Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Петренко О.В. в защиту Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Московский художественный академический театр имени М. Горького" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 380 Пресненского района г. Москвы от 21 августа 2017 года и решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 07 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 380 Пресненского района г. Москвы от 21 августа 2017 года МХАТ им. М. Горького (далее также - Театр) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 07 ноября 2017 года постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Арышева А.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Петренко О.В, выражая несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием в действиях Организации состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что предписание Управления Росреестра по Москве от 07 декабря 2017 года N 1036, аналогичное тому предписанию, неисполнение которого послужило основанием для привлечения Театра к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, постановлением Девятого Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2018 года по делу N А40-44770/2018 признано недействительным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 26 ноября 2013 года N 605/ГЗН, должностными лицами Управления Росреестра по Москве была проведена проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в отношении МХАТ им. М. Горького на земельном участке площадью 25 м 2, с кадастровым номером 77:01:0001069:26, расположенного по адресу: *.
Согласно сведениям ЕГРН на указанном земельном участке расположено здание с адресным ориентиром: *, общей площадью 25 674,4 м 2, используемое на праве оперативного управления МХАТ им. М. Горького (государственная регистрация прав на недвижимое имущество от 11 апреля 2011 года N 77-77-12/016/2011-468).
В результате проверки было выявлено нарушение МХАТ им. М. Горького земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании вышеуказанного земельного участка под размещение части здания капитальной постройки (пандуса) без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, в связи с чем 08 сентября 2014 года государственным инспектором г. Москвы по использованию и охране земель Театру было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства N 1470, обязывающее МХАТ им. М. Горького освободить или оформить в установленном порядке земельно-правовые отношения на вышеуказанную часть земельного участка в срок до 12 января 2015 года.
На основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель от 26 января 2015 года N 66/ГЗН-П, государственным инспектором города Москвы по использованию и охране земель проведена проверка исполнения предписания, выданного в отношении МХАТ им. М. Горького, в ходе которой установлено, что предписание от 08 сентября 2014 года N 1470 Театром не исполнено. В связи с чем 20 февраля 2015 года государственный инспектор г. Москве по использованию и охране земель выдал предписание N 258 об освобождении или оформлении в установленном порядке земельно-правовые отношения на вышеуказанную часть земельного участка в срок до 17 августа 2015 года, который впоследствии был продлен до 19 июня 2017 года.
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель от 22 июня 2017 года N 575/ГЗН-П проведена внеплановая документарная проверка в отношении МХАТ им. М. Горького, в ходе которой установлено, что предписание от 20 февраля 2015 года N 258 Театром не исполнено.
Мировой судья и судья районного суда пришли к выводу о наличии в действиях МХАТ им. М. Горького состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Указанные выше обстоятельства судьи нижестоящих инстанций посчитали надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем МХАТ им. М. Горького было привлечено к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Однако с такими выводами мирового судьи и судьи районного суда согласиться нельзя, в силу следующего.
Учитывая диспозицию ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
Постановлением Девятого Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2018 года N 09АП-35713/2018 по делу N А40-44770/2018 отменено решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 мая 2018 года, предписание Управления Росреестра по г. Москве от 07 декабря 2017 года N 1036, вынесенное в отношении МХАТ им. М. Горького, признано недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2019 года N А40-44770/2018 названное постановление оставлено без изменения, жалоба Управления Росреестра по г. Москве - без удовлетворения.
Из вышеуказанных судебных актов следует, что 07 декабря 2017 года Управлением Росреестра по г. Москве в адрес Театра было вынесено предписание N 1036 об устранении нарушения требований земельного законодательства, содержание которого аналогично содержанию предписания от20 февраля 2015 года N 258.
Признавая недействительным вышеуказанное предписание, апелляционная инстанция арбитражного суда установила, что с марта 2016 года МХАТ им. М. Горького неоднократно обращался в ДГИ г. Москвы и Правительство Москвы с заявлениями об утверждении проекта межевания земельного участка площадью 25 м 2, однако такой проект отправлялся на доработку, вследствие чего сложилась такая ситуация, когда Театр не может не пользоваться подъездным пандусом и запасным выходом из подвальной части здания, т.к. эти объекты необходимы для осуществления нормальной деятельности театра, а правовое оформление земельного участка под пандусом и запасным выходом зависит не только от воли Театра.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция арбитражного суда пришла к выводам, что у МХАТ им. М. Горького отсутствовала реальная возможность устранить в указанный в оспариваемом предписании срок выявленное нарушение.
Данные обстоятельлства не были надлежащим образом проверены судьёй районного суда, в решении судьи надлежащая правовая оценка им не дана.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение Пресненского районного суда г. Москвы от 07 ноября 2017 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении судье Пресненского районного суда г. Москвы необходимо учесть, что согласно приобщенной к поданной в Московский городской суд жалобе копии вступившего в законную силу решения Девятого Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2018 года по делу N А40-44770/18 предписание Управления Росреестра по г. Москве от 07 декабря 2017 года N 1036, выданное Театру, признано недействительным. Из упомянутого акта арбитражного суда следует, что содержание предписания Управления Росреестра по г. Москве от 07 декабря 2017 года N 1036 аналогично содержанию предписания от 20 февраля 2015 года N 258, за неисполнение которого Театр привлечен к административной ответственности по настоящему делу об административном правонарушении. Данное обстоятельство также подлежит оценке в рамках нового рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу защитника Петренко О.В. - удовлетворить частично.
Решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 07 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Московский художественный академический театр имени М. Горького" - отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Пресненский районный суд г. Москвы.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.