Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Громовой Я.А,
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4378/2019 по административному исковому заявлению Жданова Ивана Юрьевича к Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 от 16 июля 2019 года N6/2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 Жданова Ивана Юрьевича, возложении обязанности устранить нарушения избирательных прав и принять решение о регистрации Жданова Ивана Юрьевича кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8,
УСТАНОВИЛ:
Жданов Иван Юрьевич обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 от 16 июля 2019 года N6/2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 Жданова Ивана Юрьевича, о возложении обязанности устранить нарушения избирательных прав Жданова Ивана Юрьевича, выразившиеся в незаконном отказе в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8, о возложении обязанности принять решение о регистрации Жданова Ивана Юрьевича кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8.
Требования мотивированы тем, что решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 (далее окружной избирательной комиссии) от 16 июля 2019 года N6/2 является незаконным, поскольку оно вынесено с нарушением действующего законодательства, на основании недостоверных данных и данных, изложенных в документах, которые не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, в частности. В решении окружной избирательной комиссии от 16 июля 2019 года N6/2 количество недействительных подписей указано 1180, однако в решении не отражено какие конкретно подписи не соответствуют итоговому протоколу, а также какие именно подписи из письма ГУ МВД России по г..Москве от 13 июля 2019 года N98/10-36778 и сопроводительного письма "О результатах исследования подписных листов" от 12 июля 2019 года за N08/2-31941 были признаны недействительными. В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов от 13 июля 2019 года признано недействительным 458 подписи избирателей на основании письма ГУ МВД России по г..Москве от 13 июля 2019 года N98/10-36778 и прилагаемой к нему "Таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Жданова Ивана Юрьевича по одномандатному избирательному округу N8 на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" (далее Таблица).
Однако в указанной Таблице в столбце "результаты проверки на соответствие" не указаны сведения, отличные от указанных в подписном листе, тем самым нарушены требования к заполнению таблицы, приведенные в приложении N8 к Протоколу N1 к Соглашению ЦИК РФ и МВД РФ от 2 сентября 2016 года N08/14295-2016/1/8913 и пункте 1.2 постановления ЦИК РФ от 13 сентября 2012 года N128/986-6. В следствие этого и в силу подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г..N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" письмо ГУ МВД России по г..Москве от 13 июля 2019 года N98/10-36778 и прилагаемая к нему Таблица не могут являться надлежащим доказательством недостоверности или недействительности подписей избирателей, поэтому выводы окружной избирательной комиссии о недействительности 458 подписи избирателей являются незаконными. При проверке данных, содержащихся в Таблице в отношении подписей, признанных территориальным органом МВД недействительными, были выявлены множественные факты того, что при проверке в информационные системы вводилась информация, не соответствующая сведениям, содержащимся в подписных листах, что привело к недостоверности полученных выводов о недействительности 101 подписи избирателей, в частности: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***,***, ***,***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.
Указанные подписи являются действительными, поскольку при вводе данных указанных избирателей для проверки Центром адресной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г..Москве неправильно введены данные избирателей (фамилия, имя, отчество, место регистрации, паспортные данные), указанные в подписном листе. В результате допущенной при вводе ошибки данные избирателей территориальным органом МВД не проверялись, ошибки в них не выявлялись. Вследствие этого отсутствуют основания для признания подписей указанных избирателей недействительным по подпункту "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г..N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов от 13 июля 2019 года признано недействительным 572 подписи избирателей на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее Избирательный кодекс города Москвы). Выводы основаны на сопроводительном письме "О результатах исследования подписных листов" от 12 июля 2019 года N08/2-31941 (далее Сопроводительное письмо). Указанное Сопроводительное письмо не является заключением эксперта и не соответствует требованиям по форме его составления, предусмотренным пунктом 3.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК РФ от 13 июня 2012 года N128/986-6, согласно которым заключением эксперта-подчерковеда может быть выполнено в виде отдельного документа (справки), содержащего необходимые реквизиты.
Выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости проверки. В нарушение пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г..N67-ФЗ и приведенных разъяснений ЦИК РФ сведения, содержащиеся в Сопроводительном письме, в ведомость проверки внесены не были, ведомость проверки в надлежащем виде с учетом конкретных результатов исследования эксперта кандидату за двое суток до заседания окружной избирательной комиссии вручена не была. Следовательно, ссылаться на Сопроводительное письмо, как на заключение эксперта окружная избирательная комиссия не вправе. Выводы, сделанные в Сопроводительном письме, не являются обоснованными. Из текста заключения не ясно, на основании каких признаков сделан вывод о наличии "цепочки" из дат внесения подписей избирателей, выполненных одним лицом. Отсутствует обоснование указанных выводов. В Сопроводительном письме имеются дублирования на странице 10 (строки 266-272 и 273-279). Недостоверность выводов в Сопроводительном письме подтверждается самими избирателями в письменных заявлениях и видео обращениях. В списке лиц, осуществляющих сбор подписей в поддержку кандидата, имеются заверенные нотариусом сведения о *** и ***, поэтому подписи избирателей, заверенные указанными сборщиками подписей, являются действительными. На заседании окружной избирательной комиссии от 16 июля 2019 года не осуществлялся анализ письменных и устных возражений кандидата и члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса Гимади В.И. устных и письменных возражений в отношении документов, на основании которых подписи избирателей признаны недействительными; отсутствовали папки с подписными листами и иные избирательные документы. Таким образом, общий характер нарушений при проверке подписей избирателей свидетельствует о нарушении прав избирателей и самого кандидата.
Число достоверных подписей избирателей является достаточным для регистрации кандидата, поэтому Жданов И.Ю. должен быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8.
В судебном заседании административный истец Жданов И.Ю, участие которого было обеспечено судом посредством использования систем видеоконференц-связи, отказался от участия в судебном заседании, вследствие этого рассмотрение административного дела продолжено судом с участием представителя административного истца Жданова И.Ю. - Гимади В.И, действующего на основании доверенности. Необходимо отметить, что при ведении судебного заседания посредством использования систем видеоконференц-связи каких-либо технических неполадок не возникло.
Представитель административного истца Жданова И.Ю. - Гимади В.И, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 - председатель окружной избирательной комиссии Косматых Е.Е, Рыкунов М.А, он же представитель заинтересованного лица Московской городской избирательной комиссии, действующий по доверенности, просили отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к выводу о неправомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Положения подпунктов "г.1", "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ в качестве оснований отказа в регистрации кандидата предусматривают:
- если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г.1");
- недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Аналогичные положения содержатся в пунктах 4.1 и 5 части 20 статьи 37, части 6 статьи 87 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее Избирательный кодекс города Москвы).
Согласно части 4 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы с оответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
В силу части 5 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы в результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
Положения пунктов 3, 6, 12 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы предусматривают, что н едействительными признаются:
- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи (пункт 3);
- подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи (пун кт 6);
- все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесенным в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предусмотрено настоящим Кодексом) (пункт 12).
Согласно части 10 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы п ри обнаружении среди проверяемых подписей избирателей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или при недостаточном для регистрации кандидата количестве достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется предоставить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, подпункте "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Данное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов, численность избирателей по одномандатному избирательному округу N8 составляет 176983 человека.
Решением Московской городской избирательной комиссией от 23 мая 2019 года N 92/2 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого по соответствующему избирательному округу" установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, в размере 5310, максимальное количество подписей избирателей, предоставляемых в окружную избирательную комиссию, составляет 5841.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 от 6 июня 2019 года N1/11 утвержден состав рабочей группы окружной избирательной комиссии для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
6 июля 2019 года административным истцом Ждановым И.Ю. предоставлены в Окружную избирательную комиссию: первый финансовый отчет кандидата; подписные листы, содержащие 5781 подпись избирателей на 1648 листах в двух папках; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машинописном виде; список лиц, содержащий нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, список указанных лиц в машинописном виде; документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов; письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
По результатам проверки членами рабочей группы подписных листов составлен 13 июля 2019 года итоговый протокол проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 Жданова И.Ю. Копия данного итогового протокола получена Ждановым И.Ю. лично 13 июля 2019 года под роспись.
Как следует из итогового протокола проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 Жданова И.Ю, количество подписей избирателей, заявленных в протоколе об итогах сбора подписей избирателей - 5781 подпись, из них признано недействительными - 1212 подписи, что составляет 20,96%.
При этом из общего количества недействительных подписей 1212 признаны недействительными:
- на основании пункта 1 части 7 статьи 37 - 8 подписей;
- на основании пункта 2 части 7 статьи 37 - 13 подписей;
- на основании пункта 3 части 7 статьи 37 - 458 подписи;
- на основании пункта 4 части 7 статьи 37 - 4 подписи;
- на основании пункта 6 части 7 статьи 37 - 572 подписи;
- на основании пункта 7 части 7 статьи 37 - 14 подписи;
- на основании пункта 8 части 7 статьи 37 - 47 подписей;
- на основании пункта 12 части 7 статьи 37 - 65 подписей;
- на основании пункта 14 части 7 статьи 37 - 6 подписи;
- на основании пункта 15 части 7 статьи 37 - 25 подписей.
