Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Дмитришиной А.Р,
с участием прокурора Ларионовой О.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4437/2019 по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 Тарасова Павла Михайловича к Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24, зарегистрированному кандидату в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 Тарасову Антону Александровичу об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 о регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Тарасова Антона Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 Тарасов Павел Михайлович обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24, зарегистрированному кандидату в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 Тарасову Антону Александровичу об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 от 16 июля 2019 года N8/2 о регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Тарасова Антона Александровича.
Требования мотивированы тем, что решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 Тарасова Антона Александровича является незаконным, поскольку при его принятии нарушены требования части 1 статьи 32, частей 1, 20 статьи 37 Закона г..Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее Избирательный кодекс города Москвы). Кандидатом был предоставлен в окружную комиссию неполный комплект документов, неполные сведения, а предоставленные документы оформлены с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 г..N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного Кодекса города Москвы, что в силу части 20 статьи 37 Избирательного Кодекса города Москвы является основанием для отказа в регистрации кандидата. Кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения, не предоставлены надлежащим образом заверенные документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения: идентификационный номер налогоплательщика, сведения профессиональном образовании, месте работы, об осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе, принадлежности к политической партии. В нарушение требований части 7 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы подписные листы не сброшюрованы и не пронумерованы. В подписных листах кандидата отсутствует отметка об их изготовлении из средств избирательного фонда. Подписные листы составлены не по форме, установленной законодательством. Финансовый отчет заполнен ненадлежащим образом, заполнена срока 4 отчета, которая заполняется только в итоговом финансовом отчете. Отсутствует документ об оплате изготовления подписных листов из средств избирательного фонда. Отсутствует надлежащим образом оформленное уведомление о реквизитах избирательного счета.
Неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения. Наличие среди документов, предоставленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 г..N67-ФЗ, Избирательного кодекса города Москвы; отсутствие в документах, предоставленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, сведений, предусмотренных частями 1, 3, 3.1. статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы. Решение окружной избирательной комиссией принято без рассмотрения протокола рабочей группы по проверке подписей, решение рабочей группы и ведомости проверки подписных листов на заседании не оглашались, данные документы не приложены к опубликованному решению окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата; наличие среди подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей избирателей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата, излишнее количество предоставленных подписей; не проводилась проверка подписей избирателей на предмет наличия подписавшихся лиц в регистре избирателей, списке избирателей в машиночитаемом виде; не проводилась достоверность собранных подписей. Административный истец не был допущен к присутствию и ознакомлению с документами проверки.
В судебном заседании административный истец зарегистрированный кандидат в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 24 Тарасов П.М. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также в судебном заседании административный истец привел дополнительные обоснования заявленных требований. В предоставленной кандидатом трудовой книжке запись о дате принятия на работу от 17 декабря 2015 года внесена после записи от 27 сентября 2017 года об увольнении с работы, что свидетельствует о подложности трудовой книжки и недостоверности сведений, заявленных кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться. Справки по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N546, заполнены не полно, отсутствуют в шапке сведения о том, что выдвинут кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24, не заполнение справки является основанием для отказа в регистрации кандидата. В графе 3.1 первого финансового отчета указано, что кандидат израсходовал на организацию сбора подписей избирателей 30000 руб, но по предоставленному договору от 11 июня 2019 года N1 за оплату изготовления подписных листов оплачено 26400 руб, на сумму 26400 руб. нет платежного документа, имеется платежный документ на 30000 руб, поэтому в графе 3.1 должно быть указано 26400 руб. Форма первого финансового отчета не соответствует утвержденной форме отчета в части указания в шапке "ПАО Сбербанк, дополнительный офис N9038/0439, 109390, г..Москва, ул.Юных Ленинцев, 3, N***", этого не должно быть в шапке финансового отчета.
