Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Оглио Е.Ф., при секретаре Тощакове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4357/2019 по административному исковому заявлению Васильева С.И. об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35 от 12 июля 2019 года N 8/3 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Метлиной Н.Б." ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35 (далее - ОИК N 35) от 12 июля 2019 года N 8/3 Метлина Н.Б, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35.
Васильев С.И, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене, приведённого решения избирательной комиссии, указывая, что работа основного числа членов рабочей группы, созданной для проведения проверки подписей избирателей, носила формальный характер. При этом, как минимум четыре лица, участвовавшие в сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения Метлиной Н.Б, в нарушение подпункта "д" пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) являются руководителями организаций - Габова И.Б. является председателем ЖСК "Черемушки-2"; Скальская Т.Г. является председателем правления ЖСК "Октябрь"; Лайко А.Б. является генеральным директором ООО "***"; Головина К.А. является председателем совета многоквартирного дома. Также среди сборщиков подписей не менее 3 сотрудников ГБУ ЦСМ "***", не менее 20 советников управы районов Коньково и Теплый стан, а также возможно наличие иных лиц, которые в соответствии с пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не могут осуществлять сбор подписей. Помимо этого в ходе проверки подписных листов были обнаружены лица, чьи данные отсутствуют в списке лиц, осуществляющих сбор подписей.
Административный истец Васильев С.И. в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности Зверев О.М, в удовлетворении административного искового заявления Васильева С.И. просил отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса Москвы. Процедура проверки подписных листов, а также документов, представленных кандидатом Метлиной Н.Б. для выдвижения и регистрации, проводилась ОИК N 35 в соответствии с Избирательным кодексом Москвы. ОИК N 35 нарушений в оформлении документов или неполноты, содержащихся в них сведений не выявила. По итогам проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Метлиной Н.Б, недействительными признано 137 подписей, недостоверными 51 подписей, что составляет менее 10 процентов проверенных подписей и не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата.
Заинтересованное лицо Метлина Н.Б, будучи извещённой о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя (по доверенности) Бирюкова А.А, который полагал требования административного истца не обоснованным и просил в их удовлетворении отказать.
В соответствии с частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом постановлено о рассмотрении настоящего дела в отсутствии административного истца и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным.
Выслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, обозрев оригиналы подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата Метлиной Н.Б, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Оглио Е.Ф, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд считает, что заявленные Васильевым С.И. требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс Москвы).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 6 статьи 31.1 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что н еобходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов, численность избирателей по одномандатному избирательному округу N 35 составляет 175 756 человек, то есть для регистрации кандидата по названному округу необходимо представить 5 273 подписи.
В соответствии с решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/2, опубликованным на официальном сайте указанной избирательной комиссии, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35 определено в размере 5 273, а максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию определено как 5 800.
Как видно из материалов дела, 6 июня 2019 года Метлина Н.Б. подала в ОИК N 35 заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, представив заявление, предусмотренное частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Метлиной Н.Б. в ОИК N 35 одновременно представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 ст. 32 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно подтверждению о приёме указанных документов у кандидата Метлиной Н.Б. от 6 июня 2019 года, они представлены последней лично, что соответствует требованиям части 8 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, а также одновременно и в срок, указанный в части 2 статьи 29 указанного Кодекса.
6 июля 2019 года Метлиной Н.Б. в ОИК N 35 представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, предусмотренные пунктами 1,2,3,5,6,7 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы, в их числе 5 770 подписей избирателей на 1 283 листах, сброшюрованных в 7 папок.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 28 марта 2019 года N 90/2 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35 возложены на территориальную избирательную комиссию района Теплый Стан.