К итоговому протоколу проверки подписных листов приложены:
- ведомости проверки подписных листов в количестве 8 листов. В ведомости проверки подписных листов указаны номер книги, номера листов и строк на листе, фамилия, имя, отчество избирателя, основания признания подписи недействительной и ссылки на соответствующие положения Избирательного кодекса города Москвы. Ведомости проверки подписных листов подписаны проверяющими членами рабочей группы окружной комиссии для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, состав которой утвержден решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 от 6 июня 2019 года N1/11;
- результаты проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Жданова И.Ю, проведенных по автоматизированным информационным системам Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве. Указанные результаты проверки направлены письмом Центра адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве от 13 июля 2019 года N98/10-36778 и оформлены в виде "Таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Жданова Ивана Юрьевича по одномандатному избирательному округу N8 на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" (далее Таблица сведений). По результатам проверки в отношении 458 избирателей сведения в подписных листах не соответствуют действительности (фамилия, имя, отчество либо дата рождения, адрес, паспортные данные, либо гражданин не найден (полное несоответствие));
- заключение специалиста-подчерковеда, привлеченного к проверке подписей избирателей, оформленное в виде Справки Экспертно-криминалистического центра УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве " О результатах исследования подписных листов" от 12 июля 2019 года N08/2-31941 (далее заключение специалиста), подписанной специалистом *** и Врио заместителя начальника Экспертно-криминалистического центра УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве ***. По результатам заключения специалиста в отношении 556 подписи установлено выполнение дат внесения подписей от имени разных избирателей одним лицом.
Согласно выписке из протокола заседания Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 от 16 июля 2019 года N6, на заседании комиссии присутствовали, в том числе Жданов И.Ю, член комиссии с правом совещательного голоса Гимади В.И, которые выступили на заседании комиссии, возражали против принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 Жданова И.Ю. Вследствие этого являются несостоятельными доводы административного истца о том, на заседании окружной избирательной комиссии от 16 июля 2019 года не осуществлялся анализ письменных и устных возражений кандидата и члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса Гимади В.И.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 от 16 июля 2019 года N6/2 отказано в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 Жданова Ивана Юрьевича. Данное решение принято единогласно 12 членами избирательной комиссии из 14 установленных членов.
Из решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 от 16 июля 2019 года N6/2 усматривается, что на заседании окружной избирательной комиссии из предоставленных Ждановым И.Ю. 5781 подписи избирателей признаны недействительными 1180 подписей избирателей, что составляет 20,41% от числа подписей избирателей, предоставленных кандидатом. Количество действительных подписей избирателей 4601 является недостаточным для регистрации кандидата, поскольку по решению Московской городской избирательной комиссией от 23 мая 2019 года N 92/2 установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, в размере 5310 подписей избирателей. С учетом изложенного и на основании статей 17, части 10, пунктов 4.1, 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы окружная избирательная комиссия решилаотказать в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 Жданова И.Ю.
Как следует из письменных возражений и пояснений председателя Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 Косматых Е.Е, окружная избирательная комиссия признала недействительными:
- по пункту 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы 426 подписей, тогда как по р езультатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Жданова И.Ю, проведенных по автоматизированным информационным системам Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве, установлены недействительными сведения в подписных листах в отношении 458 избирателей;
- по пункту 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы 572 подписи, из них 556 подписей на основании заключения специалиста-подчерковеда, 16 подписей, ввиду наличия в них исправлений в датах подписей избирателей;
- п о пункту 12 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы 65 подписей, ввиду наличия неоговоренных исправлений в сведениях о сборщике подписей, либо сведения о месте жительства лица, производившего сбор подписей, указанных в подписном листе, не соответствуют нотариально удостоверенным сведениям о месте жительства лица, производившего сбор подписей. В частности претензии выдвигались в отношении *** и ***, осуществляющих сбор подписей в поддержку кандидата.
18 июля 2019 года Жданов И.Ю. подал в Московскую городскую избирательную комиссию жалобу на решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 от 16 июля 2019 года N6/2, по результатам рассмотрения которой решением Московской городской избирательной комиссии от 25 июля 2019 года N104/5 жалоба Жданова И.Ю. оставлена без удовлетворения.
