Московский городской суд в составе председательствующего судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Сидорове В.Н., с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление административного истца об отводе председательствующего по административному делу N 3а-4361/2019 по административному иску Васильева С.И. об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35 от 16 июля 2019 года N 9/1 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Рязанова В.В.",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35 (далее - ОИК N 35) от 16 июля 2019 года N 9/1 Рязанов В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35.
Васильев С.И. обратился в суд с административным иском об отмене указанного выше решения, мотивируя тем, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по тому же избирательному округу, и оспариваемое решение нарушает его пассивное избирательное право, поскольку кандидатом в депутаты Рязановым В.В. были поданы документы, составленные с нарушениями, а именно, последний представил недостаточное для регистрации количество действительных и достоверных подписей избирателей в поддержку его выдвижения, а действия избирательной комиссии по проверке подписей, включая почерковедческое исследование, носили формальный характер, кроме того, административному истцу не предоставили возможности ознакомиться с подписными листами.
Административный истец Васильев С.И. и его представитель Лебедев А.В. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали и указали дополнительно, что в заявлении Рязанов В.В. о самовыдвижении и согласии баллотироваться неверно указана занимаемая им должность - *** - тогда как он замещает должность ***, кроме того, в представленных им справках об отсутствии недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации не заполнен четвертый раздел.
Представитель административного ответчика Зверев О.М. в суд явился, просил в удовлетворении заявленного требования отказать, представил и поддержал письменные возражения (л.д. 16-20), где указал, что оспариваемое решение ОИК N 35 принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного кодекса Москвы и оснований к его отмене не имеется.
Рязанов В.В, участвующий в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен, его представитель Бирюков А.А. явился, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав объяснения явившихся лиц, а также заключение прокурора Цветковой О.В, указавшей, что административное исковое заявление является необоснованным, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24- 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс Москвы).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 6 статьи 31.1 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что н еобходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно решению Московской городской избирательной комиссии от 23.05.2019 г. N 92/2, принятому в соответствии с частью 2 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы, для одномандатного избирательного округа N 35 количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, установлено в размере 5 273 подписи; максимальное количество подписей установлено в размере 5 800 (л.д. 35-37), - что соответствует Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что Рязанов В.В. 15 июня 2019 года подал в ОИК N 35 заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, представив заявление, предусмотренное частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, копия которого приобщена к материалам дела. 21 июня 2019 года указанным лицом были представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 ст. 32 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно подтверждению о приёме указанных документов у кандидата Рязанова В.В. от 15 июня 2019 года (л.д. 85-88), они были представлены последним лично, что соответствует требованиям части 8 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, а также одновременно и в срок, указанный в части 2 статьи 29 указанного Кодекса.
Документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 5, 6 и 7 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы, в их числе 5 783 подписей избирателей на 1 595 листах, сброшюрованных в 8 папок, были представлены Рязановым В.В. в ОИК N 35 для его регистрации 06 июля 2019 года, что следует из подтверждения о принятии документов для регистрации (л.д. 89).
Также судом было установлено, что полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35 возложены на Территориальную избирательную комиссию района Теплый стан решением Московской городской избирательной комиссии от 28 марта 2019 года N 90/2, копия которого приобщена к материалам дела (л.д. 27-34). Состав Территориальной избирательной комиссии района Теплый стан утвержден в составе 14 человек. Согласно протоколу заседания ОИК N 35 от 16 июля 2019 г, на заседании комиссии при принятии решения о регистрации Рязанова В.В. присутствовало 11 членов комиссии, из которых 8, то есть более половины списочного состава комиссии, проголосовали за его регистрацию, таким образом, решение принято правомочным составом ОИК N 35.
Как следует из представленных ОИК N 35 документов, рабочей группой, сформированной решением ОИК N 35 от 06 июня 2019 года N 1/5 (л.д. 42-43), в состав которой был включен эксперт ЭКЦ УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве, была осуществлена проверка всех представленных Рязановым В.В. подписей избирателей. Согласно итоговому протоколу от 12 июля 2019 года проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержу выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35 Рязанова В.В. (л.д 59), из представленных им 5 783 подписей недействительными признаны 174 подписи, и недостоверными - 164 подписи, что в общей сумме составило 338 подписей, или 5,84 % от их общего числа.
