседания ОИК N 42 от 15 июля 2019 года (л.д. 44-47), в заседании комиссии участвовали 9 членов комиссии с правом решающего голоса, единогласно принявших решение о регистрации Меньшикова М.В. Таким образом, оспариваемое решение принято правомочным составом комиссии и числом голосов, превышающих 50 % от ее списочного состава.
Основания для отказа в регистрации кандидата установлены частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Таких оснований по настоящему делу судом не установлено.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Е.А. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.