Необходимо отметить, что рабочей группой Московской городской избирательной комиссией были проверены предоставленные Ждановым И.Ю. подписные листы, содержащие 5781 подпись избирателей на 1648 листах в двух папках. По результатам проверки часть подписей избирателей были зачтены, в частности:
- окружной избирательной комиссией признаны недействительными по пункту 1 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы - 8 подписей избирателей, ввиду некорректного написания дат избирателями в подписных листах. Эти подписи Московская городская избирательная комиссия зачла в пользу кандидата Жданова И.Ю.;
- окружной избирательной комиссией признаны недействительными по пункту 2 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы - 13 подписей избирателей, которые не обладали активным избирательным правом. Эти выводы окружной избирательной комиссии подтвердились и признаны законными Московской городской избирательной комиссией;
- окружной избирательной комиссией признаны недействительными по пункту 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы - 426 подписей избирателей, ввиду не соответствия действительности сведений в отношении избирателей, указанных в подписных листах, на основании результатов проверки Центра адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве от 13 июля 2019 года N98/10-36778. Московская городская избирательная комиссия повторно направила сведения, содержащиеся в подписных листах, на проверку в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве письмом от 19 июля 2019 года N02-01/1204. На основании результатов повторной проверки, направленных письмом Центра адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве от 23 июля 2019 года N98/10-38886, Московская городская избирательная комиссия зачла в пользу кандидата Жданова И.Ю. 89 подписей избирателей, признав законными выводы окружной избирательной комиссии о недействительности оставшихся 337 подписей по пункту 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы;
- окружной избирательной комиссией признаны недействительными по пункту 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы - 4 подписи, Московская городская избирательная комиссия зачла в пользу кандидата Жданова И.Ю. 1 подпись избирателя "Воробьевой Галины Владимир", признав законными выводы окружной избирательной комиссии о недействительности 3 подписей по указанному основанию;
- окружной избирательной комиссией признаны недействительными по пункту 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы - 572 подписи избирателей, из них 556 подписей на основании заключения специалиста-подчерковеда, 16 подписей, ввиду наличия в них исправлений в датах подписей избирателей. Московская городская избирательная комиссия зачла в пользу кандидата Жданова И.Ю. 10 подписей из 16 подписей с исправлениями в датах подписей избирателей, признав законными выводы окружной избирательной комиссии о недействительности оставшихся 562 подписи по пункту 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы;
- окружной избирательной комиссией признаны недействительными по пункту 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы - 14 подписи. Московская городская избирательная комиссия зачла в пользу кандидата Жданова И.Ю. 9 подписей избирателей, признав законными выводы окружной избирательной комиссии о недействительности 5 подписей, ввиду наличия неоговоренных исправлений в сведениях об избирателях;
- окружной избирательной комиссией признаны недействительными по пункту 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы - 47 подписи избирателей. Московской городской избирательной комиссией установлено еще дополнительно 29 подписей по этому основанию, итого 76 подписей;
- окружной избирательной комиссией признаны недействительными по пункту 12 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы - 65 подписей. Московская городская избирательная комиссия зачла в пользу кандидата Жданова И.Ю. все 65 подписи избирателей;
- окружной избирательной комиссией признаны недействительными по пункту 14 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы - 6 подписей. Московская городская избирательная комиссия переквалифицировала основания признания недействительными этих 6 подписей на пункт 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы;
- окружной избирательной комиссией признаны недействительными по пункту 15 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы - 25 подписей. Московская городская избирательная комиссия признала законным указанные выводы окружной избирательной комиссии, указав на наличие подписи одного избирателя дважды и более "двойник".
Итого рабочей группой Московской городской избирательной комиссией выявлено недостоверных подписей избирателей 1027, достоверных 4754 подписи, тогда как для регистрации кандидата необходимо 5310 подписей.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ п овторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
В ходе рассмотрения дела суду были предоставлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Жданова И.Ю, в сброшюрованном и пронумерованном виде в количестве 2 папок на 1648 листах, в соответствии с требованиям пункта 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ. Форма подписных листов для сбора подписей избирателей соответствует требованиям пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ.
