Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Оглио Е.Ф., при секретаре Тощакове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4388/2019 по административному исковому заявлению Андреевой А.С. об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 от 15 июля 2019 года N 7/1 "О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Гордиенко Т.В." ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 (далее - ОИК N 16) от 15 июля 2019 года N 7/1 Гордиенко Т.В, выдвинутая избирательным объединением Московским городским отделением Политической партии "Коммунистическая партия коммунисты России", зарегистрирована кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16.
Андреева А.С, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по тому же избирательному округу, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене приведённого решения избирательной комиссии, полагая, что поданные кандидатом в депутаты Гордиенко Т.В. документы имеют серьёзные нарушения, такие как: кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения, не предоставлены надлежащим образом заверенные документы (копии документов), подтверждающие указанные в заявлении сведения; отсутствует документ, подтверждающий выдвижение кандидата политической партией; нарушено требование части 7 статьи 35 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс Москвы) о том, что все подписные листы должны быть сброшюрованы и пронумерованы; в первом финансовом отчёте кандидата подписание документа проведено вне соответствующих граф формы, строка 4 финансового отчёта заполнена в нарушение требований Приложения N 6 к Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учёта и отчётности кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утверждённой решение Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/7 (далее - Инструкция); в подписных листах кандидата отсутствует отметка об их изготовлении из средств избирательного фонда, подписные листы составлены не по форме, установленной законодательством; отсутствует документ об оплате изготовления подписных листов из средств избирательного фонда; отсутствует надлежащем образом оформленное уведомление о реквизитах избирательного счёта; наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей избирателей, собранных в местах, где в соответствии Избирательным кодексом Москвы сбор подписей запрещён.
Решение Избирательной комиссии, по мнению административного истца, принято без рассмотрения протокола Рабочей группы по проверке подписей, решение (итоговый протокол) Рабочей группы и ведомости проверки подписных листов на заседании не оглашались, не раздавались.
При этом избирательной комиссией не проводилась проверка подписей избирателей на предмет наличия подписавшихся лиц в регистре избирателей, списке избирателей в машиночитаемой форме (часть 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы), административный истец, как зарегистрированный кандидат, не была допущена к присутствию и ознакомлению с документами данной проверки (часть 2 статьи 23 Избирательного кодекса Москвы). Поскольку избирательной комиссией не проверялась достоверность собранных подписей, что в свою очередь позволяет считать административному истцу подписи недостоверными.
Таким образом, административный истец полагает, что Гордиенко Т.В. было представлено для регистрации недостаточное количество достоверных подписей избирателей, излишнее количество представленных подписей, недостаточное количество действительных подписей, при этом на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Гордиенко Т.В, среди документов, представленных последней для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона, Избирательного кодекса Москвы.
На основании изложенного административный истец считает, что решение ОИК N 16 о регистрации кандидата Гордиенко Т.В. является незаконным и просит его отменить.
Административный истец Андреева А.С. в настоящем судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, по доводам, изложенным в иске. Также в судебном заседании предоставила письменные пояснения, в которых привела дополнительные основания своих требований, в частности Андреева А.С. указала, что кандидатом Гордиенко Т.В. в комиссию предоставлено недостаточное количество действительных и достоверных подписей, а именно: в книге 2 последняя страница с 10 подписями избирателей не пронумерована; в большом количестве подписных листов у сборщиков не указано надлежащим образом адрес их проживания, в частности не указан район проживания; в книге 4 на листе 87 сборщиком не заверены исправления. Согласно первому финансовому отчету кандидата на организацию сбора подписей избирателей ею было получено 13 000 руб, которые все пошли на оплату подписных листов по платежному поручению от 13 июня 2019 года, следовательно, нотариальное заверение списка лиц, осуществляющих сбор подписей, произведено бесплатно, что не допускается. Работа нотариуса подлежала оплате с избирательного счета кандидата, поскольку этого не было произведено список сборщиков подписей не был надлежащим образом оформлен, тем самым нарушены требования пункта 3.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, соответственно все подписи избирателей являются недействительными.