Имеются расхождения в сведениях лиц, осуществлявших сбор подписей, так в списке сборщиков отчество *** указано "***", а некоторых подписных листах "***", у сборщика ***не указаны улица и дом ни в списке лиц, осуществляющих сбор подписей, ни в подписных листах, поэтому подписные листы, заверенные этими сборщиками, с подписями избирателей в количестве 90 подписей являются недействительными. Если прибавить эти 90 подписей к 342 подписям, признанными недействительными комиссией, получится 432 недействительных подписей, что составляет более 10 процентов подписей избирателей и является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты. В сведениях о месте проживания сборщика ***указано: "цул. ***", что такое "цул.", не понятно. В сведениях о дате рождения сборщика ***отсутствует необходимое количество точек "***". У сборщиков ***и ***одно место проживания, но наименования органа выдавшего паспорт разное. В сведениях сборщиков ***и ***адреса места проживания указаны: "Гор.Москва". В сведениях сборщиков ***, ***, ***, ***, ***имеются различные пометки в виде точек. Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не заполнен по форме, утвержденной решением Московской городской избирательной комиссией от 23 мая 2019 года N92/4, поскольку удостоверительная надпись нотариуса должна быть на каждом листе списка, а запись "Кандидат в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24" и подпись кандидата перед удостоверительной надписью нотариуса. Фактически сбор подписей не осуществлялся, административный истец не видел, чтобы сборщики собирали подписи в поддержку кандидата. Не предоставлен протокол рабочей группы и не опубликован на сайте.
Представители административного ответчика Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 - председатель окружной избирательной комиссии Горшкова О.В, Голышев И.В, действующий по доверенности, просили отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика зарегистрированного кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 Тарасова А.А. - Томилов А.С, действующий по доверенности, просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г, полагавшую необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к выводу о неправомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Положения подпункта " в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ предусматривают в качестве основания отказа в регистрации кандидата отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ предусмотрено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Согласно пункту 3.3. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ п ри проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичные положения содержатся в частях 1, 3, 3.1 статьи 32, пункте 3.2 части 20 статьи 37, части 6 статьи 87 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее Избирательный кодекс города Москвы).
В ходе рассмотрения дела судом непосредственно исследованы все предоставленные в окружную избирательную комиссию документы по выдвижению кандидата в депутаты Тарасова Антона Александровича и установлено, что кандидат в депутаты предоставил в Окружную избирательную комиссию по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 все необходимые документы, предусмотренные положениями пунктов 2, 2.2, 3, 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ и частями 1, 1.1, 3, 3.1 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы, в частности.
11 июня 2019 года в Окружную избирательную комиссию подано заявление о согласии Тарасова Антона Александровича баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24. В заявлении указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения кандидата, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта, наименование или код органа, выдавшего паспорт, идентификационный номер налогоплательщика, гражданство, сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года окончания и реквизиты документа об образовании, сведения об основном месте работы. К указанному заявлению приложены подтверждающие документы, в том числе надлежаще заверенные копии паспорта, диплом о высшем профессиональном образовании, копия трудовой книжки.
Также предоставлены сведения по форме справок, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N546: о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах; о своих расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках полученных средств, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах супруга и несовершеннолетних детей. Также в окружную избирательную комиссию предоставлены справка об открытии специального избирательного счета от 11 июня 2019 года, уведомление о реквизитах избирательного счета от 11 июня 2019 года.
При таких обстоятельствах суд считает необоснованными доводы административного истца о не предоставлении в Окружную избирательную комиссию документов по выдвижению кандидата в депутаты Тарасова Антона Александровича, предусмотренных положениями пунктов 2, 2.2, 3, 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ и частями 1, 1.1, 3, 3.1 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы.
Сведения об основном месте работы кандидата в обществе с ограниченной ответственностью *** в должности инженера-дефектоскописта Управления сервиса службы турбин и технического аудита подтверждаются записями работодателя в трудовой книжке за *** от *** года о принятии на работу, за N *** от *** года о том, что Тарасов А.А. продолжает работать по настоящее время в организации. При этом суд считает несостоятельными доводы административного истца о подложности трудовой книжки по мотиву неправильности внесения предыдущих записей о приеме и увольнении Тарасова А.А. с работы, поскольку в рамках разрешения настоящего спора доводы административного истца о не правильности внесения записи в трудовую книжку о предыдущих местах работы кандидата не подлежат правовой оценке.
Положения части 1.1 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы не содержат требования о предоставлении кандидатом вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы свидетельства об идентификационном номере налогоплательщика.