В результате исследования и проверки судом подписных листов в пределах подписей, признанных недействительными и оспариваемых административным истцом (всего 101 подпись), установлено некорректное предоставление окружной избирательной комиссией в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве сведений о 84 избирателей, указанных в подписных листах, в запросе для их проверки на соответствие действительности, а именно неверное введение фамилии, имени, отчества, либо года рождения, либо адреса места жительства, паспортных данных, в частности:
1). Папка 2 страница 111 строка 1 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
2). Папка 1 страница 1067 строка 2 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
3). Папка 1 страница 936 строка 5 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
4). Папка 1 страница 952 строка 2 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
5). Папка 1 страница 879 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
6). Папка 1 страница 414 строка 2 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
7). Папка 1 страница 374 строка 6 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
8). Папка 1 страница 848 строка 1 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
9). Папка 2 страница 249 строка 1 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
10). Папка 2 страница 179 строка 1 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
11). Папка 2 страница 190 строка 1 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
12). Папка 2 страница 232 строка 5 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
13). Папка 1 страница 77 строка 3 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
14). Папка 1 страница 747 строка 1 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
15). Папка 1 страница 808 строка 4 *** (правильная фамилия *** ) Н.В. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
16). Папка 1 страница 882 строка 1 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
17). Папка 1 страница 683 строка 3 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
18). Папка 1 страница 821 строка 1 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
19). Папка 1 страница 860 строка 4 *** (правильная фамилия *** ) Л.Н. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
20). Папка 1 страница 890 строка 6 *** (правильная фамилия *** ) И.В. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
21). Папка 1 страница 405 строка 4 *** (правильное отчество *** ). Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
22). Папка 1 страница 420 строка 5 *** (правильное отчество *** ). Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
23). Папка 1 страница 455 строка 3 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
24). Папка 1 страница 521 строка 2 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
25). Папка 1 страница 526 строка 3 *** (правильная фамилия *** ) Ю.В. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
26). Папка 1 страница 596 строка 6 *** (правильная фамилия *** ) А.С. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
27). Папка 2 страница 378 строка 6 *** (правильная фамилия *** ) Е.Д. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
28). Папка 2 страница 464 строка 3 *** (правильная фамилия *** ) В.Н. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
29). Папка 2 страница 528 строка 2 *** (правильная фамилия *** ) Ю.Б. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
30). Папка 1 страница 275 строка 1 *** (правильная фамилия *** ) Ю.Р. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
31). Папка 1 страница 22 строка 2 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
32). Папка 1 страница 564 строка 2 *** (правильная фамилия *** ) И.В. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
33). Папка 1 страница 595 строка 6 *** (правильная фамилия *** ) П.Д. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
34). Папка 1 страница 743 строка 4 *** (правильная фамилия *** ) В.А. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
35). Папка 1 страница 804 строка 2 *** (правильная фамилия *** ) Б.М. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
36). Папка 1 страница 861 строка 1 *** (правильная фамилия *** ) Г.В. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
37). Папка 1 страница 1035 строка 2 *** (правильная фамилия *** ) К.В. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
38). Папка 1 страница 1035 строка 3 *** (правильная фамилия *** ) Н.В. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
39). Папка 2 страница 175 строка 6 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
40). Папка 2 страница 233 строка 1 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
41). Папка 2 страница 259 строка 2 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
42). Папка 1 страница 1020 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
43). Папка 1 страница 907 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
44). Папка 1 страница 978 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
45). Папка 1 страница 769 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
46). Папка 1 страница 789 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
47). Папка 1 страница 815 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
48). Папка 1 страница 843 строка 2 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
49). Папка 1 страница 860 строка 6 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
50). Папка 1 страница 899 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
51). Папка 1 страница 366 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
52). Папка 1 страница 387 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
53). Папка 1 страница 410 строка 1 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
54). Папка 1 страница 451 строка 3 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
55). Папка 1 страница 475 строка 2 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
56). Папка 2 страница 313 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
57). Папка 2 страница 363 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
58). Папка 2 страница 366 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
59). Папка 2 страница 390 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
60). Папка 2 страница 414 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
61). Папка 2 страница 532 строка 3 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
62). Папка 1 страница 242 строка 2 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
63). Папка 1 страница 277 строка 3 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
64). Папка 1 страница 1054 строка 5 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
65). Папка 2 страница 412 строка 2 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
66). Папка 1 страница 807 строка 3 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
67). Папка 2 страница 540 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
68). Папка 1 страница 531 строка 1 *** (правильная фамилия *** ) Е.Н. Данная подпись не возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией. Ввиду некорректного ввода фамилии избирателя в запрос, суд считает необходимым зачесть указанную подпись избирателя в пользу кандидата.
69). Папка 2 страница 544 строка 3 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
70). Папка 1 страница 55 строка 1
***. Данная подпись не возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией. Ввиду некорректного ввода номера квартиры избирателя в запрос, суд считает необходимым зачесть указанную подпись избирателя в пользу кандидата.
