Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Гудовичевой Л.В., поданную в защиту генерального директора Государственного бюджетного учреждения Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой Ольги Владимировны, на вступившие в законную силу постановление N 31-00682 Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года, решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 октября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 04 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 31-00682 Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года генеральный директор Государственного бюджетное учреждение Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" (далее - ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки", Учреждение) Власова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 000, 00 (семь тысяч) рублей.
Решениями судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 октября 2018 года постановление Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года оставлено без изменения, жалоба защитника Гудовичевой Л.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 04 декабря 2018 года постановление N 31-00682 Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года и решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 октября 2018 года оставлены без изменения, жалоба защитника Гудовичевой Л.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Гудовичева Л.В. просит об отмене названных постановлений должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения по ст. 6.6 КоАП РФ в действиях Влысовой О.В, в связи с тем, что директор Учреждения Власова О.В. не является субъектом вменённого ей в вину административного правонарушения, поскольку Учреждение не осуществляет образовательную деятельность, не осуществляет деятельность в сфере общественного питания, в связи с чем требования СП 2.3.6.1079-01 " Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья " на Учреждение не распространяются; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, по делу имеются неустранимые сомнения, которые должны толковаться в пользу Власовой О.В.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности постановлений должностного лица и судебных решений.
В соответствии со ст. 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ч. 1 ст. 17 от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
Статьей 24 того же Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со ст. 39 названного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31 с 01 февраля 2002 года введены в действие санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01 (далее СП 2.3.6.1079-01).
Как следует из материалов дела, 21 марта 2018 года в 12 часов 00 минут по адресу: г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д. 19, корп.1, при проведении плановой выездной проверки по распоряжению заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 14 марта 2018 года N 01-31-00021, в отношении ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки", выявлены нарушения ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 3.3, 5.1, 5.5, 6.1, 6.5, 8.1, 8.2, 9.10, 13.4, 14.3 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требований к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
На основании приказа Департамента труда и социальной защиты населений города Москвы от 27 января 2017 года N 81-к Власова О.В. является директором ГБУ г. Москвы Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" (т. 1, л.д. 136).
По факту выявленного нарушения ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО г. Москвы составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренных ст. 6.6 КоАП РФ в отношении директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В.
Постановлением N 31-00682 Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года директор ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. ст. 6.6 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность директор а ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 14 марта 2018 года; актом проверки от 12 апреля 2018 года; протоколом об административном правонарушении от 12 апреля 2018 года; приказом о кадрах; предписанием N 198 от 12 апреля 2018 года; протоколом отбора образцов; поручением N 31-00215 от 07 марта 2018 года; фотоматериалом; показаниями свидетеля - специалиста-эксперта Тихоновой Н.В, полученными мировой судьей в ходе рассмотрения дела, иными материалами.
При рассмотрении дела и жалоб на постановление по делу об административном правонарушении должностным лицом и судебными инстанциями на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что директор Учреждения Власова О.В. не является субъектом вменённого ей в вину административного правонарушения, поскольку Учреждение не осуществляет деятельность в сфере общественного питания, в связи с чем требования СП 2.3.6.1079-01 " Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья " на Учреждение не распространяются, был предметом проверки судебных инстанций в ходе рассмотрения жалоб и обоснованно признан несостоятельной в силу следующего.
СП 2.3.6.1079-01 устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Данные санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).
Согласно п. 2.2 Устава ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" целями деятельности, для которых создано Учреждение, является удовлетворение потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании, организация полустационарного социального обслуживания, оказания социальных услуг несовершеннолетним, семьям с детьми, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выпускникам государственных учреждений стационарного социального обслуживания.
При таких обстоятельствах, вывод должностного лица о наличии в действиях директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, является правильным.
Довод жалобы о том, что организацией горячего питания для получателей социальных услуг, а также отбор и хранение суточных проб от каждой партии пищевых продуктов и приготовленных блюд осуществляется ООО "КДП-Кетеринг" на основании государственного контракта об организации горячего питания от 30 декабря 2016 г, не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и судебного решения, поскольку наличие вышеуказанного контракта не освобождает Учреждение и его должностных лиц от соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Власовой О.В, как руководителем учреждения, приняты все зависящие от нее меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно по соблюдению санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Доводы жалобы о том, что Власова О.В. является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку она не осуществляет деятельность в сфере общественного питания, судом первой инстанции был обоснованно отклонен, поскольку он основан на неверном толковании правовых норм.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции при рассмотрении жалоб правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и виновности директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. в его совершении. Мотивы, по которым в основу постановления должностного лица и судебных решений при рассмотрении жалобы, положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемых актах. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В, не усматривается.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено директору ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.6 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Судья Московского городского суда проверил дело в полном объёме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления должностного лица и судебных решений.
Порядок и срок давности привлечения директора ГБУ Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой О.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление N 31-00682 Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы от 15 мая 2018 года, решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 26 октября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 04 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении генерального директора государственного бюджетного учреждения Центр социальной помощи семье и детям "Истоки" Власовой Ольги Владимировны оставить без изменения, жалобу защитника Гудовичевой Л.В. без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.