Представитель административного ответчика - председатель ОИК N 16 Хохлов А.А. в удовлетворении административного искового заявления Гордиенко Т.В. просил отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), Избирательного кодекса Москвы. Процедура проверки подписных листов, а также документов, представленных кандидатом Гордиенко Т.В. для выдвижения и регистрации, проводилась ОИК N 16 в соответствии с Избирательным кодексом Москвы. ОИК N 16 нарушений в оформлении документов или неполноты, содержащихся в них сведений не выявила. По итогам проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Гордиенко Т.В, недействительными было признано 59 подписей, что составляет менее 10 процентов проверенных подписей и не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата.
Заинтересованное лицо Гордиенко Т.В, будучи извещённой о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в своё отсутствие, направила в суд письменные пояснения на административный иск, в которых считала требования Андреевой А.С. необоснованными и в их удовлетворении просила отказать.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, обозрев оригиналы подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата Гордиенко Т.В, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Оглио Е.Ф, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд считает, что заявленные Андреевой А.С. требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс Москвы).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 6 статьи 31.1 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что н еобходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы определено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов, численность избирателей по одномандатному избирательному округу N 16 составляет 145 474 человек, то есть для регистрации кандидата по названному округу необходимо представить 4 365 подписи.
В соответствии с решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/2, опубликованным на официальном сайте указанной избирательной комиссии, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 определено в размере 4 365, а максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию определено как 4 801.
Как видно из материалов дела, решением Московской городской избирательной комиссии от 10 июня 2019 года N 94/3 заверен список кандидатов в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, в количестве 45 человек, выдвинутых избирательным объединением Московским городским отделением Политической партии "Коммунистическая партия коммунисты России" по одномандатным избирательным округам.
Согласно указанному списку Гордиенко Т.В. выдвинута названным избирательным объединением по 16 избирательному округу. При таких обстоятельствах доводы административного истца об отсутствии документов, подтверждающих выдвижение кандидата Гордиенко Т.В. избирательным объединением, не соответствуют действительности, в связи с чем суд их отклоняет.
10 июня 2019 года Гордиенко Т.В. представила в ОИК N 16 заявление, предусмотренное частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Гордиенко Т.В. в ОИК N 16 одновременно представлены документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 ст. 32 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно подтверждению о приёме указанных документов у кандидата Гордиенко Т.В. от 13 июня 2019 года, они представлены последней лично, что соответствует требованиям части 8 статьи 32 Избирательного кодекса Москвы, а также одновременно и в срок, указанный в части 2 статьи 29 указанного Кодекса.
6 июля 2019 года Гордиенко Т.В. в ОИК N 16 представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, предусмотренные пунктами 1,2,3,5,6,7 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса Москвы, в их числе 4 703 подписи избирателей на 495 листах, сброшюрованных в 5 папок.
Таким образом, количество представленных Гордиенко Т.В. подписей не превышает максимального значения, установленного решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/2.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 28 марта 2019 года N 90/2 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 возложены на территориальную избирательную комиссию района Преображенское.
10 июля 2019 года по результатам проверки 100 процентов представленных Гордиенко Т.В. подписей избирателей, проведённой рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из 4 703 проверенных подписей 1 подпись признана недействительной по основаниям, установленным пунктом 1 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 9 подписей признаны недействительными на основании пункта 4 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 22 подписи признаны недействительными на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 9 подписей признаны недействительными на основании пункта 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 1 подпись признана недействительной на основании пункта 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, 17 подписей признаны недействительными на основании пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы. Всего количество подписей избирателей, признанных недействительными, составило 59, что составляет 1,25% от общего количества подписей, представленных кандидатом и проверенных рабочей группой.