Кандидатом внесены все необходимые сведения в справки, предоставленные по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N546. В графе "наименование должности" справки указано: "... выдвинутый кандидатом в депутаты Московской городской Думы", что в полной мере соответствует требованиям части 3.1 статьи Избирательного кодекса города Москвы.
В соответствии с частью 5 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы д ля своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, содержащий нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры;
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место);
5) первый финансовый отчет кандидата, а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 62 настоящего Кодекса, - уведомление, предусмотренное частью 1 статьи 57 настоящего Кодекса;
6) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей);
7) при проведении выборов депутатов Московской городской Думы письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Положения пункта 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ предусматривают, что к аждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ н едействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
В ходе рассмотрения дела судом непосредственно исследованы все предоставленные в окружную избирательную комиссию документы по регистрации кандидата в депутаты Тарасова Антона Александровича и установлено, что 6 июля 2019 года кандидатом поданы в Окружную избирательную комиссию:
1). П одписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, в сброшюрованном и пронумерованном виде в количестве 9 папок на 843 листах в соответствии с требованиям пункта 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ. Форма подписных листов для сбора подписей избирателей соответствует требованиям пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ. Содержание подписных листов соответствует требованиям пункта 12 части 6 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы, в подписных листах кандидата указан номер специального счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов. Вследствие этого доводы административного истца в указанной части являются необоснованными.
2). П ротокол от 5 июля 2019 года об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, заявленное количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде заявлено число подписей 5656.
3). Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, содержащий нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде. Всего в списке 26 лиц. Судом непосредственно исследовались оба списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, и установлено, что список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, сведения об этих лицах и их подписи нотариально удостоверены. При этом не нашли своего подтверждения доводы административного истца о том, что указанный список лиц заполнен не по форме, утвержденной решением Московской городской избирательной комиссией от 23 мая 2019 года N92/4. Напротив, согласно приложению N1 к решению Московской городской избирательной комиссией от 23 мая 2019 года N92/4 после сведений о лиц, осуществляющих сбор подписей, указывается удостоверительная надпись нотариального свидетельствования верности сведений о лицах и подлинность подписей этих лиц, а за тем указывается "Кандидат в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N___ проставляется подпись кандидата, его фамилия, инициалы и дата заверения списка". Всем эти требованиям соответствует предоставленный кандидатом нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.
Действительно, в сведениях о месте проживания сборщика *** (пункт 18) указано: "цул. *** ", вместо "ул. *** "; в сведениях о дате рождения сборщика *** (пункт 19) отсутствует необходимое количество точек " *** "; в нотариально удостоверенных сведениях сборщиков *** и *** (пункты 25 и 26) адреса места проживания указаны: "гор.Москва", а в машинописном списке "Гор.Москва". Вместе с тем, указанные технические описки не препятствует однозначному восприятию соответствующих сведений о месте проживания, дате рождения указанных сборщиков подписей избирателей.
У сборщиков подписей *** и *** (пункт 17 и 23) одно место проживания, но наименования органа выдавшего паспорт разное, поскольку документы, удостоверяющие личность сборщиков, были выданы в разное время *** - *** года, *** - *** года. В сведениях сборщиков ***, ***, ***, ***, *** (пункты 1, 7, 13, 20, 25) отсутствуют какие-либо пометки, имеются след от печати принтера.
В отношении сборщика *** (пункт 13) указан следующий адрес места проживания: " *** ", как в нотариально удостоверенном списке, так и в машиночитаемом виде. Такой же адрес сборщика указан и в подписных листах избирателей. При таких обстоятельствах и в силу п ункта 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ отсутствие в сведениях о месте проживания сборщика подписей *** улицы и дома не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и не свидетельствуют о недостоверности сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей.
В пункте 10 списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, как в нотариально удостоверенном списке, так и в машиночитаемом виде, у сборщика подписей *** указано отчество " *** ". При этом в удостоверительной надписи нотариуса отчество *** указано " *** ". В ходе исследования подписных листов, заверенных сборщиком подписей ***, судом установлено, что в большинстве подписных листов указано отчество сборщика " *** ", что соответствует удостоверительной надписи нотариуса, лишь в нескольких подписных листах указано отчество " *** ". При таких обстоятельствах, учитывая, что все сомнения трактуются в пользу кандидата, приведенные обстоятельства не свидетельствуют о недостоверности сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей.