71). Папка 1 страница 744 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
72). Папка 1 страница 426 строка 2 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
73). Папка 1 страница 747 строка 1 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
74). Папка 1 страница 568 строка 2 *** (правильная фамилия *** ) Е.Я. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
75). Папка 1 страница 404 строка 4 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
76). Папка 2 страница 430 строка 5 ***. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
77). Папка 1 страница 814 строка 6 ***. Данная подпись не возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией. Ввиду некорректного ввода номера паспорта избирателя в запрос, суд считает необходимым зачесть указанную подпись избирателя в пользу кандидата.
78). Папка 1 страница 770 строка 4 *** (правильная фамилия *** ) А.В. Данная подпись возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией.
79). Папка 1 страница 985 строка 1 ***. Данная подпись не возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией. Окружная избирательная комиссия ввела корректные сведения об избирателе, однако в ответе Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве указано, что паспортные данные не соответствуют действительности. Вместе с тем, суду предоставлены копия паспорта избирателя *** и его заявление, согласно которым его паспортные данные соответствуют указанным в подписном листе, подпись избирателя в паспорте совпадает с подписью в подписном листе (л.д.209-211 том 1). При таких обстоятельствах суд считает необходимым зачесть указанную подпись избирателя в пользу кандидата.
80). Папка 1 страница 1007 строка 6 ***. Данная подпись не возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией. Окружная избирательная комиссия ввела корректные сведения об избирателе, однако в ответе Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве указано, что адрес избирателя в подписном листе не соответствует регистрации. Вместе с тем, суду предоставлены копия паспорта избирателя *** и ее заявление, согласно которым ее паспортные данные и место постановки на регистрационный учет соответствуют указанным в подписном листе, подпись избирателя в паспорте совпадает с подписью в подписном листе (л.д.218-220 том 1). При таких обстоятельствах суд считает необходимым зачесть указанную подпись избирателя в пользу кандидата.
81). Папка 1 страница 1074 строка 6 ***. Данная подпись не возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией. Окружная избирательная комиссия ввела корректные сведения об избирателе, однако в ответе Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве указано, что адрес избирателя в подписном листе не соответствует регистрации. Вместе с тем, суду предоставлены копия паспорта избирателя *** и ее заявление, согласно которым паспортные данные и место постановки на регистрационный учет избирателя соответствуют указанным в подписном листе, подпись избирателя в паспорте совпадает с подписью в подписном листе (л.д.221-223 том 1). При таких обстоятельствах суд считает необходимым зачесть указанную подпись избирателя в пользу кандидата.
82). Папка 1 страница 271 строка 4 *** (правильная фамилия *** ) Л.С. Данная подпись не возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией. Ввиду некорректного указания фамилии избирателя в запрос, суд считает необходимым зачесть указанную подпись избирателя в пользу кандидата.
83). Папка 1 страница 455 строка 1 ***. Данная подпись не возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией. Окружная избирательная комиссия ввела корректные сведения об избирателе, однако в ответе Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве указано, что паспортные данные избирателя в подписном листе не соответствует регистрации. Вместе с тем, суду предоставлены копия паспорта избирателя *** и ее заявление, согласно которым паспортные данные и место постановки на регистрационный учет избирателя соответствуют указанным в подписном листе, подпись избирателя в паспорте совпадает с подписью в подписном листе (л.д.224-226 том 1). При таких обстоятельствах суд считает необходимым зачесть указанную подпись избирателя в пользу кандидата.
84). Папка 1 страница 584 строка 5 ***. Данная подпись не возращена кандидатом Московской городской избирательной комиссией. Окружная избирательная комиссия ввела корректные сведения об избирателе, однако в ответе Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве указано, что адрес места проживания избирателя в подписном листе не соответствует регистрации. Вместе с тем, суду предоставлены копия паспорта избирателя *** и его заявление, согласно которым его паспортные данные и место постановки на регистрационный учет соответствуют указанным в подписном листе, подпись избирателя в паспорте совпадает с подписью в подписном листе (л.д.227-229 том 1). При таких обстоятельствах суд считает необходимым зачесть указанную подпись избирателя в пользу кандидата.
