Судья Московского городского суда Пономарев А.Н., изучив кассационную жалобу К***., поступившую в Московский городской суд 4 июля 2019 года, на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 19 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску ТСЖ "Таллинская, 32" к К***. о взыскании задолженности,
установил:
ТСЖ "Таллинская, 32" обратилось в суд с вышеуказанным иском к К**, ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанностей собственника жилого помещения в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт дома за период с 1 июля 2015 года по 31 августа 2018 года в размере 57 584 рубля 40 копеек.
Решением Хорошевского районного суда города Москвы от 19 ноября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 февраля 2019 года иск удовлетворен.
В кассационной жалобе К***. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Статья 387 ГПК РФ в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса воспроизводит правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 5 февраля 2007 года N 2-П, согласно которой основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов могут выступать лишь такие ошибки в толковании и применении закона, повлиявшие на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав и свобод, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для отмены судебных постановлений, не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена и ее правовые последствия - соразмерными нарушениям норм материального и процессуального права, на которые ссылается заявитель жалобы.
Судами установлено, что истец, как управляющая организация, осуществляет содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: **, в котором ответчику на праве собственности принадлежит квартиры N ***.
Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 N 832-ПП утверждена региональная программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы. Многоквартирный дом по улице **** включен в данную программу под номером N ** со сроками проведения капитальных ремонтов общего имущества с 2030 года по 2044 год.
Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 N 833-ПП (ред. от 20 декабря 2016 года) "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" с 1 июля 2015 года утвержден минимальный взнос в размере 15 рублей с квадратного метра площади помещения в месяц. Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 851-ПП установлен минимальный ежемесячный взнос в фонд капитального ремонта многоквартирного дома установлен в размере 17 рублей с квадратного метра площади помещения.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений от 18 мая 2015 года, в котором приняла участие К***, собственники выбрали способ формирования фонда капитального ремонта дома на специальном счете, владельцем счета избрано ТСЖ "Таллинская, 32", размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт определен в размере минимального взноса, установленного на очередной год на 1 м.кв. площади помещения на территории города Москвы, утверждено положение о фонде капитального ремонта.
Судебные инстанции применительно к заявленным основаниям иска и требованиям названных правовых актов, положений статей 210 Гражданского кодекса РФ, статей 153, 154, 155 Жилищного кодекса РФ, статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходили из того, что истец доказал наличие правовых оснований, с которыми закон связывает возникновение у ответчика обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт, их размер. В свою очередь К***. не представила доказательств внесения указанных платежей с 31 августа 2015 по 31 августа 2018 года.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, включая тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями и указывает, что истцом не было представлено суду доказательств выполнения им работ по капитальному ремонту дома и доказательств наличия утвержденного сторонами перечня этих работ, не предоставлен суду сам договор на оказание работ и услуг по производству капитального ремонта в доме, где расположена квартира ответчика, при этом ответчик неоднократно обращался к истцу с требованием о его заключении, от чего истец уклоняется, а суды в своих решениях не указали причины отсутствия необходимости заключать такой договор. Полагает, что по своей природе взносы на капитальный ремонт дома являются авансовыми платежами, и в этом случае основанием для их принятия истцом должен являться хозяйственный договор. Вынесенные судебные решения, по мнению заявителя, ставят ее в кабальное положение, поскольку в обычной деловой практике лицо не стало бы платить авансовые платежи за работы, которые будут выполнены спустя 20 лет и более, ответчику не гарантирована сохранность внесенных ею денежных средств и их возврат в случае ликвидации ТСЖ. Кроме того, суды немотивированно, по мнению заявителя, не применили к данному спору положения Закона РФ "О защите прав потребителей".
С указанными доводами согласиться нельзя.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме имеют иную правовую природу, отличную от авансовых платежей, основанных на возмездной сделке, которая заключается по выбору контрагента.
Так, будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, взносы за капитальный ремонт предназначены для оплаты собственниками расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Исполнение собственником обязанности по уплате взносов за капитальный ремонт отвечает прежде всего интересам самого собственника, указанные взносы зачисляются - в зависимости от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта - либо на специальный счет в кредитной организации (банке), либо на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ), и не могут использоваться вне своего целевого назначения, поскольку должны расходоваться исключительно на работы и услуги, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В частности, средства фонда капитального ремонта (независимо от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа его формирования), согласно части 1 статьи 174 Жилищного кодекса РФ, могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, для погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг и (или) работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам; при этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только тех работ, которые предусмотрены частью 1 статьи 166 данного Кодекса (ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, его фасада и фундамента), и работ, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Следовательно, в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. Тем самым обеспечивается фактически индивидуально возмездный характер данных взносов, в связи с чем их установление Жилищным кодексом Российской Федерации не требует заключение с каждым собственником договора гражданско-правового характера.
Обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возлагается частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ на всех собственников помещений в таких домах, за исключением случаев, предусмотренных другими положениями данного Кодекса, согласно которым от уплаты этих взносов освобождаются, в частности, собственники помещений в многоквартирном доме, который в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу либо в отношении которого исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, занимаемого данным домом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме (часть 2 статьи 169); собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете и установившие размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем определенный для таких домов законом субъекта Российской Федерации минимальный размер фонда капитального ремонта, - в случае принятия ими решения о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в связи с достижением минимального размера фонда капитального ремонта (часть 8 статьи 170).
Таких оснований для освобождения от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт кассационная жалоба не содержит.
При указанных обстоятельствах оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы К***. на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 19 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску ТСЖ "Таллинская, 32" к К***. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда А.Н. Пономарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.