Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Федорчука А.В., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 18.07.2019г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.04.2019г. по административному делу по административному иску Федорчука А.В. к Призывной комиссии района "Зябликово", Военному комиссариату г. Москвы о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии о признании гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, обязании выдать документ воинского учета - военный билет,
установил:
Федорчук А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии района "Зябликово" г. Москвы, Военному комиссариату г. Москвы о признании незаконным и отмене решения Призывной комиссии района "Зябликово" г. Москвы от 04.04.2018 года, оформленного Протоколом N * о признании гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, обязании выдать документ воинского учета - военный билет, полагая, что законные основания к принятию такого решения отсутствовали, в Военный комиссариат Федорчук А.В. не являлся по причине бездействия призывной комиссии, которая не проводила в отношении него призывных мероприятий, в установленном законом порядке в военный комиссариат его не вызывала.
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы 10.12.2018 года постановлено:
Административное исковое заявление Федорчука А.В. к Призывной комиссии района "Зябликово", Военному комиссариату г. Москвы о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии о признании гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, обязании выдать документ воинского учета - военный билет.
Признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии района "Зябликово" г. Москвы, оформленное Протоколом N * о признании Федорчука А.В. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Обязать Военный комиссариат г. Москвы выдать Федорчуку А.В. документ воинского учета - военный билет.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.04.2019 г. решение Нагатинского районного суда г. Москвы 10.12.2018 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.04.2019 г. и оставлении в силе решения Нагатинского районного суда г. Москвы 10.12.2018 года.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Федорчук А.В, * г.р, был поставлен на учет в объединенном военном комиссариате Царицынского района г. Москвы 26.03.2008 года, в тот же день прошел медицинскую комиссию, по результатам медицинского осмотра "здоров".
Решением призывной комиссии от 04.04.2018 года Федорчук А.В. по достижении 27-летнего возраста был зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии со статьей 59 Конституции РФ:
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет.
Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.
На основании ст. 10 Закона, в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Судом установлено, что истец зарегистрирован по адресу: *.
С 2009 года военный комиссариат по Царицынскому району предпринимал попытки вызвать Федорчука А.В. на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, что подтверждено Актами * о невозможности вручить повестку призывнику по причине отсутствия его дома, рапортами участковых уполномоченных по району Зябликово г. Москвы, которыми осуществлялись выходы по месту жительства призывника, обращениями военного комиссара Царицынского района к начальнику ОВД по району Зябликово города Москвы с целью установления местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат, повестками о необходимости явиться в военный комиссариат. Оснований для недоверия указанным документам у суда апелляционной инстанции не имелось.
Таким образом, Федорчук А.В. игнорировал свои обязанности по воинскому учету, в военный комиссариат не являлся, сведения о праве на предоставление отсрочки от военной службы не предоставлял.
Вышеуказанные обстоятельства на основании ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" явились основанием для вынесения оспариваемого решения.
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 01.01.2014 г, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Федеральный законодатель в абзаце втором названного пункта указал, что порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. N 663, в разделе III (в редакции действующей с 31.05.2014 г.) устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 34 Положения, призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 01.01.2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Учитывая то обстоятельство, что Федорчук А.В. не исполнял свои обязанности по явке в военный комиссариат, истец злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва в армию, что в силу ч. 1.1 ст. 28 ФЗ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" давало призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого заключения.
При таких обстоятельствах, решение районного суда обоснованно отменено с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Федорчуком А.В. требований. Положенное в основу вышеуказанного решения суда первой инстанции в качестве преюдиции решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 10.09.2018 года, которым отменено постановление по делу об административном правонарушении от 09.07.2018 года о привлечении Федорчука А.В. к административной ответственности по статье 21.5 КоАП РФ за неисполнение обязанности по воинскому учету, доводы административного иска о том, что военный комиссариат мероприятия по организации военного призыва не проводил, не подтвердили, поскольку по существу дело об административном правонарушении не было рассмотрено, производство по нему прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Напротив, установленными выше обстоятельствами подтверждено выполнение военным комиссариатом обязанности по организации призыва на военную службу Федорчука А.В. и его явное уклонение от прохождения военной службы по призыву.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с изложенными выводами суда апелляционной инстанции и судебной оценкой доказательств, при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основанием к отмене апелляционного определения.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности его выводов и на иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены апелляционного определения.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Федорчука А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.04.2019г. по административному делу по административному иску Федорчука А.В. к Призывной комиссии района "Зябликово", Военному комиссариату г. Москвы о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии о признании гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, обязании выдать документ воинского учета - военный билет - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.