На основании изложенного указанные выше обстоятельства не являются основанием для признания подписей избирателей недействительными по подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ, доводы административного истца в указанной части являются необоснованными.
При этом заслуживают внимания доводы административных ответчиков о том, указанные выше основания заявленных административных исковых требований приведены административным истцом в судебном заседании 6 августа 2019 года, за сроками обжалования решения окружной избирательной комиссии от 16 июля 2019 года за N8/2 о регистрации кандидата в депутаты.
4). Первый финансовый отчет кандидата соответствует требования статьи 62 Избирательного кодекса города Москвы, Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учета и отчетности кандидатов в депутаты Московской городской думы, утвержденной решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N92/7. В строке 3.1 финансового ответа указано, что на организацию сбора подписей избирателей израсходовано 30000 руб. Приведенные сведения подтверждаются выпиской со специального избирательного счета кандидата в Московском банке Сбербанка России ПАО от 5 июля 2019 года, согласно которой со счета кандидата списано 30000 руб. на оплату подписных листов. Финансовый отчет по своей форме соответствуют требованиям приложения N6 к Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учета и отчетности кандидатов в депутаты Московской городской думы, утвержденной решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N92/7, которыми предусмотрено указание номера специального избирательного счета в банке в шапке отчета. Действительно, строка 4 финансового ответа подлежит заполнению только в итоговом финансовом отчете, однако учитывая, что в данной графе проставлено число "0,00", которое свидетельствует об отсутствии движения денежных средств на спецсчете по данной статье, указанное нарушение не свидетельствует о недействительности финансового отчета, о нарушении формы финансового отчета. С учетом изложенного, доводы административного истца в указанной части несостоятельные.
5). Документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, предоставлен кандидатом, в частности договор на изготовление подписных листов от 11 июня 2019 г. N1, расписка от 11 июня 2019 г, приходный кассовый ордер N863754 от 11 июня 2019 года, справка нотариуса, выписка со специального избирательного счета кандидата в Московском банке Сбербанка России ПАО от 5 июля 2019 года, согласно которому со счета кандидата списано 30000 руб. на оплату подписных листов.
6). Письменное уведомление от 5 июля 2019 года о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
7). Справка об остатках по лицевому счету кандидата в Московском банке Сбербанка России ПАО от 5 июля 2019 года.
При таких обстоятельствах кандидатом Тарасовым Антоном Александровичем поданы в Окружную избирательную комиссию все необходимые документы для своей регистрации в качестве кандидата в депутаты в соответствии с требованиями части 5 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы, доводы административного истца в указанной части необоснованные.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов, численность избирателей по одномандатному избирательному округу N 24 составляет 176256 человека.
Решением Московской городской избирательной комиссией от 23 мая 2019 года N 92/2 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого по соответствующему избирательному округу" установлено минимальное число подписей 5288 и максимальное 5816, необходимое для регистрации кандидата.
Решениями Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 от 5 июня 2019 года N1/4, N1/9 с учетом решения от 5 июля 2019 года N6/5, утвержден состав рабочей группы окружной избирательной комиссии для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. По результатам проверки членами рабочей группы подписных листов составлен 12 июля 2019 года итоговый протокол проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 Тарасова Антона Александровича. Как следует из данного итогового протокола проверки подписных листов, количество подписей избирателей, заявленных в протоколе об итогах сбора подписей избирателей - 5656, из них признано недействительными - 342 подписи, недостоверными - 5 подписей, общее количество подписей, признанных недостоверными и недействительными - 347 подписей, что составляет 6,1% и является достаточным для принятия решения о регистрации кандидата.
Являются несостоятельными доводы административного истца о том, что в случае прибавления 90 подписей, которые по мнению административного истца являются недействительными из-за недостоверности сведений лиц, осуществлявших сбор подписей, к общему числу подписей, признанных комиссией недостоверными и недействительными - 347 подписей, то полученное количество недостоверных и недействительных подписей - 437 составит более 10 процентов подписей избирателей. Указанное административным истцом общее количество недостоверных и недействительных 437 подписей составляет 7,72% подписей избирателей и является достаточным для принятия решения о регистрации кандидата.
