Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Агроторг" по доверенности Чарыгина Т.Н. на постановление заместителя начальника ОАТИ города Москвы N 18-52-Щ01-00321/01 от 10 января 2019 года, на решение судьи Люблинского районного суда города Москвы от 17 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1. ст. 8.10 КоАП г. Москвы, в отношении ООО "Агроторг",
установил:
постановлением заместителем начальника инспекции ОАТИ г. Москвы N 18-52-Щ01-00321/01 от 10 января 2019 года ООО "Агроторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник общества подал на него жалобу в Люблинский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 17 мая 2019 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник ООО "Агроторг" обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения не доказана, с учетом того, что по указанному адресу выявления нарушений хозяйственную деятельность помимо магазина "***" осуществляют и иные организации, которым принадлежат мусорные баки, зафиксированные на представленном фотоматериале, тогда как контейнерные площадки обществом содержатся в надлежащем состоянии, контейнеры не располагаются за пределами площадки; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Агроторг", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представители ОАТИ г.Москвы по доверенностям Трухина Н.А. и Багдасарян Д.И. возражали против удовлетворения доводов указанной жалобы, указывая на то, что представленные в материалы дела рапорт инспектора, непосредственно выявившего административное правонарушение, фотоматериал, договор на оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению отходов от ***года с очевидностью свидетельствуют о том, что контейнерная площадка непосредственно прилегает к территории магазина ООО "Агроторг" "***", каких-либо иных хозяйствующих объектов по указанному адресу не имеется, при этом, ни на составление протокола, ни на рассмотрение дела должностным лицом общество своего защитника не направило, каких-либо доказательств в подтверждение своей позиции не представило.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей административного органа, прихожу к выводу о том, что оспариваемые акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, нарушение установленных Правительством г. Москвы Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.4.7, 4.8 и 4.14 КоАП г.Москвы, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Согласно пунктам 3.4, 3.8 указанных Правил, контейнеры и бункеры-накопители размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках, места размещения и тип ограждения определяются архитектурно-планировочным управлением (АПУ) административного округа по заявкам районных жилищно-эксплуатационных организаций, согласованным с Управлением Роспотребнадзора по городу Москве, Управлением государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве, Объединением административно-технических инспекций города Москвы; контейнерные площадки и места установки бункеров-накопителей должны быть постоянно очищены от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке балансодержателями домовладений и территорий.
Исходя из п. 2.2.7 и п. 2.2.10 Положения об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08 сентября 2009 года N 960-ПП, Объединение осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы путем проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Инспекторский состав Объединения на основании поручения начальника структурного подразделения Объединения осуществляет систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем ежедневного выборочного обследования состояния внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе обследования территории главным инспектором ОАТИ г.Москвы на основании поручения начальника инспекции ОАТИ г. Москвы в 10.11 час. ***года по адресу: г.Москва, ул.***, д.32, выявлено, что ответственной организацией ООО "Агроторг", в нарушение требований пунктов 3.4, 3.8 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N1018, допущено неудовлетворительное содержание принадлежащей универсаму "***" контейнерной площадки, которая не очищена от мусора, размещение контейнеров для сбора отходов на городской территории, вне специально оборудованной площадки, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.10 КоАП города Москвы.
Факт совершения ООО "Агроторг" указанного административного правонарушения и его вина подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, поручением начальника инспекции ОАТИ г..Москвы о проведении мероприятий по контролю за состоянием внешнего благоустройства, контроля вывоза мусора, состояния контейнерных и бункерных площадок, выявление хозяйствующих субъектов, не заключивших договоры на вывоз мусора; рапортом главного инспектора инспекции ОАТИ г..Москвы, из которого следует, что 10.11 час. ***года по адресу: г..Москва, ул.***, д.32, им выявлено, что принадлежащая универсаму "***" контейнерная площадка не очищена от мусора, контейнеры для сбора отходов размещены на городской территории, вне специально оборудованной площадки; фотоматериалом, полученным инспектором ОАТИ г..Москвы в ходе визуального наблюдения за состоянием благоустройства города Москвы, которым зафиксированы выявленные нарушения Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО "Агроторг"; договором на оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению отходов от ***года с дополнительным соглашением к нему и спецификацией ; предписанием об устранении выявленных нарушений ; протоколом об административном правонарушении от 21 декабря 2018 года в отношении ООО "Агроторг" по ч. 1 ст. 8.10 КоАП г..Москвы, в котором полно изложены событие административного правонарушения, указаны нормы Правил, нарушение которых вменяется обществу, приведены доказательства, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении законный представитель общества в установленном порядке и заблаговременно извещен, в административный орган не явился, явку защитника не обеспечил, копия протокола для сведения направлена в его адрес заказным письмом посредством почты, что подтверждается документально,
все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, включая подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства составлены должностными лицами ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в г.Москве в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, оснований не доверять которым не имеется.