10 июля 2019 года по результатам проверки 100 процентов представленных Метлиной Н.Б. подписей избирателей, проведённой рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из проверенных подписей 110 подписи признаны недействительными по основаниям, установленным пунктом 12 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 1 подпись признана недействительной на основании пункта 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 1 подпись признана недействительной на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 2 подписи признаны недействительными на основании пункта 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 23 подписи признаны недействительными на основании пункта 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы. На основании письменного заключения эксперта 51 подпись признана недостоверной. Всего количество подписей избирателей, признанных недействительными и (или) недостоверными, составило 188 подписей, что составляет 3,25% от общего количества подписей, отобранных для проверки и представленных кандидатом.
Поскольку порядок выдвижения кандидата соответствовал Избирательному кодексу Москвы, необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, имелось, 12 июля 2019 года ОИК N 35 приняла решение N 8/3 о регистрации Метлиной Н.Б. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Указанное решение, как следует из материалов дела, принято ОИК N 35 в рамках предоставленной компетенции, большинством голосов, с соблюдением установленного порядка, в соответствующей форме, при наличии кворума.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что з аконом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
Доводы административного истца о том, что более 10 процентов подписей избирателей, представленных кандидатом Метлиной Н.Б, являются недействительными, а количество действительных подписей является недостаточным для регистрации надлежащими доказательствами не подтверждены, носят декларативный характер и опровергаются письменными материалами дела, в том числе ведомостями проверки и итоговым протоколом проверки подписных листов от 10 июля 2019 года, из содержания которых усматривается, что рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения Метлиной Н.Б. В итоговом протоколе отражены результаты проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата, а именно в результате проверки подписных листов признаны недействительными и (или) недостоверными 188 подписи, что составило 3,25 процента от общего количества подписей представленных кандидатом.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, ОИК N 35 использовалась ГАС "Выборы". После выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, а также выявления отсутствия в Регистре таковых, ОИК N 35 направлен запрос в отношении указанных избирателей в Центр адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Москве.
Согласно ответа из Центра адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве, в ходе проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата Метлиной Н.Б, выявлено 6 несоответствий паспортных данных, 7 несоответствий ФИО и 10 несоответствий адресных данных.
Согласно заключению специалиста ЭКЦ ГУ МВД России по г. Москве от 10 июля 2019 года N 857, установлено, что 51 подпись в подписных листах с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Метлиной Н.Б, являются недостоверными.
Таким образом, ОИК N 35 в установленном Избирательным кодексом Москвы и Методическими рекомендациями порядке, проведена п роверка соблюдения порядка сбора подписей, всех сведений об избирателях, внесенных в подписные листы, достоверности их подписей, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей.
Папки с оригиналами подписных листов, представленных Метлиной Н.Б, обозревались в настоящем судебном заседании, форма подписных листов соответствует форме, установленной приложением 5 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в том числе на них имеется отметка с номером специального избирательного счёта, открытым кандидатом, все подписные листы сброшюрованы в 7 книг и пронумерованы.
Доводы административного истца о том, что лица, осуществлявшие сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения Метлиной Н.Б, в нарушение подпункта "д" пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ являются руководителями различных организаций, сотрудниками ГБУ и советниками управы районов Коньково и Теплый Стан подлежат отклонению, поскольку никаких доказательств, которые бы объективно подтверждали указанные обстоятельства административным истцом не представлено.
Кроме того, указанные бездоказательные суждения административного истца являются ошибочными, основанными на неверном толковании избирательного законодательства. В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ ограничения в сборе подписей избирателей устанавливаются для лиц, перечисленных в указанном законоположении, в ходе служебных (оплачиваемых за счёт средств соответствующего бюджета) командировок. Доказательств последнему административным истцом также не представлено.
Ссылки административного истца, что в ходе проверки подписных листов были обнаружены лица, чьи данные отсутствуют в списке лиц, осуществляющих сбор подписей, отклоняются судом, поскольку исходя из материалов дела подписи избирателей в подписных листах, которые собраны сборщиками подписей, отсутствующими в заверенном нотариусом, списке лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, признаны недействительными, что отражено в ведомостях и итоговом протоколе проверки подписей.
Основания для отказа в регистрации кандидата установлены частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Таких оснований по настоящему делу судом не установлено.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с уд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Васильева С.И. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.