Московский городской суд в составе председательствующего судьи
Басырова И.И,
с участием прокурора Левенко С.В,
при секретаре Кахно М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4375/2019 по административному исковому заявлению Степанова Н.В. к окружной избирательной комиссии по выборам в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9 об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Ганялиной А.В,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99, опубликованном на официальном сайте Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru 6 июня 2019 года, на 8 сентября назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
В соответствии с пунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная кампания по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва началась 6 июня 2019 года.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9 (далее по тексту - окружная избирательная комиссия) 8/1 от 15 июля 2019 года Ганялина А. В, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9 (л.д. 102).
30 июля 2019 года в Московский городской суд поступило, направленное по почте 25 июля 2019 года административное исковое заявление кандидата в депутаты Московской городской Думы 7 созыва по одномандатному избирательному округу N 9 Степанова Н. В. к окружной избирательной комиссии об отмене решения 8/1 от 15 июля 2019 года о регистрации кандидатом в депутаты по этому же одномандатному избирательному округу Ганялиной А. В...
В обоснование заявленных требований административный истец указал на четыре основания: 1) в финансовом отчёте кандидата указаны недостоверные сведения; 2) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; 3) не проводилась проверка всех подписей избирателей на предмет наличия, подписавшихся лиц в регистре избирателей и в базе Министерства внутренних дел Российской Федерации в нарушение ч. 4 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы, истец как зарегистрированный кандидат не был допущен к присутствию и ознакомлению с документами данной проверки ч. 2 ст. 23 Избирательного Кодекса города Москвы, представитель (член избирательной комиссии с правом совещательного голоса от выдвинувшей истца политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ") в окружной избирательной комиссии, также не имел возможности присутствовать при ней (ему было отказано); 4) окружной избирательной комиссией не проверялась достоверность собранных подписей, что позволяет считать подписи недостоверными.
Административный истец Степанов Н.В. и его представитель Геращенко Н.Б. в судебное заседание явились, заявленные исковые требования просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии по доверенности Зелепухин А.М. в судебном заседании полагал заявленные требования подлежащими отклонению, указал на то, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса города Москвы. Процедура проверки подписных листов, а также документов, представленных кандидатом Ганялиной А.В. для выдвижения и регистрации, проводилась окружной избирательной комиссией в соответствии с Избирательным кодексом города Москвы, нарушений в оформлении документов или неполноты, содержащихся в них сведений не выявлено. По итогам проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Ганялиной А.В, недействительными было признано 378 подписей, что составляет 6,6 % процента проверенных подписей и такой результат не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата.
Заинтересованное лицо Ганялина А.В. в суд не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Ганялиной А.В. по доверенности Озеров М.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, обозрев оригиналы подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата Ганялиной А.В, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Левенко С.В, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Порядок проведения выборов депутатов Московской городской Думы седьмого созыва регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), уставом города Москвы, а также Законом города Москвы от 06.06.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Избирательного кодекса города Москвы.
Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 1 статьи 31.1 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов, численность избирателей по одномандатному избирательному округу N 9 составляет 173117 человек, то есть для регистрации кандидата по названному округу необходимо представить 5 194 подписи.
Как видно из материалов дела, 11 июня 2019 года окружная избирательная комиссия была уведомлена о выдвижении Ганялиной А.В. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, на основании её заявления, предусмотренного частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы (л.д. 96-100).
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Ганялиной А.В. в окружную избирательную комиссию были представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 ст. 32 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно подтверждению о приеме документов, представленных для уведомления о самовыдвижении от 11 июня 2019 года, кандидатом Ганялиной А.В. указанные документы представлены лично, что соответствует требованиям части 8 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, а также одновременно и в срок, указанный в части 2 статьи 29 указанного Кодекса (л.д. 96-100).
05 июля 2019 года Ганялиной А.В. в окружную избирательную комиссию представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, предусмотренные пунктами 1,2,3,5,6,7 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы, в их числе 5 708 подписей избирателей на 1 143 листах, сброшюрованных в 12 папок (л.д. 66-67).
Решением Московской городской избирательной комиссии (далее - МГИК) от 10.12.2015 г. N 115/27 сформирована территориальная избирательная комиссия Хорошевского района (л.д. 41-43).
Решением МГИК от 28.03.2019 г. N 90/2 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва на территориальные избирательные комиссии" на территориальную избирательную комиссию Хорошевского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 17 Избирательного кодекса окружная комиссия регистрирует кандидатов в депутаты Московской городской Думы по соответствующему одномандатному округу и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца.
12 июля 2019 года по результатам проверки 100 процентов, представленных Ганялиной А.В. подписей избирателей, проведённой рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из 5708 проверенных подписей 2 подписи признаны недействительными по основаниям, установленным пунктом 1 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 236 подписей признаны недействительными на основании пункта 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 7 подписей признаны недействительными на основании пункта 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 12 подписей признаны недействительными на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 44 подписей признаны недействительными на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 13 подписей признаны недействительными на основании пункта 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 55 подписей признаны недействительными в соответствии с пунктом 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 9 подписей признаны недействительными в соответствии с пунктом 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы (л.д. 56-57).
Всего количество подписей избирателей, признанных недействительными составило 378 подписей, что составляет 6,6% от общего количества подписей, представленных кандидатом.