По смыслу п. 1.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, данные Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Анализ приведенной нормы указывает на то, что ответственность за нарушение Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, несут все юридические и физические лица, являющиеся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
В данном случае была исследована территория, прилегающая к нежилому зданию по адресу: г.Москва, ул.***, д.32, в непосредственной близости от разгрузочной площадки магазина ООО "Агроторг" "***", на котором имеется вывеска универсама с режимом работы, что с очевидностью усматривается из фотоматериала, которым зафиксировано, что работы по очистке контейнерной площадки от мусора не проведены, контейнеры установлены вне специально оборудованной контейнерной площадки, на городской территории, а также из договора на оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению отходов от ***года с дополнительным соглашением к нему и спецификацией, согласно условиям которых исполнитель ООО "***" взял на себя обязательство оказывать заказчику ООО "Агроторг" услуги по сбору с территории объектов заказчика, транспортировке (вывозу) и размещению (хранению и захоронению) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора из емкостей, в том числе по адресу: г.Москва, ул.***, д.32, в связи с чем хозяйствующим субъектом, ответственным за содержание контейнерной площадки, является ООО "Агроторг", фактически использующее указанную территорию, и именно данное общество должно нести ответственность за неудовлетворительное санитарное содержание указанной площадки.
При этом, представленный фотоматериал содержит сведения о дате и времени проведения фотосъемки, является приложением к рапорту инспектора ОАТИ г.Москвы, проводившего обследования территории, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, и в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, которое при рассмотрении жалобы на постановление получили надлежащую оценку судьи районного суда.
Также следует отметить, что законом не предусмотрены требования об обязательной фиксации в процессуальных документах сведений о проводимой фотосъемке, равно как и внесение в них сведений о фотоаппарате, с применением которого она была произведена, так как фотоаппарат не является специальным техническим средством измерения, о котором говорится в ст. 26.8 КоАП РФ, следовательно, к нему неприменимы требования закона об обязательном указании на его использование в протоколе об административном правонарушении. Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает.
Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные утверждения в жалобе о том, что ООО "Агроторг" не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, вина общества во вменяемом ему правонарушении не доказана.
Также следует отметить, что сам факт неудовлетворительного содержания прилегающей к торговому объекту "***" территории стороной защиты в ходе рассмотрения настоящего дела не отрицался ни в доводах поданных в суд первой инстанции и суд второй инстанции жалоб, ни в судебном заседании районного суда.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, в материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пунктов 3.4, 3.8 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N1018, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "Агроторг" имелась, однако оно бездействовало, что указывает на его вину.
ООО "Агроторг", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Постановление N 18-52-Щ01-00321/01 от 10 января 2019 года, которым ООО "Агроторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил, нарушение которых вменяется обществу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника ОАТИ г. Москвы, с соблюдением установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, извещенного о месте и времени рассмотрения дела в установленном порядке и надлежащим образом, копия постановления направлена в адрес общества посредством почты заказным письмом, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений права заявителя на защиту при производстве по делу не усматривается.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ОАТИ г. Москвы и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела, и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ООО "Агроторг" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу данного юридического лица по делу не усматривается, были установлены достаточные данные, указывающие на наличие состава указанного административного правонарушения, что отражено в составленных процессуальных документах.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с актами должностного лица административного органа и судьи районного суда, не является основанием к отмене обжалуемых постановления и решения, вынесенных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству города Москвы, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.18.10 КоАП г.Москвы, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника ОАТИ города Москвы N 18-52-Щ01-00321/01 от 10 января 2019 года, решение судьи Люблинского районного суда города Москвы от 17 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, в отношении ООО "Агроторг" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Чарыгина Т.Н. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.