Поскольку порядок выдвижения кандидата соответствовал Избирательному кодексу Москвы, необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата имелось, а результаты проведенной проверки сведений, указанных кандидатом в депутаты Рязановым В.В. при его выдвижении, подтвердились, Окружной избирательной комиссией по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35 16 июля 2019 года было принято решение N 9/1 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Рязанова Владимира Викторовича".
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что з аконом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2033 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
Доводы административного истца о том, что проверка действительности и достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в представленных Рязановым В.В. подписных листах, не проводилась, являются необоснованными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе ведомостями проверки и итоговым протоколом проверки подписных листов от 13 июля 2019 года, а также заключением эксперта N 872 от 13 июля 2019 года, согласно которым, рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, а также достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения Рязанова В.В. В итоговом протоколе отражены результаты проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата, а именно, заявлено 5 815 подписей, представлено и проверено такое же количество подписей.
Согласно упомянутому заключению о проверке подписных листов N 872 от 13 июля 2019 года, составленному специалистом ЭКЦ УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве, по результатам исследования 100% представленных Рязановым В.В. записей и подписей избирателей, расположенных в графах "дата внесения подписи" и "подпись" в подписных листах, было выявлено 164 недостоверных подписи.
В ходе судебного заседания суду были предъявлены подписные листы, представленные Рязановым В.В. в количестве на 1 595 листов, сброшюрованных в 8 папок. По результатам их исследования нарушений формы подписных листов выявлено не было.
Указания административного истца на то, что по результатам ознакомления с представленными Рязановым В.В. подписными листами им были выявлены подписи, которые были признаны недействительными необоснованно, юридического значения для рассмотрения дела не имеют, поскольку в этом случае количество действительных подписей лишь увеличится.
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца, рабочей группой в установленном Избирательным кодексом Москвы и Методическими рекомендациями порядке проведена п роверка соблюдения порядка сбора подписей, всех сведений об избирателях, внесенных в подписные листы, достоверности их подписей, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей. При этом исходя из итогов проверки подписей избирателей у ОИК N 35 отсутствовали основания для отказа в регистрации Рязанова В.В. по основаниям, предусмотренным пунктами 4.1 и 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Ссылки административного истца на то, что он не присутствовал при проверке подписей избирателей, представленных заинтересованным лицом, не могут являться основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы и не свидетельствует о нарушении прав административного истца и принципа равенства прав всех кандидатов.
Нормами пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Как следует из материалов дела, административный истец был выдвинут кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 35 от парламентской политической партии "Справедливая Россия", и, следовательно, для его регистрации подписи избирателей не собирались.
Таким образом, порядок проведения проверки подписных листов, представленных теми кандидатами, которые для своей регистрации собирали подписи избирателей, прав административного истца не затрагивает и принцип равенства прав кандидатов и избирательных объединений не нарушает.
Судом учитывается, что в рамках данного административного дела подлежат проверке доводы административного истца, заявленные в пределах пресекательного 10 дневного срока, установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, в связи с чем доводы, дополнительно указанные истцом в поданном 31.07.2019 г. заявлении, проверке не подлежат.
В то же время, необходимо отметить, что в судебном заседании 31.07.2019 г. суду были предъявлены оригиналы документов, представленных Рязановым В.В. при его выдвижении и регистрации, и установлено, что в заявлении о самовыдвижении последний указал, что замещает должность ***1, тогда как согласно справке с места работы, он состоит с указанным учреждением в трудовых отношениях в должности ***. Названная неточность в наименовании должности была устранена Рязановым В.В. 06 июля 2019 года, когда им были представлены документы на регистрацию и в том числе сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате, что следует из подтверждения о принятии документов от указанного числа (л.д. 89, п. 4), и было подтверждено оригиналом данного заявления об изменении ранее представленных сведений, обозревавшимся в судебном заседании.
Таким образом, по состоянию на день, предшествовавший принятию оспариваемого решения N 9/1 от 16 июля 2019 года, в распоряжении окружной избирательной комиссии имелись все необходимые и достаточные документы для регистрации Рязанова В.В. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Основания для отказа в регистрации кандидата установлены частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Таких оснований по настоящему делу судом не установлено.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с уд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Васильева С.И. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.