Поскольку порядок выдвижения кандидата соответствовал Избирательному кодексу Москвы, необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, имелось, 15 июля 2019 года ОИК N 16 приняла решение N 7/1 о регистрации Гордиенко Т.В. кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято ОИК N 16 в рамках предоставленной компетенции, большинством голосов, с соблюдением установленного порядка, в соответствующей форме, при наличии кворума.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что з аконом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлечённых специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путём последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
Доводы заявителя о том, что проверка достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Гордиенко Т.В, не проводилась, являются необоснованными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе ведомостями проверки и итоговым протоколом проверки подписных листов от 9 июля 2019 года, из содержания которых усматривается, что рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения Гордиенко Т.В. В итоговом протоколе отражены результаты проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата, а именно заявлено 4 703 подписи, представлено и проверено такое же количество подписей - 4 703. В результате проверки подписных листов признаны недействительными 59 подписей, что составило 1,25 процента.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, ОИК N 16 использовалась ГАС "Выборы". Доводы административного истца об обратном опровергаются обозревавшейся в настоящем судебном заседании справкой о проверке сведений, содержащихся в подписных листах, с использованием ГАС "Выборы".
После выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, а также выявления отсутствия в Регистре таковых, ОИК N 16 направлен запрос в отношении указанных избирателей (всего 141) в Центр адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Москве, из ответа которого следует, что в ходе проверки выявлено 15 несоответствий паспортных данных, 95 несоответствий ФИО, 18 несоответствий адресных данных и 4 несоответствия даты рождения. Не найдено (полное несоответствие) - 3 избирателя.
Указанные 135 подписей, согласно итоговому протоколу проверки подписей избирателей, не признаны недействительными, поскольку ответ из Центра адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Москве, поступил 12 июля 2019 года, то есть уже после составления итогового протокола проверки подписных листов.
Вместе с тем, даже с учётом приведённых 135 подписей избирателей, подлежащих признанию недействительными по пункту 3 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, на основании справки органа осуществляющего регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, количество недостоверных подписей избирателей не превысит 10 процентов от числа подписей, представленных кандидатом Гордиенко Т.В, а количество достоверных подписей будет достаточным для регистрации кандидата.
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца ОИК N 16 в установленном Избирательным кодексом Москвы и Методическими рекомендациями порядке, проведена п роверка соблюдения порядка сбора подписей, всех сведений об избирателях, внесенных в подписные листы, достоверности их подписей, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей.
Довод административного истца о том, что кандидатом Гордиенко Т.В. в ОИК N 16 не представлен документ, подтверждающий оплату изготовления подписных листов опровергается письменными материалами дела - подтверждением о приёме документов, представленных заинтересованным лицом в названую ОИК для регистрации, копией платежного поручения от 13 июня 2019 года.
Доводы административного истца о том, что заинтересованным лицом не представлен для регистрации документ, подтверждающий оплату нотариального удостоверения сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей, подлежат отклонению, поскольку согласно требованиям статьи 35 Избирательного кодекса Москвы предоставление такого документа для регистрации не требуется, при этом Гордиенко Т.В. в ОИК 16 представлен документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов. Таким образом, у ОИК 16 не было, предусмотренных законом, оснований для отказа в регистрации Гордиенко Т.В.
Папки с оригиналами подписных листов, представленных Гордиенко Т.В, обозревались в настоящем судебном заседании, форма подписных листов соответствует форме, установленной приложением 5 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в том числе на них имеется отметка с номером специального избирательного счёта, открытым кандидатом, все подписные листы сброшюрованы в 5 книг и пронумерованы (за исключением последнего листа в книге 2), доводы административного истца об обратном не соответствуют действительности, в связи с чем судом отклоняются.
Что касается отсутствия номера страницы на последнем листе в книге 2, то на нём содержится всего 10 подписей избирателей и даже в случае признания их недействительными общее количество недостоверных подписей избирателей не превысит 10 процентов от числа подписей, представленных кандидатом Гордиенко Т.В, а количество достоверных подписей будет достаточным для регистрации кандидата.
Также судом в настоящем судебном заседании обозревалось уведомление кандидата Гордиенко Т.В. о реквизитах открытого специального избирательного счёта, представленного в ОИК N 16. Данное уведомление соответствует по форме и содержанию приложению 2 к Порядку открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утверждённого решение Московской городской избирательной комиссии от 22 апреля 2019 года N 91/2.
Доводы административного истца о том, что кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения, не представлены надлежащем образом заверенные копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения, опровергаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела.