Необходимо отметить, что в результате проверки судом установлено корректное предоставление окружной избирательной комиссией в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве сведений об избирателях, указанных в подписных листах, в запросе для их проверки на соответствие действительности, в том числе: папка 1 страница 931 строка 2 *** ; папка 1 страница 851 строка 5 *** ; папка 1 страница 342 строка 1 *** ; папка 2 страница 336 строка 1 *** ; папка 1 страница 623 строка 1 *** ; папка 1 страница 923 строка 2 ***; папка 1 страница 942 строка 3 *** ; папка 1 страница 367 строка 2 *** ; папка 1 страница 433 строка 6 *** ; папка 1 страница 258 строка 1 *** ; папка 2 страница 175 строка 5 *** ; папка 2 страница 7 строка 1 *** ; папка 1 страница 864 строка 3 *** ; папка 1 страница 903 строка 6 *** ; папка 1 страница 293 строка 5 *** ; папка 1 страница 640 строка 2 *** ; папка 2 страница 106 строка 1 ***. Доводы административного истца в указанной части не нашли своего подтверждения в ходе проверки подписных листов и направленного запроса окружной избирательной комиссией.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что количество недействительных подписей избирателей по пункту 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы составляет 328 подписи (337 подписей (определенных Московской городской избирательной комиссией после возврата 89 подписей) - 9 подписей (подлежащих зачету в пользу кандидата по решению суда)). Выводы окружной избирательной комиссией о недействительности 426 подписей по пункту 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Являются обоснованными доводы административного истца относительно неправомерного признания окружной избирательной комиссией недействительными 65 подписей избирателей по пункту 12 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы. В ходе рассмотрения дела судом исследовался оригинальный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. Данный список содержит нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, в том числе имеются заверенные нотариусом сведения о сборщиках подписей избирателей *** и ***. С учетом изложенного подписи избирателей, заверенные указанными сборщиками подписей, являются действительными. Как указывалось выше, Московская городская избирательная комиссия зачла в пользу кандидата Жданова И.Ю. все 65 подписей избирателей.
При таких обстоятельствах общее количество недействительных подписей составляет 983, что составляет 17,00 процентов от числа подписей избирателей, предоставленных кандидатом (5781 подпись), в частности:
- на основании пункта 2 части 7 статьи 37 - 13 подписей;
- на основании пункта 3 части 7 статьи 37 - 328 подписи;
- на основании пункта 4 части 7 статьи 37 - 3 подписи;
- на основании пункта 6 части 7 статьи 37 - 562 подписи;
- на основании пункта 7 части 7 статьи 37 - 5 подписей;
- на основании пункта 8 части 7 статьи 37 - 47 подписей;
- на основании пункта 15 части 7 статьи 37 - 25 подписи.
Соответственно достоверных подписей 4798 подписей, тогда как для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 необходимо 5310 подписей избирателей.
Приведенные обстоятельства в силу статей 17, части 10, пунктов 4.1, 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, подпунктов "г.1", "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ являются основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
При этом суд считает необоснованными доводы административного истца о недействительности всех результатов проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Жданова И.Ю, проведенных по автоматизированным информационным системам Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве, направленных письмом Центра адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве от 13 июля 2019 года N98/10-36778 и оформленных в виде "Таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Жданова Ивана Юрьевича по одномандатному избирательному округу N8 на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" (далее Таблица сведений).
В указанной Таблице в столбце "результаты проверки на соответствие" приведены сведения, отличные от указанных в подписном листе избирателя, в частности при выявлении недостоверных сведений, содержащихся в подписном листе, в Таблице указаны конкретные отличия "адрес не соответствует", "паспорт не соответствует", "Ф.И.О.", "отчество не соответствует", "дата рождения не соответствует", "дата рождения не соответствует", "не найден (полное несоответствие)", "числится среди умерших". Поскольку р езультаты проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата, посредством автоматизированных информационных систем Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Москве, могут передаваться кандидатам и их представителям, указание действительных сведениях об избирателях, чьи данные в подписных листах являются недостоверными, повлечет нарушение требований статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, заключенное от 1 сентября 2016 года N08/14295-2016, 2 сентября 2016 года N1/8913, постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 сентября 2012 года N128/986-6 носят рекомендательный характер, содержат примерные формы документов, которые рекомендованы к использованию в целях упрощения взаимодействия между избирательными комиссиями и органами внутренних дел.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы избирательная комиссия для проведения проверки достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Положения раздела 3.1 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 13 июня 2012 года N128/986-6, предусматривают, что к проверке подписных листов привлекаются эксперты-почерковеды из числа специалистов МВД России, ФСБ России и Минюста России и иные эксперты (специалисты Минобороны России, ФМС России и других государственных органов). Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов. Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов. Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз. Почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям. Методика применялась при проверке подписных листов в ходе федеральных избирательных кампаний 2011 - 2012 годов.
Каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально, при необходимости используются технические средства (например, лупы с 10-кратным увеличением с подсветкой), делается разработка почерка, проводится сравнительное исследование. Любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 от 6 июня 2019 года N1/11 в состав рабочей группы окружной избирательной комиссии для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, включен, в том числе старший эксперт Экспертно-криминалистического центра УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве ***.
Как указывалось выше, по результатам проверки подписных листов кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 Жданова И.Ю, в окружную комиссию предоставлено заключение специалиста-подчерковеда Экспертно-криминалистического центра УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве ***. Данное заключение оформлено в виде Справки " О результатах исследования подписных листов" от 12 июля 2019 года N08/2-31941 (далее заключение специалиста), которая подписана специалистом ***. и Врио заместителя начальника Экспертно-криминалистического центра УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве ***. Согласно заключению специалист исследовал 5781 подпись избирателей и рукописные даты внесения этих подписей в двух папках. В результате исследования установлено выполнение в папках N1 и N2 дат внесения подписей от имени разных избирателей одним лицом. При этом специалистом в заключении указаны по группам (цепочки дат) конкретные папки, строки и страницы подписных листов, в которых дата внесения подписей от имени разных избирателей выполнена одним лицом. Действительно, в заключении специалиста на странице 10 дублируются строки 266-272 и 273-279, но это учтено окружной избирательной комиссией при подсчете количества недействительных подписей избирателей (всего установлено 556 подписи) на основании данного заключения специалиста по пункту 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Необходимо отметить, что положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ, Избирательного кодекса города Москвы не содержат требований к форме заключения специалиста, вследствие этого заключение специалиста по проверке подписных листов может оформляться в качестве самостоятельного документа.
В ходе рассмотрения дела суд отказал в удовлетворении ходатайства представителя административного истца о вызове и допросе в качестве свидетелей избирателей, подписавших подписные листы, приобщении видеозаписией обращений избирателей, поскольку данные доказательства не являются допустимыми в рамках рассматриваемого спора, так как п одлинность подписей избирателей в подписных листах не подвергалась сомнению окружной избирательной комиссией, подписи избирателей признаны недействительными окружной избирательной комиссией по заключению специалиста-почерковеда на основании выполнения дат внесения подписей от имени разных избирателей одним лицом (то есть не собственноручное внесение избирателем даты постановки подписи в подписном листе).
Также отсутствуют правовые основания для проведения судебной почерковедческой экспертизы, вызова и допроса специалиста, так как убедительных доказательств недостоверности выводов специалиста-подчерковеда Экспертно-криминалистического центра УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве суду не предоставлено. В судебном заседании судом исследовались указанные в заключении специалиста подписные листы на предмет в ыполнения дат внесения подписей от имени разных избирателей одним лицом, выводы эксперта не вызвали каких-либо сомнений в их достоверности, поскольку при наглядном сличении усматривалось наличие выраженных схожих признаков выполненных цифр в датах внесения подписей.
С учетом изложенного заключение специалиста Экспертно-криминалистического центра УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве *** от 12 июля 2019 года N08/2-31941 является законным, оно составлено в письменной форме, содержит необходимые реквизиты, подписано специалистом *** и Врио заместителя начальника Экспертно-криминалистического центра УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве ***, в заключении приведены предмет исследования, порядок исследования, заключение с обоснованием выводов специалиста.
Указанное заключение специалиста приложено к ведомостям проверки подписей избирателей, дополнительное внесение заключения специалиста в ведомость проверки избирателя не требуется в силу части 4 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ. Доводы административного истца в указанной части основаны на неправильном толковании норм права.
Итоговый протокол, заключение специалиста в надлежащем виде с учетом конкретных результатов исследования были переданы кандидату Жданову И.Ю. 13 июля 2019 года с соблюдением требований пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ.
На основании изложенного решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 от 16 июля 2019 года N6/2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 Жданова Ивана Юрьевича является законным, оно принято в соответствии с положениями статей 17, части 10, пунктов 4.1, 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, пункта 3, подпункта "в" пункта 6.4, подпунктов "г.1", "д" пункта 24 статьи 38 Феде рального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Жданова Ивана Юрьевича к Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 от 16 июля 2019 года N6/2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8 Жданова Ивана Юрьевича, о возложении обязанности устранить нарушения избирательных прав Жданова Ивана Юрьевича, выразившиеся в незаконном отказе в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8, о возложении обязанности принять решение о регистрации Жданова Ивана Юрьевича кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N8.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 5 августа 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.