Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Валиева Р.Д., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 02.07.2019 г., на решение Преснеского районного суда г. Москвы от 18.02.2019г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.04.2019 г. по гражданскому делу по иску Валиева Р.Д. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, признании права на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, об обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
установил:
Валиев Р.Д. обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, об обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Свои требования мотивировав тем, что Валиев Р.Д. с * года по 05.09.2017 года проживал в *, который в соответствии с законодательством РФ (Постановление Правительства РФ от 18.12.1997г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах-зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), отнесен к зоне отселения (с 21.10.2015 года - к зоне проживания с правом на отселение - Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
С *г. истец был зарегистрирован и проживает в квартире по адресу*. В собственности иного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. 27.03.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях согласно установленных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы от 15.05.2018г. N * истцу было отказано в постановке на учет. С данным отказом истец не согласен, полагает его незаконным и нарушающим его право как лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, и имеющего право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 18.02.2019г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.04.2019 г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18.02.2019г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ N 1244-1), к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7); граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на *, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок рассмотрения вопросов о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях определен административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы" (далее - Регламент).
В силу ст. 13 ЖК РФ определение условий и порядок постановки на жилищный учет, порядок ведения жилищного учета и предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации отнесено к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В субъекте Российской Федерации городе Москве, единый порядок, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены ст. ст. 1, 7, 8, 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
Судом установлено, что Валиев Р.Д. является лицом, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение из населенного пункта * (время проживания с * по * года), подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается бессрочным и действующим на всей территории РФ удостоверением, выданным 10.01.2018г. Управлением социальной защиты населения ЮЗАО г. Москвы, *.
Согласно выписке из домовой книги Валиев Р.Д. зарегистрирован по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: *.
Также суд установил, что 27.03.2018 года Валиев Р.Д. обратился в Департамент городского имущества г.Москвы по вопросу участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
Уведомлением Департамента от 15.05.2018г. N * истцу отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку: не выполнены все условия, указанные в ст. 7 Закона N 29, а именно - отсутствует регистрация в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет (регистрация по месту жительства в городе Москве истца и членов ее семьи с 2017 года); - наличие действий за пять лет, предшествующих подаче заявления, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (отчуждение в 2018 году по * доли в праве собственности на жилой дом площадью * кв.м по адресу: *); не имеется оснований для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, поскольку размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи истца составляет больше учетной нормы - * кв.м.
На основании ст. 11 вышеуказанного Закона N 29, с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Несмотря на то обстоятельство, что Валиев Р.Д. является лицом, добровольно выехавшим из зоны отселения, и на него распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в г. Москве не имеется. Суд верно отклонил доводы истца о том, что на него не распространяются требования, закрепленные в Законе N 29, поскольку ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. При этом реализация права, предоставленного п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и включение его в подпрограмму целевой программы обеспечения жильем, возможны лишь при наличии общих оснований для принятия на жилищный учет в г. Москве.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что право Валиева Р.Д. на обеспечение жильем в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Департаментом нарушено не было.
Проанализировав установленные обстоятельства, дав правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Валиева Р.Д. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, об обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции как с правильными и обоснованными.
Доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов нижестоящих инстанций или опровергали выводы судебных актов, основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, в связи с чем не могут послужить основанием к отмене состоявшихся судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах и иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Валиева Р.Д. на решение Преснеского районного суда г. Москвы от 18.02.2019г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.04.2019 г. по гражданскому делу по иску Валиева Р.Д. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, признании права на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, об обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.