Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Семенова В.И., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 23.07.2019 г., на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27.09.2017г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.04.2019 г. по гражданскому делу по иску Семенова В.И. к Правительству Российской Федерации о неисполнении полномочий по социальной защите военных инвалидов, в части об отказе предоставления (сохранения) компенсационной выплаты, при выезде из района Крайнего Севера,
установил:
Семенов В.И. обратился в суд с иском к Правительству РФ о неисполнении полномочий по социальной защите военных инвалидов в части отказа в предоставлении (сохранении) компенсационной выплаты при выезде из района Крайнего Севера, указывая в обоснование требований на то, что при выезде из района Крайнего Севера потерял компенсацию (районный коэффициент) к пенсии, так как он не достиг 15-летней выслуги лет на военной службе.
Считая данное обстоятельство незаконным, истец просил применить в защиту его прав Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с учетом Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", с сохранением социальных прав при выборе места проживания на территории Российской Федерации; обязать ответчика признать инвалидность, полученную в период прохождения службы в районе Крайнего Севера, с целью сохранения компенсационной выплаты к пенсии в виде районного коэффициента, с учетом специального военного стажа, времени проживания в районе Крайнего Севера и возраста; обязать ответчика применить ч. 1 п. 16.1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 в части сохранения пенсии, исчисленной с районным коэффициентом лицам, прослужившим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера при выезде из этих районов с правом рассмотреть вопрос о сохранении пенсии (полностью или частично), исчисленной с учетом районного коэффициента.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 27.09.2017г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.04.2019 г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27.09.2017г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В силу ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, их семей" за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 16.1 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено сохранять размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с применением районного коэффициента, установленного в этих районах и местностях для военнослужащих и сотрудников, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.
Судом установлено, что Семенов В.И. является пенсионером Министерства обороны РФ, проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в периоды *.
Уволен с военной службы * г. по ст.46 п. "г" (*). Выслуга лет составляет: *.
Военным комиссариатом Магаданской области пенсия выплачивается Семенову В.И. в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, их семей".
При увольнении Семенова В.И. с военной службы выслуга лет в районах Крайнего Севера составляла *, что не дает истцу право на исчисление пенсии при переезде в другие регионы России в порядке, предусмотренном частью второй статьи 48 Закона, в связи с чем суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы истца о дискриминации при назначении пенсии без указанного коэффициента, а также в связи с наличием инвалидности суд апелляционной инстанции признал необоснованными, поскольку пенсия назначена в соответствии с требованиями Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941. Каких-либо нарушений при исчислении истцу размера пенсии не установлено, что также подтверждено неоднократными ответами ФКУ "Управления Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю".
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда первой инстанции. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся: определение государственной политики в отношении инвалидов; принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. При принятии в порядке делегированного регулирования нормативных актов, регламентирующих определение государственной политики в отношении инвалидов, Правительство РФ не может действовать произвольно, - оно обязано руководствоваться фундаментальными принципами верховенства права, юридического равенства, справедливости, в силу которых устанавливаются ограничения и условия, в том числе социальных прав, обуславливающих защиту конституционно-значимых ценностей, включая достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляемое правовое регулирование должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его должен быть понятен субъектам правоотношений. При таких обстоятельствах, определяя нормотворческую концепцию и задавая общие рамки ее реализации в данной сфере, Правительство РФ действовало в соответствии с нормами, в том числе федерального законодательства в этой сфере.
Таким образом, у судов нижестоящих инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов нижестоящих инстанций или опровергали выводы судебных актов, основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, круг лиц, участвующих в деле определен судом верно, в связи с чем не могут послужить основанием к отмене состоявшихся судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах и иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Семенова В.И. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27.09.2017г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.04.2019 г. по гражданскому делу по иску Семенова В.И. к Правительству Российской Федерации о неисполнении полномочий по социальной защите военных инвалидов, в части об отказе предоставления (сохранения) компенсационной выплаты, при выезде из района Крайнего Севера - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.