Положения части 4 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы предусматривают, что с оответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
Согласно части 9 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы п ри проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, или его доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, муниципальный список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
Не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела доводы административного истца о том, что окружная избирательная комиссия не проводила проверку подписей избирателей на предмет наличия подписавшихся лиц в регистре избирателей, списке избирателей, не проводилась достоверность собранных подписей, о не допуске административного истца к присутствию и ознакомлению с документами кандидата Тарасова Антона Александровича.
Приведенные в итоговом протоколе от 12 июля 2019 года проверки подписных листов обстоятельства подтверждаются ведомостями проверки подписных листов. В ведомости проверки подписных листов указаны номера листов и номера строк, основания признания подписи недействительными и ссылки на соответствующие положения Избирательного кодекса города Москвы. Ведомости проверки подписных листов подписаны проверяющими членами рабочей группы окружной комиссии для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, состав которой утвержден решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу от 5 июня 2019 года N1/4, N1/9 с учетом решения от 5 июля 2019 года N6/5. Членами рабочей группы проверялась достоверность сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, также с помощью системы ГАС "Выборы". К проверке подписей привлечен специалист-подчерковед Экспертно-криминалистического центра УВД по ЮВАО ГУ МВД Росии по г.Москве ***, заключения которой приведены в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов, что соответствует требованиям части 4 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ п овторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
В ходе рассмотрения дела судом в присутствии лиц, участвующих в деле, в том числе административного истца, исследовались подписные листы избирателей в поддержку кандидата, всего 9 папок, 843 листа. Все девять папок в сброшюрованном и пронумерованном виде и соответствуют требованиям пункта 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ. Судом также исследовались подписные листы по доводам административного истца относительно достоверности сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей в поддержку кандидата. В ходе исследования установлено, что в подписных листах приведены все необходимые сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей в поддержку кандидата, все подписные листы заверены собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
При этом суд считает несостоятельными доводы административного истца о нарушении его прав на полное и самостоятельное ознакомление с подписными листами кандидата, поскольку в силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ п овторная проверка подписных листов может быть осуществлена судом только в пределах подписей, подлежавших проверке. В административном исковом заявлении не приведены конкретно оспариваемые административным истцом подписи в подписных листах.
Заслуживают внимания доводы административных ответчиков о том, что административный истец, будучи выдвинутым Московским городским отделением политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" и зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 без осуществления и предоставления подписей избирателей в свою поддержку, не вправе присутствовать при проведении проверки подписей избирателей в силу части 9 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, пункта 6 стати 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Кроме того, член комиссии с правом совещательного голоса *** выдвинутый административным истцом, член комиссии с правом совещательного голоса ***, выдвинутый Московским городским отделением политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", а также член комиссии с правом совещательного голоса ***, выдвинутый избирательным объединением Московским городским отделением политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", были ознакомлены с документами кандидата Тарасова А.А, в том числе с подписными листами, 9 июля 2019 года, что подтверждается листом регистрации присутствующих при проверке подписных листов содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Тарасова А.А. от 9 июля 2019 года.
Согласно протоколу N8 заседания Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 от 16 июля 2019 года, за принятие решения о регистрации кандидата Тарасова Антона Александровича проголосовало 11 членов избирательной комиссии из 14 установленных членов, что в соответствии с пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-Ф, с частью 12 статьи 21 Избирательного кодекса города Москвы является основанием для принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.
Доказательств неоднократного использования кандидатом Тарасовым А.А. преимущества своего должностного или служебного положения суду не предоставлены, поэтому доводы административного истца являются необоснованными.
На основании изложенного решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 от 16 июля 2019 года N8/2 о регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 Тарасова Антона Александровича принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ, Избирательного кодекса города Москвы и является законным.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления зарегистрированного кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 Тарасова Павла Михайловича к Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24, зарегистрированному кандидату в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 Тарасову Антону Александровичу об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 от 16 июля 2019 года N8/2 о регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N24 Тарасова Антона Александровича.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 7 августа 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.