Так из материалов дела следует, что Гордиенко Т.В. при уведомлении ОИК N 16 о своем выдвижении кандидатом в депутаты представлено необходимое заявление. Сведения, изложенные в этом заявлении, подтверждаются приложенными к нему документами, а именно: заверенной копией паспорта кандидата, диплома о его образовании, уведомлением о том, что в настоящее время кандидат является домохозяйкой.
Административный истец указывает, что Гордиенко Т.В. представлены в ОИК N 16 документы, которые заверены не надлежащим образом.
Вместе с тем, указанные доводы не соответствуют действительности, поскольку на представленных заинтересованным лицом для выдвижения копиях документов имеется запись кандидата "копия верна Гордиенко Т.В.", проставлена подпись кандидата и дата заверения. Таким образом, вопреки утверждениям административного истца, Гордиенко Т.В. в ОИК 16 представлены для выдвижения и регистрации надлежащем образом оформленные документы.
В ходе рассмотрения дела административным истцом заявлено, что в большом количестве подписных листов у сборщиков не указано надлежащим образом адрес их проживания, в частности не указан район проживания, в книге 4 на листе 87 имеются не заверенные сборщиком исправления.
При проверке указанного довода и непосредственном исследовании подписей избирателей, в отношении которых административным истцом выражены сомнения в их достоверности, судом установлено, что в подписных листах приведены все необходимые сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей, проставлены подписи этих лиц, внесенные правки заверены.
В примечании N2 приложения N5 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ указано, что а дрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учётом фактических особенностей места жительства. При таких обстоятельствах доводы административного истца в указанной части являются необоснованными.
Нельзя согласиться с доводами административного истца о том, что оспариваемое решение ОИК N 16 принято без рассмотрения протокола рабочей группы о проверке подписей, поскольку из самого названного решения следует, что оно принято с учётом результатов проверки достоверности подписей избирателей, представленных Гордиенко Т.В.
Доводы административного истца о том, что в первом финансовом отчёте кандидат, в нарушение требований примечания к приложению 6 к Инструкции, заполнил сроку 4 отчёта подлежат отклонению, поскольку в соответствии с требованиями пункта в.1 части 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иного закона. Таким образом, только наличие документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и иного закона может являться основанием для отказа в регистрации кандидата. Такие нарушения в документах, представленных Гордиенко Т.В. для уведомления о выдвижении и регистрации, в том числе в первом финансовом отчёте, отсутствуют.
Кроме того, суд считает, что наличие в строке 4 записи "0,00" свидетельствует об отсутствии произведённых финансовых операций, а, следовательно, требования примечания к приложению 6 к Инструкции кандидатом Гордиенко Т.В. при заполнении первого финансового отчёта не нарушены.
Что касается того обстоятельства, что Андреева А.С. не присутствовала при проверке подписей избирателей, представленных заинтересованным лицом, то оно само по себе не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы и не свидетельствует о нарушении прав административного истца и принципа равенства кандидатов.
Нормами пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Из материалов дела усматривается, что Андреева А.С. выдвинута кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 от политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и, следовательно, для регистрации Андреевой А.С. подписи избирателей не собирались.
Таким образом, порядок проведения проверки подписных листов, представленных теми кандидатами, которые для своей регистрации собирали подписи избирателей, прав административного истца не затрагивает и принцип равенства прав кандидатов и избирательных объединений не нарушает.
Подлежат отклонению доводы административного истца о том, что среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата Гордиенко Т.В, более 10 процентов подписей, собраны в местах, где в соответствии с Избирательным кодексом Москвы сбор подписей запрещён, поскольку никаких доказательств данному доводу административным истцом не представлено. Более того, административным истцом не названо ни одно места, где по её мнению осуществлялся сбор подписей в поддержку кандидата Гордиенко Т.В, в нарушение запрета, установленного Избирательным кодексом Москвы. Судом в ходе разбирательства настоящего дела таких фактов не установлено.
Основания для отказа в регистрации кандидата установлены частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Таких оснований по настоящему делу судом не установлено.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с уд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Андреевой А.С. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.