Поскольку порядок выдвижения кандидата соответствовал Избирательному кодексу Москвы, необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, имелось, 15 июля 2019 года окружная избирательная комиссия приняла решение N 8/1 о регистрации Ганялиной А.В. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Указанное решение, как следует из протокола заседания комиссии от 15.07.2019 г, принято окружной избирательной комиссией в рамках предоставленной компетенции, при 9 проголосовавших членов "за", "против" 0, "воздержавшихся" 0, при наличии кворума и с соблюдением установленного порядка, в соответствующей форме (л.д. 104-105).
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
Доводы заявителя о том, что проверка достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Ганялиной А.В, не проводилась, являются необоснованными и опровергаются, имеющимися в деле доказательствами, в том числе итоговым протоколом проверки подписных листов от 12 июля 2019 года, из содержания которого следует, что рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения Ганялиной А.В. В итоговом протоколе отражены результаты проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата, а именно заявлено 5 708 подписей, представлено и проверено такое же количество подписей - 5 708. В результате проверки подписных листов признаны недействительными 378 подписей, что составило 6,6 процентов. Количество достоверных подписей составило 5 330.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, окружной избирательной комиссией использовалась ГАС "Выборы", осуществлены запросы в ГУ МВД России по г. Москве (л.д. 34), при проверке подписей были привлечены эксперты, которыми даны заключения (л.д. 35-40).
Окружной избирательной комиссией в установленном Избирательным кодексом города Москвы и Методическими рекомендациями порядке проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, всех сведений об избирателях, внесенных в подписные листы, достоверности их подписей, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей. Утверждения административного истца об обратном опровергнуты в судебном заседании.
Таким образом, довод истца о недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, представленных Ганялиной А.В. для регистрации кандидатом в Московскую городскую Думу, опровергается.
Ознакомившись с представленными документами, истец и его представитель в судебном заседании свои доводы о том, что окружной избирательной комиссией не проводилась проверка всех подписей избирателей на предмет наличия, подписавшихся лиц в регистре избирателей и в базе Министерства внутренних дел Российской Федерации, признали заявленными ошибочно.
Перечень сведений о кандидате, которые указываются в каждом подписном листе при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, изложен в ч. 6 ст. 34 Избирательного кодекса, и данный перечень является исчерпывающим согласно ч. 7 ст. 34 Избирательного кодекса.
В соответствии с п. 12 ч. 6 ст. 34 Избирательного кодекса при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы в каждом подписном листе указываются номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.
Папки с оригиналами подписных листов, представленных Ганялиной А.В, обозревались в судебном заседании, номер специального избирательного счета указан на каждом подписном листе, представленном кандидатом Ганялиной А.В, а сами подписные листы изготовлены по форме приложения 5 к Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", все подписные листы сброшюрованы в 12 книг и пронумерованы.
Уведомление кандидата Ганялиной А.В. о реквизитах открытого специального избирательного счёта, представленного в окружную избирательную комиссию соответствует по форме и содержанию приложению 2 к Порядку открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утверждённого решением Московской городской избирательной комиссии от 22 апреля 2019 года N 91/2.
В силу п. 5 ч. 5 ст. 35 Избирательного кодекса для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, первый финансовый отчет кандидата.
Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учёта и отчётности кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утверждена решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/7 (далее - Инструкция).
В соответствии с пп. 1 п. 7.7 данной инструкции Кандидат или уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата в случае передачи кандидатом такого права и отражения этого полномочия в нотариально удостоверенной доверенности, выданной кандидатом, представляют первый финансовый отчет одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в Комиссию в установленном Кодексом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Первый финансовый отчёт кандидата подписан Ганялиной А.В. 04.07.2019 г. (л.д. 61-62) и представлен в окружную избирательную комиссию 05.07.2019 г. (л.д. 66-67), он соответствует по форме приложению 6 к Инструкции.
Доводы административного истца, заявленные в судебном заседании 01 августа 2019 года, о том, что в первом финансовом отчёте кандидат, в нарушение требований примечания к приложению 6 к Инструкции, заполнил графу 4 отчёта подлежат отклонению, поскольку в соответствии с требованиями пункта в.1 части 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иного закона.
Таким образом, только наличие документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и иного закона, в том числе Избирательного кодекса может являться основанием для отказа в регистрации кандидата. Такие нарушения в документах, представленных Ганялиной А.В. для уведомления о выдвижении и регистрации, в том числе в первом финансовом отчёте, отсутствуют.
Новый довод, заявленный стороной истца в судебном заседании 01.08.2019 г. о том, что Столяров С. Н, осуществлявший сбор подписей избирателей в пользу кандидата Ганялиной А.В. является членом участковой избирательной комиссии, а поэтому все собранные им подписи должны быть признаны недействительными, не обоснованы. Представитель ответчика пояснил, что указанное лицо - Столяров С. Н, осуществлявший сбор подписей избирателей, не является членом участковой избирательной комиссии, это другое лицо. Суд исходит из того, что истец, согласно его пояснениям, сверку данных лиц осуществил по сайту сети Интернет, исходя из фамилии, имени, отчества (ФИО) данного лица. Между тем, им не учтены различия в датах рождения данных лиц, местах рождения и их паспортных данных. Наличие указанных истцом совпадений по ФИО не позволяет сделать вывод о том, что они являются одними и теми же лицами.
Основания для отказа в регистрации кандидата установлены частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Основания, предусмотренные положениями данных норм, для отказа в регистрации кандидата в депутаты Ганялиной А.В, не установлены. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Ганялиной А.В. требованиям закона соответствует.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Степанова Н.В. к окружной избирательной комиссии по выборам в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9 об отмене решения 8/1 от 15 июля 2019 года о регистрации кандидата в депутаты Ганялиной А.В, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.