Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Проект ПС" Крючковой Е.Ю. на решение судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 25 марта 2019 года и постановление старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N 0404-1351/2018/МПП от 12 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО "Проект ПС",
УСТАНОВИЛ:
26 сентября 2018 г. заместителем межрайонного природоохранного прокурора г.Москвы в отношении ООО "Проект ПС" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении направлены для рассмотрения в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы.
12 ноября 2018 г. старшим государственным инспектором города Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы вынесено постановление N 0404-1351/2018/МПП, которым - юридическое лицо ООО "Проект ПС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей за нарушение требований ч.2 ст.30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО "Проект ПС" Крючкова Е.Ю. обратилась в суд с жалобой.
Решением Бабушкинского районного суда г.Москвы от 25 марта 2019 года постановление старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N 0404-1351/2018/МПП от 12 ноября 2018 г. - оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением судьи, защитник ООО "Проект ПС" Крючкова Е.Ю. обратилась с жалобой в Московский городской суд в которой просит по доводам жалобы постановление должностного лица и решение судьи отменить, а производство по делу прекратить.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения законного представителя - генерального директора ООО "Проект ПС" Шевякова А.В. и защитника Общества Крючковой Е.Ю, поддержавших доводы жалобы, но снявших при этом довод жалобы о повторности привлечения Общества к административной ответственности, поскольку в данном случае, ООО "Проект ПС" было привлечено к административной ответственности впервые, а также признавших, что ООО "Проект ПС" проводило работы без заключения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти г. Москвы, но полагавших, что данное заключение не требовалось, так как Общество выполняло реконструкцию уже существующего катка, а не возводило новый капитальный объект и не проводило земляные работы, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и постановления должностного лица.
Согласно ч.2 ст.30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории; размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети в границах особо охраняемой природной территории без согласования с уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Как следует из материалов дела, 23 августа 2018 г. в 14 час. 00 мин. в ходе обследования земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории ООПТ Природно-исторический парк "Останкино" по адресному ориентиру: *, старшими государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на ООПТ, выявлен факт проведения земляных работ ООО "Проект ПС" на территории, входящей в границы ООПТ ПИП "Останкино", без положительного заключения органа исполнительной власти г.Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в г.Москве, о соответствии экологическим требованиям предпроектной и проектной документации, что является нарушением Закона г.Москвы от 26.09.2001 N48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Границы ООПТ Природно-исторический парк "Останкино" определены постановлением правительства Москвы от 29.12.1998 N 1012 "О проектных положениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий" отнесен к особо охраняемым природным территориям, в соответствии с требованиями ч.2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Факт административного правонарушения и вина ООО "Проект ПС" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются : постановлением о возбуждении дела правонарушении; актом проверки; фотоматериалом; сообщением заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, согласно которому проектная документация по устройству катка с искусственным охлаждением и сопутствующей инфраструктурой, в т.ч. административно-бытовым зданием, гаражом и зданием холодильного оборудования по адресу: * (работы проводятся ООО "Проект ПС"), на рассмотрение в Департамент, в том числе по процедуре государственной экологической экспертизы и оформлению разрешения на строительство не поступала; план-схемой ООПТ регионального значения "Природно-исторический парк "Останкино"; другими материалами дела.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, должностное лицо административного органа и судья первой инстанции пришли к правильному выводу о совершении ООО "Проект ПС" административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, так как Общество выполняло реконструкцию уже существующего катка, а не возводило новый капитальный объект и не проводило земляные работы, несостоятельны и н е могут служить основанием для отмены судебного решения и постановления должностного лица.
П од объектами капитального строительства, в соответствии с п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, понимаются объекты капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, где сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фундаменты катка и прилегающих строений представляют собой монолитные железобетонные плиты, основания которых заглублены в грунт и покрыты обмазочной гидроизоляцией. К катку выполнен заглубленный канал инженерных сетей холодоснабжения из монолитного железобетона. Связь сооружения с массивом грунта осуществляется через фундамент, является прочной и обеспечивает общую устойчивость и жесткость конструкций, перемещение рассматриваемых объектов невозможно без ущерба назначению и изменения основных характеристик, что свидетельствует о капитальности строений.
Учитывая обстоятельства, установленные в ходе проверки, должностное лицо административного органа и судья первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что обследуемые объекты инфраструктуры ледового катка, расположенного по адресу: *, являются капитальными строениями, на месте производства работ был снят почвенный слой, что свидетельствует о том, что земляные работы на указанном объекте требовали согласования с Департаментом природопользования.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО "Проект ПС", имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, за нарушение которого ст.8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ООО "Проект ПС" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о нарушении должностным лицом прокуратуры требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не может служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения, поскольку в силу положений п.3 ч.3 ст. 1, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п оложения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Довод жалобы о том, что прокурор не был привлечен к участию в деле, в ходе судебного заседания 25 марта 2019 г. в судебном заседании участвовал помощник Межрайонного природоохранного прокурора г.Москвы, не привлеченный определением суда к участию в деле, не может служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения, поскольку не опровергают правильные выводы должностного лица административного органа и судьи первой инстанции о наличии в действиях ООО "Проект ПС" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ. Прокурор участвовал в рассмотрении дела, поскольку данное дело было возбуждено 26 сентября 2018 г. заместителем межрайонного природоохранного прокурора г.Москвы.
Довод жалобы о том, что при исследовании материалов дела отсутствовала информация о том, что ДППиООС извещен о дате и времени рассмотрения дела, равно не может служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения, поскольку ДППиООС решение судьи не обжалует и не наделял на это полномочиями представителя ООО "Проект ПС".
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебного решения.
Действия ООО "Проект ПС" по ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы правильно.
Выводы должностного лица и суда о виновности ООО "Проект ПС" в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях КоАП РФ, приведенных выше требований закона, и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств дела правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Довод жалобы о возможности применения ст.4.1.1 КоАП РФ, заменив назначенный ООО "Проект ПС" административный штраф на предупреждение, не может служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
В данном случае совокупность обстоятельств, которые бы в силу приведенной нормы послужили основанием для применения к ООО "Проект ПС" такой меры ответственности как предупреждение, отсутствует, поскольку административным правонарушением причинен вред почве как объекту охраны окружающей среды, более того, влечет необходимость проведения работ по устранению последствий нарушения.
Административное наказание назначено ООО "Проект ПС" в пределах санкции со ст.8.39 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6- 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 25 марта 2019 года и постановление старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы N 0404-1351/2018/МПП от 12 ноября 2018 г. о привлечении ООО "Проект ПС" к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.